МУНИI ЦППАЛЬНОЕ БЮДЖВТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРВЖДЕНИЕ
(восходtI ЕнскАя пI колА> крАсногвАрдЕЙского рАЙ9нА рвспуБлики крым
@Щ,
утв
РАССМОТРЕНО
назаседании педагогического
,БOт
Дире
Приказ
совета
Протокол Ns 01 от 27,08,20119 г.
ъ_* ,
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации
специальной индивидуальной программы развития обучающегося
I . Щель и основание разработки и реализации
СИПР
1.1.
Широкий диапазон особых образовательньI х потребностей детей с умеренной, тяж елой,
глубокоЙ умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость образования таких
обучающихся по индивидуальной программе.
| ,2,
В соответствии
1
.з.
с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуЕчI ьными
нарушениями и с учетом 2 варианта примерной АООП образования обучающихся с
интеллектуЕlльными
нарушениями
образовательная
организация
разрабатывает
специальную индивидуальную программу развития (далее СИПР).
Основанием разработки для
СИПР являются заключение
психологомедико
педагогической комиссии,
1.4.
Сипр является обретение обl^ rающимся таких ж изненньгх
КОмпетенциЙ, которые позволяют ему достигать максимально возмож ноЙ
самостоятельности в решении повседневЕых ж изненных задач, обеспечивают его
включение в ж изнь общества на основе индивидуЕI льного поэтапного, плzlноI uерного
щелью реализации
РаСширения ж изненного опыта и повседневных социаJI ьньгх контактов в доступных
него пределах.
I I . Организация разработки
.аlя
СИПР
2.| . При поступлении ребенка в
образовательную организацию специаlисты проволт
психологопедагогическое обследование с целью последующей разработrtн СI lПР н
создания оптимЕtльньtх условий ее реа_гlизации.
2.2.
Психологопедагогическое обследование ребенка вкJI ючает:
2.2.1, изуrение специалистап{ и заключения ПМПК и др} той преJостаеlенноI l на
ребенка документации,
2.2.2. знакомство с семьей ребенка и условиями его обуrения/ воспитания в се\ ье.
2.2.З. сбор лополнительной информации у специzrлистов, осуществJuI вших псЕхо_I ог0
педагогическую работу с ребенком до школы,
2.2.4, проведение первичного психологопедагогического обследования,
2,2.5. диагностический период
Организации.
в
течение первого месяца посещения ребенкоrt
на основе результатов психологопедагогического обследования ребенка, проводимого
2,з.
специалистами образоватеJI ьной оргаtrизации, составляется психологопедагогическая
и
характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуurльного состояния рutзвития
определяется зона б;lиж айшего развития обучающегося,
2.4.
Структура характеристики включает:
2.4,1. год обучения в образовательной организачии;
2.4.2. сведения о семье (социальнобытовые условия, взаимоотношения
в
семье,
отношение к ребенку);
2.4.з, данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
2.4.4. характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых
специалистами;
2,4.5, социttльные компетенции:
2.4,5.| . базовые учебные действия,
2.4.5.2. коМмуникативные возмож ности (речь и общение).
2.4,5.З, игроваrI деятельность.
2.4,5.4. предметнопрактическаrI деятельность (действия с предметами, инструментами,
материалалли).
2.4.5.5. самообслуж ивание.
2.4.5.6, бытовая и трудоваrI деятельность.
2.4.5.7 . математические представления.
2,4.5.8. представления об окруж ающем мире (о себе, ближ айшем окруж ении, природном,
растительном, социальном мире).
2.4.6. потребность в уходе
и
присмотре; необходимый объем помощи со стороны
окруж ающих;
2.4.7. выводы по итогам оценки.
2.5. сипр
разрабатывается
на
основе примерной адаптированной
основной
общеобразовательной программы (АООП) на один уrебный гол,
2.6.
разработку
и реализацию
сипр
осуществляет
результатов психологопедагогического
экспертная
группа на основе аншI иза
обследования ребенка.
К этой
работе
привлекаются родители (законные представители) обучающегося.
2.7. В
состав экспертной группы входят специi} листы (уrитель класса, учитель музыки.
с
учитель физкультуры, учительлогопед, педагогпсихолог и др.), работающие
конкретным ребенком.
сипр
2.8.
органа
утверж дается директором на основе решения коллегиального
(педагогического совета, МО, ПМПк) Организации.
