положение о разработке программы СИПР.pdf

МУНИI ЦППАЛЬНОЕ БЮДЖВТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРВЖДЕНИЕ

(восходtI ЕнскАя пI колА> крАсногвАрдЕЙского рАЙ9нА рвспуБлики крым

@Щ,

утв

РАССМОТРЕНО
назаседании педагогического

,БOт

Дире
Приказ

совета
Протокол Ns 01 от 27,08,20119 г.

ъ_* ,

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации

специальной индивидуальной программы развития обучающегося
I . Щель и основание разработки и реализации

СИПР

1.1.

Широкий диапазон особых образовательньI х потребностей детей с умеренной, тяж елой,
глубокоЙ умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость образования таких
обучающихся по индивидуальной программе.

| ,2,

В соответствии

1

.з.

с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуЕчI ьными
нарушениями и с учетом 2 варианта примерной АООП образования обучающихся с
интеллектуЕlльными
нарушениями
образовательная
организация
разрабатывает
специальную индивидуальную программу развития (далее СИПР).

Основанием разработки для

СИПР являются заключение

психолого­медико­

педагогической комиссии,
1.4.

Сипр является обретение обl^ rающимся таких ж изненньгх
КОмпетенциЙ, которые позволяют ему достигать максимально возмож ноЙ
самостоятельности в решении повседневЕых ж изненных задач, обеспечивают его
включение в ж изнь общества на основе индивидуЕI льного поэтапного, плzlноI uерного

щелью реализации

РаСширения ж изненного опыта и повседневных социаJI ьньгх контактов в доступных
него пределах.

I I . Организация разработки

.аlя

СИПР

2.| . При поступлении ребенка в

образовательную организацию специаlисты проволт
психолого­педагогическое обследование с целью последующей разработrtн СI lПР н
создания оптимЕtльньtх условий ее реа_гlизации.

2.2.

Психолого­педагогическое обследование ребенка вкJI ючает:
2.2.1, изуrение специалистап{ и заключения ПМПК и др} той преJостаеlенноI ­l на
ребенка документации,
2.2.2. знакомство с семьей ребенка и условиями его обуrения/ воспитания в се\ ье.
2.2.З. сбор лополнительной информации у специzrлистов, осуществJuI вших псЕхо_­I ог0­
педагогическую работу с ребенком до школы,
2.2.4, проведение первичного психолого­педагогического обследования,

2,2.5. диагностический период
Организации.

в

течение первого месяца посещения ребенкоrt

на основе результатов психолого­педагогического обследования ребенка, проводимого

2,з.

специалистами образоватеJI ьной оргаtrизации, составляется психолого­педагогическая
и
характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуurльного состояния рutзвития
определяется зона б;lиж айшего развития обучающегося,

2.4.

Структура характеристики включает:
2.4,1. год обучения в образовательной организачии;
2.4.2. сведения о семье (социально­бытовые условия, взаимоотношения

в

семье,

отношение к ребенку);
2.4.з, данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
2.4.4. характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых
специалистами;
2,4.5, социttльные компетенции:
2.4,5.| . базовые учебные действия,
2.4.5.2. коМмуникативные возмож ности (речь и общение).
2.4,5.З, игроваrI деятельность.
2.4,5.4. предметно­практическаrI деятельность (действия с предметами, инструментами,
материалалли).
2.4.5.5. самообслуж ивание.
2.4.5.6, бытовая и трудоваrI деятельность.
2.4.5.7 . математические представления.
2,4.5.8. представления об окруж ающем мире (о себе, ближ айшем окруж ении, природном,
растительном, социальном мире).

2.4.6. потребность в уходе

и

присмотре; необходимый объем помощи со стороны

окруж ающих;
2.4.7. выводы по итогам оценки.

2.5. сипр

разрабатывается

на

основе примерной адаптированной

основной

общеобразовательной программы (АООП) на один уrебный гол,

2.6.

разработку

и реализацию

сипр

осуществляет

результатов психолого­педагогического

экспертная

группа на основе аншI иза

обследования ребенка.

К этой

работе

привлекаются родители (законные представители) обучающегося.

2.7. В

состав экспертной группы входят специi} листы (уrитель класса, учитель музыки.
с
учитель физкультуры, учитель­логопед, педагог­психолог и др.), работающие
конкретным ребенком.

