Положение о внутришкольном контроле 2023 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМ. В. И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 01от 29.08.2023г.

УТВЕЖДАЮ
Директор _______ И.С. Зуйкина
приказ №275 от 31.08.2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
Общие положения

1.1 Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее «Положение») разработано
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ
от 29.12.2012 г., ФГОС НОО и ООО, Уставом школы и другими нормативно правовыми
документами, регулирующими деятельность образовательной организации.
1.2 Регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса
осуществляется в порядке, установленном в настоящем Положении.
1.3 Внутришкольный контроль (далее ВШК) - это проведение директором школы, его
заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля
в пределах своей компетентности за соблюдением всеми участниками образовательного
процесса законодательных и иных нормативных актов разного уровня, а также Устава Школы,
должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов.
1.4 Директор школы, его заместители вправе осуществлять внутришкольный контроль
результатов деятельности педагогических работников по вопросам: -соблюдения
законодательства РФ в области образования; -осуществления государственной политики в
области образования; -соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других
локальных актов школы; -контроля условий реализации основной образовательной программы
НОО
и
ООО
(кадровых,
материально-технических,
психолого-педагогических,
информационно-методических и других) ; -контроля результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы соответствующей ступени обучения; -контроля
соответствия структуры и содержания основной образовательной программы НОО и ООО (и
вносимых в нее изменений) требованиям стандарта; -соблюдения утвержденных календарных
учебных графиков; -соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся
и текущего контроля успеваемости; -своевременности предоставления отдельным категориям
обучающихся дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ.
1.5 Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического
коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности
образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с
целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства. В
данное положение о ВШК могут вноситься изменения и (или) дополнения.

2. Цели, задачи и функции ВШК

2.1. Целью ВШК является:
совершенствование основной деятельности ОУ, в т.ч. улучшение/повышение
качества образования;
повышение профессионального уровня педагогических работников.
2.2. Задачи ВШК:
выявление случаев нарушений и неисполнения нормативных правовых актов в
области образования и принятие мер по их предупреждению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников;
выявление отрицательных и положительных тенденций в организации
образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
анализ результатов выполнения приказов и распоряжений в ОУ; - оказание
методической помощи педагогическим работникам.
2.3. Функции ВШК:
информационно-аналитическая - получение информации о состоянии
образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для
принятия целесообразных управленческих решений;
контрольно-диагностическая - оценка ситуации в сопоставлении реального
положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты
освоения основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
стимулирующая
превращение
контроля
в
инструмент
развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития
обучающихся.
2.4. Задачи внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС:
выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации
ФГОС в школе нормативным требованиям;
проверка уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы;
анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях
реализации стандарта второго поколения;
оказание методической помощи педагогическим работникам, в том числе по
формированию у обучающихся универсальных учебных действий.
2.5. Направлениями внутришкольного контроля, соответствующими направлениям оценки
качества образования являются:

требования к качеству результатов:
оценка образовательных результатов,
достигаемых школой;
требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной
деятельности;
требования к структуре образовательных программ: оценка качества
управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу
«распределенной ответственности».

3. Основные вопросы организации и проведения ВШК
3.1. Директор ОУ, заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов
деятельности педагогических работников по вопросам:
соблюдения законодательства РФ в области образования;

осуществления государственной политики в области образования;
использования методического обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других
локальных актов ОУ;
соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и
текущего контроля успеваемости;
своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся
дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ;
работы подразделений организаций общественного питания и медицинских
учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ОУ.
3.2. При оценке педагога в ходе ВШК учитывается:
уровень организации образовательного процесса;
качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности;
выполнение государственных программ;
уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие творческих способностей обучающихся;
использование различных подходов и методов в процессе обучения;
создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
умение отбирать и выстраивать учебный материал в соответствии с целями и
задачами уроков;
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю
результатов педагогической деятельности;
прохождение курсов (других форм) повышения квалификации, педагогическое
мастерство;
участие в научно-методической деятельности.
3.3. ВШК сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.
4. Методы, виды и формы ВШК
4.1. Методы контроля деятельности педагога:
КИМ ы по предметам;
наблюдение;
беседы;
анализ и самоанализ уроков;
анкетирование, тестирование;
анализ портфолио обучающихся и педагогов;
социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности
обучающихся;
диагностика личностных результатов;
диагностика метапредметных результатов;
хронометрирование (при изучении режима работы школы, рационального
использования времени урока и внеурочной деятельности, занятости обучающихся и
учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости
чтения и др.); - специальные обследования.
4.2.
Методы
контроля
результатов
учебной
деятельности: - наблюдение;
анкетирование;
устный опрос;

-

письменный опрос;
письменная проверка знаний (контрольная работа);
комбинированная проверка;
беседа;
тестирование;
изучение документации.

