Общие приёмы вычитания с переходом через десяток

01.01.2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Восходненская школа»

Красногвардейский район Республика Крым

Открытый урок

по математике в 1-б классе

по теме: «Общие приёмы вычитания

с переходом через десяток»

Учитель начальных классов

высшей категории

Стасюк Тамара Николаевна

Тема: Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.

Цели урока: создать благоприятные условия для ознакомления с общими приёмами вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; совершенствовать умения и навыки в решении задач и выражений изученных видов; развивать навыки устного счёта, логическое мышление, память и воображение; воспитывать культуру математической речи, точность и аккуратность.

Тип, вид урока: комбинированный.

Планируемые результаты (предметные): знать общие приёмы вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; уметь решать задачи и выражения изученных видов.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения (приём вычитания); давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.

Личностные: имеют познавательный интерес.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ( цифровые ) ресурсы :мультимедийная доска, компьютер, таблица « Приёмы вычитания с переходом через десяток», таблицы-опоры («Состав числа», «Таблица сложения», «Составные части задачи», «Схемы задач»), учебник, тетрадь ,тесты-перфокарты, счётный и геометрический материал, рисунки к задачам, листы самооценки, подарки для гостей ( высказывания о математике В .М .Ломоносова и М. И. Калинина).

Ход урока

I. Организационный момент урока

Учитель: Прозвенел и смолк звонок.

10.30 и урок.

Третий урок сейчас

Математика у нас.

А математика – наука точная, постоянно тренирующая наш ум. Помните об этом, ребята!

У нас на уроке много гостей. Они хотят познакомиться с вами и увидеть

результаты наших достижений по математике.

Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, дополнительная тетрадь по математике, математический конструктор, таблицы-опоры (таблица сложения, состав числа, составные части задачи, схемы задач), тесты-перфокарты, геометрические фигуры, листы самооценки.

А главное – ваши знания, умения и навыки, которые приобретались в течении всего учебного года.

II. Предугадывание темы урока.

- Какие слова спрятались в этих ребусах?

Ребусы: минус, вычитание.

III. Работа над темой урока.

1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с приёмами вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток, используя ваши знания состава числа, а также закреплять ваши умения и навыки в решении задач и выражений изученных видов.

Помощницей на уроке у меня будет наша Мудрая Сова, которая приготовила медали за наибольшее количество правильных ответов. Фишки – звёздочки за точный ответ вы будете наклеивать на лист самооценки, на котором к вам обращается великий французский философ Жан Жак Руссо: «Вы талантливы дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Девиз нашего урока (читают дети):

Думаем – быстро.

Считаем – правильно.

Отвечаем – точно.

Пишем – красиво.

2. Работа над развитием навыков счёта. Устный счёт:

- математический конструктор (соседи числа 9; сумма чисел 8 и 5; разность чисел 15 и 10; число 7 увеличить на 4; уменьшаемое 12, вычитаемое 2, чему равна разность? показать число, в котором 1 десяток и 9 единиц; из какого числа нужно вычесть 5, чтобы осталось 0?)

(Дети показывают ответы, учитель следит за ошибками, корректирует их)

-карточки-окошки с примерами на сложение и вычитание;

-задачи из зелёного уголка класса (На сколько больше зверей, чем птиц? Сколько насекомых? Что можно сказать о зверях и насекомых?);

-кодирование примеров на сложение по таблице сложения.

3. Изучение нового материала

-Сколько нужно вычесть из 12(13,15,17), чтобы осталось 10?

Объяснение учителя

В математике есть общие приёмы вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток.Хочу такой сайт

Демонстрация приёмов вычитания на магнитной доске (геометрические фигуры)

1 приём вычитания: 11-3

Применяем состав числа: 3 – это 1 и 2, из 11-1=10, а из 10-2=8, значит 11-3=8

2 приём вычитания: 11-3

Используем знания таблицы сложения: 11- это 3 и 8, из 11-3 останется 8

3 приём вычитания: 11-3

Вычитаем из 10, 10-3=7 да ещё плюс 1 будет 8, значит 11-3=8

-Какой приём самый продуктивный для вас? Почему?

(Все приёмы вычитания ребята наблюдают на стенде «Сегодня на уроке)

4.Гимнастика для глаз «Сигналы светофора»

Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора!

Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт!

Жёлтый свет – предупрежденье, жди сигнала для движенья!

Зелёный вспыхнул впереди: Свободный путь! Переходи!

(Ребята говорят строчки и показывают на соответствующий цвет, находя его глазами в разных сторонах класса).

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

1.Работа с учебником, стр.81

«Дружная цепочка»: -Как из 13-5, из 14-7, из 11-4, из15-8, из 18-9?

Закрепление умений и навыков вычитания.

2.Работа в печатной тетради, стр.41, №2

3. Гимнастика для пальчиков: «Этот пальчик- дедушка! Этот пальчик – бабушка! Этот пальчик – папочка! Этот пальчик – мамочка! Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!»

Письмо с комментированием по цепочке:

12-4 11-5 13-6 14-8 16-7

4.Взаимопроверка.

Как можно рассуждать, выполняя вычитание 13-4 (13- это 4 и 9)

15-7 (15- это 7 и 8) и т. д.

5. Самостоятельная работа, стр.41, №4

Индивидуальная работа с ребятами 3 группы.

Дополнительная работа для ребят 1 и 2 группы с тестами-перфокартами по окончании самостоятельной работы.

6.Проверка самостоятельной работы. Анализ ошибок.

7.Работа в дополнительной тетради.

- Каллиграфическая минутка: 10, 12, … - А какое число дальше?

Письмо примеров у доски с комментированием:

11-4 13-5 14-7 16-9 15-6 17-8

Какой приём вычитания самый удобный?

8.Работа над задачей. Учебник, стр. 81, №3

· Таблица – опора «Составные части задачи»

· Прочитать содержание. Это задача? Что нужно дополнить?

· Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

(На сколько больше моторных лодок, чем катеров?)

· Как будем решать? Какой ответ?

9.Музыкальная физминутка «У жирафа пятнышки везде…»

Работа над задачей №4:

· чтение условия задачи

· составление краткой записи

· анализ задачи: О чём говорится в задаче? Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Сколько поделок сделал Саша? Что говорится в задаче о Диме? Можем ли мы узнать сколько поделок сделал Дима? Как? А теперь можно ответить на главный вопрос? Сколько действий в задаче? Это задача простая или составная?

· записываем решение задачи с комментированием. Ответ напишите самостоятельно.

10.Индивидуальная работа с учащимися 3 группы.

Проверка ответа задачи.

11.Геометрическая разминка «Узнай геометрическую фигуру «4 прямых угла, 4 стороны, 4 вершины (Прямоугольник)

- 3 стороны и столько же углов и вершин ( Треугольник )

12. Работа с учебником, №6

Назовите номера фигур, из которых можно составить такой пароходик.

Вспомните, какие геометрические фигуры мы использовали для изготовления Кораблика Памяти?

13. Практическая работа: измерьте и сложите вместе длину всех сторон ваших геометрических фигур. Измеряйте внимательно и точно!

( Учащиеся измеряют все стороны своей фигуры и складывают их длину).

Учитель:

Запомните, ребята! Сумма всех сторон геометрической фигуры – это периметр этой фигуры. На письме периметр обозначается английской буквой Р (наша заглавная буква Р). Об этом мы будем говорить во 2 классе.

V. Подведение итога урока.

Учитель: А сейчас вспомните тему нашего урока. Ещё раз вернёмся к приёмам вычитания на мультимедийной доске.

Задание №2: объяснить приём вычитания, найти и перенести правильный ответ в соответствующий ему пример.

( Ребята с удовольствием решают примеры, объясняя приёмы вычитания).

VI. Рефлексия.

- Понравился ли вам наш урок?

- Что вызвало интерес? Почему?

- Где было трудно? Справились с этим?

- Устали? Сядьте, пожалуйста, поудобнее, обратите внимание на свои листы самооценки. Сосчитайте фишки-звёздочки. Ребята, которые набрали более 5 фишек – получите от Мудрой Совы награды – Медали за хорошую работу, а остальных – награды ждут на следующих уроках.

Всем успехов и отличных знаний!

Спасибо за урок!

Просмотров всего: , сегодня:

откр.матем.docx (скачать)

Дата создания: 01.04.2021

Дата обновления: 01.04.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».