сипр

2.8.

органа
утверж дается директором на основе решения коллегиального
(педагогического совета, МО, ПМПк) Организации.

2.9,

В

соответствие с требованиями ФГоС (п. 2,9.1 прилож ения Фгос) структура сипр
персональные данные ребенка и егО родитеjI ях:
включает: общие сведения
характеристику ребенка; индивидуальный учебный план; содерж ание актуальньD( лuI
образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционньrх занятий и
других программ; условия речrлизации потребности в уходе и в присмотре (при
необходимости); внеурочную деятельность обучающегося; перечень специilлистов.
участвующих в разработке и реализации Сипр; программу сотрудничествzl
специалистов с семьей обучающегося; перечень необходимых технических средств
общего и индивидуаJI ьного назначения, дидактических материt} лОв, ИНДИВИДУz} ЛЬНЬD(
средств реабилитации, необходимьж для реаJI изации СИПР; средства мониторинга и
оценки динамики обl^ rения.

2.| 0,

2.1l.

Общие сведения содерж ат персонЕrльные данные о
ребенке и его родителях, заключение

пмпк.

Индивидуа_пьный учебный план (далее ИУП)
устанавливает доступный объем недельной
нагрузки для обучающегося по актуt} льным учебным предметам, коррекционным

курсам, внеурочной деятельности.

2.12.

иуп

разрабатывается на основе учебного плана Организации
включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из
общего учебного плана Аооп, с учетом индивидуальных образовательньж
потребностей, возмож ностей и особенностей
развития конкретного обучающегося.

и

2.13. Содерж ание образования на основе сипр включает перечень конкретньж
образовательных задач для обучающегося, которые
формулируются с учетом его
возмож ностей и особых образовательньI х потребностей, а такж е содерж ания
учебньж
предметоВ, коррекционных занятий и Других программ (формирования базовых
учебных
действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа ж изни обучающихся; внеурочной деятельности;, .riелaru"пЁп"r" u

Аооп. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве

возмож ных
(планируемых) результатов обучения и воспитания
ребенка на один учебный гол.

2.14.

сипР

отраж ает потребности обуrающегося

в

и

в

присмотре
уходе
форме
индивидуального графика с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего
уход и присмотр, а такж е перечня необходимых специаJI ьньI х материалов и средств.

2,| 5. области и

требования ухода: прием пищи, одевание,
раздевание и забота о внешнем
виде, передвиж ение, совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарньж

требований' поддерж ка ж изненно важ ных функuии организма,
реализация
коммуникативных и социtlльно­эмоционаJI ьньгх потребностей.

2,16. области и требования присмотра: обеспечение безопасной среды; составление четких

алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденньI х сиryаций связанных с

безопасностью ж изни и здоровья обучающихся;

2.| 7. Внеурочная деятельность

в

структуре

ведение ж урнаJI а травм.

сипР

представлена планом мероприятий
ЕгО реzrлизация осуществляется
ходе проведения
внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам,
творческие
фестива­ltИ, конкурсы, выставки, соревнования (квеселые старты), олимпиады).
праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и
др., а такж е на занятиях по

внеурочной деятельности.

в

рЕвным направлениям внеурочной деятельности,

2,18, сипР содерж иТ переченЬ

специаJI иСтов, участВУюЩих в ее
разработке и речшизации.
перечень
мож
ет
включать: учителя класса, учителя музыки,
ЩанныЙ
r{ ителя адаптивной
физкультуры, учителя­логопеда, УЧителя­дефектолога, педагога­психологз и ДР.

2,19, Программа сотрудничества

специЕtлистов с семьей обучающегося включает перечень
направлений сотрулничества, мероприятий и
форм сотрудничества Организачr"
..rr"n
обучающегося, а такж е частоту и сроки проведения меропри ятий.
"

2.20, Программа сотрудничества специалистов

с семьей обучающегося предусматривает:
психологическую поддерж ку семьи, консультации по всем вопросам окiвания
психолого­педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам
воспитания и
обучения ребенка­инвалида; участие родителей (законных пр.д.ruurтелей)
u p* puOor* .

СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию
и обучению в условиях образовательной организации и.семьи; помощь в создании для
ребенка предметно­развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных
специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях; участие
родителеЙ в работе психолого­медико­педагогических консилиумов по актуальным
вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов в течение
всего учебного года и др.