4.3. Виды внутришкольного контроля.
При оценке отдельных разделов деятельности школы или должностного лица в ходе
ВШК (в зависимости от конкретной цели) учитывается:
уровень здоровья обучающихся;
уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся;
уровень сформированности УУД обучающихся;
уровень развития ИКТ – компетентности обучающихся;
качество и динамика обученности по учебным предметам, курсам;
подтверждение обученности по результатам внешней, независимой
оценки;
участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах;
качество планирования и организации уроков по предмету;
качество деятельности по развитию метапредметных умений;
качество деятельности по обучению учеников на основе использования
ИКТ;
качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных
учебных программ для отдельных обучающихся;
качество деятельности по организации внеурочной деятельности;
качество организации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
качество реализации программы воспитания и социализации (духовнонравственное развитие обучающихся, их социализация и профориентация,
формирование экологической культуры, культуры ЗОЖ);
динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; качество работы со школьной документацией.
Формы контроля:
Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических
работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки
необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы,
программы, проекты; поурочные разработки уроков (план-конспекты, технологические карты
уроков), рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом
требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д.
Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного
процесса. Он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее
отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам,
программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы
коррекционной работы и других).
Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности
школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом
особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных,
методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов в рамках конкретной темы.
Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного
процесса (в конце, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с
учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного
педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему необходимой
методической помощи. В ходе персонального контроля может изучаться:
знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том
числе в области системно-деятельностного подхода);
концепции, лежащие в основе ФГОС;
уровень профессионального мастерства учителей;
формирование УУД, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы;
владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС;
результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации
основной образовательной программы.
Фронтальный контроль - проверка состояния преподавания отдельного предмета,
проводится 1 раз в 5 лет.
Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности
конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива. В ходе
класснообобщающего контроля комплексно изучается:
уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых
результатов освоения основной образовательной программы.
качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и
развития обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной
образовательной программы.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемного анализа, с учетом итогов полугодия или учебного года. Сроки данного вида
контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации, адекватной выявленным
проблемам. По результатам классно-обобщающего контроля могут проводиться педсоветы,
совещания при директоре, классные часы, родительские собрания.
Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу и состоит из двух и более видов
контроля.
4.4. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ.
5. Правила и порядок проведения ВШК
5.1. Правила проведения ВШК:
ВШК осуществляет директор ОУ, заместители директора по учебновоспитательной работе, руководители методических объединений;
в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации, отдельные специалисты (методисты и специалисты
муниципального управления образованием, учителя высшей квалификационной
категории других ОУ), председатель ПК;
директор ОУ издает приказ о сроках контроля, теме контроля,
устанавливает срок представления материалов, план-задание;
план-задание содержит вопросы для проверки и должен обеспечить
достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки
итогового документа по отдельным разделам деятельности ОУ или должностного лица;
продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 5 дней с посещением не более 10 уроков, 5 занятий и других мероприятий;

эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к организации и (или) проведению ВШК;
при обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства РФ в области
образования о них сообщается директору ОУ;
экспертные вопросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в ежемесячном плане указаны сроки контроля. В
экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки учителей школы
без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная
жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).
директор и его заместители по учебно-воспитательной работе имеют право
посещать уроки педагогов ОУ без предварительного предупреждения;
при проведении оперативных проверок педагогический работник
предупреждается не менее чем за день до посещения уроков.
5.2. Основания внутришкольного контроля
5.2.1.
Плановый контроль - внутришкольный контроль в виде плановых

проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который
обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации
проверок. Он доводится до членов коллектива школы в начале учебного года.
5.2.2.
Внеплановый контроль - внутришкольный контроль в виде
внеплановых проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о
нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц по поводу
нарушений в области образования.

5.2.3.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает
сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах
образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством
образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья
обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов,
исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика
профессиональной компетентности и т.д.).
5.3. Результаты ВШК оформляются в виде:
аналитической справки;
справки;
доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу;
формы анализов уроков и занятий представлены в приложении.
Информация о результатах ВШК доводится до работников школы в течение 7 дней с
момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами
внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом,
удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного
контроля и дату ознакомления. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться
в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образованием.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а
также с учетом реального положения дел проводится:
собеседование;
совещание при директоре;
производственное совещание;
обсуждение итогов в ходе работы методического объединения;

рассмотрение полученной информации на педагогическом совете.
5.4. Директор ОУ по результатам ВШК принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением специалистов
(экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
5.5. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их
родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается в
установленном порядке и в установленные сроки.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен
(или до момента введения нового Положения).

С Положением о внутришкольном контроле в МБОУ «Восходненская
школа имени В.И. Криворотова» ознакомлены:
№п
/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Фамилия, имя,
отчество

Должность

Дата
ознакомления
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023

Подпись

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023
«___»____ 2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».