2.2l.

2.22.

Перечень необходимьI х технических средств общего и индивидуЕrльного назначения,
дидактических материаJI ов, индивидуальньж средств реабилитации, необходимых для
реализации СИПР,
Оценка динамики обучения осуществляется в ходе проведения текущей, промеж уточной

и итоговоЙ атгестации. ТекущаrI аттестация проводится в форме мониторинга в конце
каж дого полугодия с использованием условных обозначений, рекомендованных в пр.
АООП (2 вариант). Промеж уточнаJI аттестация проводится по итогам учебного года и
предполагает описательн} ,ю форму (характеристика обуrающегося). Итоговая
аттестация представляет собой оценку результатов освоения специальной

индивидучrльной программы развития последнего года обучения.

2.2З. При разработке

и

реализации СИПР рекомендуется использование уrебно­
методического комплекса, ра:} мещенного в сети интернет на сайте УМКСИПР.РФ.
I I I . Организация реализации СИПР

З.l.

Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, в которую входят те ж е
специilлисты, которые разрабатывали индивидуЕlльную программу развития, и
родителями (законными представителями) обучающегося.

з.2.

В соответствии с индивидуальным учебным планом (иуп) на каж дого обучающегося

специалистами составляется расписание занятий, планируется внеурочное время.

3.З. С Учетом

индивидуальных особенностей ребенка, в случае трудностей адаптации к
ПРебыванию в условиях группы, при наличии выраж енных проблем поведения
(постоянного крика, постоянной вока­пизации, открытой направленной на окруж ающих и
ПРеДМеТы агрессии, частоЙ самоагрессии) и необходимости постоянного присмота.

РебеНкУ мож ет быть установлен индивидучlJI ьный график
соответствующее расписание занятий.

з.4.

3.5.

посещения

организации

и

Продолж ительность пребывания ребенка в Организации, предпочитаем€
ш часть JHJI .
(например, утро или послеобеденное время) устанавливается психолого­медико­
ПеДагогическим консилиумом (ПМПк) образовательной организации на основе
рекомендаций экспертной группы, с учетом психоэмоцион.tльного состоянии ребенка и
еГО ГОТОВНОСТи к нахож дению и обучению в среде сверстников, а такж е возмож ностеЙ
ОРГаНиЗации обеспечить коррекционную работу и присмотр за ребенком. По rrep
коррекции поведенческих проблем время пребывания ребенка в образовательной
ОРГаНИЗаЦИи вообще и в классе (на ступени), в частности, постепенно увеличивается.
дозировано он включается в групповую форму обучения.

С Учетом готовности ребенка к обучению в группе сверстников и содерж ания СИПР

ВЫбИРаЮтСя формы организации обl"rения (фронтальная, групповая, индивидуальная).

3.5.1. Проuесс обучения

по учебным

предметам организуется

в

форме урока. Учитель

проводит урок для состава всего класса или для групп} I обучающихся (при наличии
сходных образовательных задаI I по учебному предмету). Урок мож ет проводиться в
форме индивидуа­iI ьного занятия с обучающимися, не готовыми обучаться в группе, а

с обучающимися, включенные в СИПР образовательные задачи которых,
существенно отличаются от задач других обучающихся.

такж е

З.5.2, Коррекционные курсы реЕ} лизуются в форме индивидуt} льных занятий.

3.6.

з.7.

Для проведения уроков по учебным предметам

и

индивидуальным занятиям по
коррекционным курсам разрабатывают каJI ендарно­тематическое планирование,
соответствующее содерж анию Сипр.

Методы, приемы обучения выбираются специалистом самостоятельно,
особенностей развития ребенка, целей и содерж ания, включенного в СИПР.

3.8.

с

учетом

Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промеж уточной и итоговой
аттестации обl^ rающегося, которую ос} ществляет экспертная группа Организации. К
ан€
r лизу результатов обучения привлекаются члены семьи обучающегося. В ходе
аттестации дается согласованная оценка достиж ений ребёнка в сфере ж изненных
компетенций.

з.9.

В конце 1^ rебного года на основе аншI иза данных на каж дого обуrающегося составляется
характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный
год.

3.10. Организация текущей, промеж уточной

и

итоговой аттестации обучающихся

регулируется соответствующим локаJI ьным актом Организации.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».