2.9,
В
соответствие с требованиями ФГоС (п. 2,9.1 прилож ения Фгос) структура сипр
персональные данные ребенка и егО родитеjI ях:
включает: общие сведения
характеристику ребенка; индивидуальный учебный план; содерж ание актуальньD( лuI
образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционньrх занятий и
других программ; условия речrлизации потребности в уходе и в присмотре (при
необходимости); внеурочную деятельность обучающегося; перечень специilлистов.
участвующих в разработке и реализации Сипр; программу сотрудничествzl
специалистов с семьей обучающегося; перечень необходимых технических средств
общего и индивидуаJI ьного назначения, дидактических материt} лОв, ИНДИВИДУz} ЛЬНЬD(
средств реабилитации, необходимьж для реаJI изации СИПР; средства мониторинга и
оценки динамики обl^ rения.
2.| 0,
2.1l.
Общие сведения содерж ат персонЕrльные данные о
ребенке и его родителях, заключение
пмпк.
Индивидуа_пьный учебный план (далее ИУП)
устанавливает доступный объем недельной
нагрузки для обучающегося по актуt} льным учебным предметам, коррекционным
курсам, внеурочной деятельности.
2.12.
иуп
разрабатывается на основе учебного плана Организации
включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из
общего учебного плана Аооп, с учетом индивидуальных образовательньж
потребностей, возмож ностей и особенностей
развития конкретного обучающегося.
и
2.13. Содерж ание образования на основе сипр включает перечень конкретньж
образовательных задач для обучающегося, которые
формулируются с учетом его
возмож ностей и особых образовательньI х потребностей, а такж е содерж ания
учебньж
предметоВ, коррекционных занятий и Других программ (формирования базовых
учебных
действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа ж изни обучающихся; внеурочной деятельности;, .riелaru"пЁп"r" u
Аооп. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве
возмож ных
(планируемых) результатов обучения и воспитания
ребенка на один учебный гол.
2.14.
сипР
отраж ает потребности обуrающегося
в
и
в
присмотре
уходе
форме
индивидуального графика с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего
уход и присмотр, а такж е перечня необходимых специаJI ьньI х материалов и средств.
2,| 5. области и
требования ухода: прием пищи, одевание,
раздевание и забота о внешнем
виде, передвиж ение, совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарньж
требований' поддерж ка ж изненно важ ных функuии организма,
реализация
коммуникативных и социtlльноэмоционаJI ьньгх потребностей.
2,16. области и требования присмотра: обеспечение безопасной среды; составление четких
алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденньI х сиryаций связанных с
безопасностью ж изни и здоровья обучающихся;
2.| 7. Внеурочная деятельность
в
структуре
ведение ж урнаJI а травм.
сипР
представлена планом мероприятий
ЕгО реzrлизация осуществляется
ходе проведения
внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам,
творческие
фестиваltИ, конкурсы, выставки, соревнования (квеселые старты), олимпиады).
праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и
др., а такж е на занятиях по
внеурочной деятельности.
в
рЕвным направлениям внеурочной деятельности,
2,18, сипР содерж иТ переченЬ
специаJI иСтов, участВУюЩих в ее
разработке и речшизации.
перечень
мож
ет
включать: учителя класса, учителя музыки,
ЩанныЙ
r{ ителя адаптивной
физкультуры, учителялогопеда, УЧителядефектолога, педагогапсихологз и ДР.
2,19, Программа сотрудничества
специЕtлистов с семьей обучающегося включает перечень
направлений сотрулничества, мероприятий и
форм сотрудничества Организачr"
..rr"n
обучающегося, а такж е частоту и сроки проведения меропри ятий.
"
2.20, Программа сотрудничества специалистов
с семьей обучающегося предусматривает:
психологическую поддерж ку семьи, консультации по всем вопросам окiвания
психологопедагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам
воспитания и
обучения ребенкаинвалида; участие родителей (законных пр.д.ruurтелей)
u p* puOor* .
СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию
и обучению в условиях образовательной организации и.семьи; помощь в создании для
ребенка предметноразвивающей среды дома; выполнение заданий, составленных
специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях; участие
родителеЙ в работе психологомедикопедагогических консилиумов по актуальным
вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов в течение
всего учебного года и др.
2.2l.
2.22.
Перечень необходимьI х технических средств общего и индивидуЕrльного назначения,
дидактических материаJI ов, индивидуальньж средств реабилитации, необходимых для
реализации СИПР,
Оценка динамики обучения осуществляется в ходе проведения текущей, промеж уточной
и итоговоЙ атгестации. ТекущаrI аттестация проводится в форме мониторинга в конце
каж дого полугодия с использованием условных обозначений, рекомендованных в пр.
АООП (2 вариант). Промеж уточнаJI аттестация проводится по итогам учебного года и
предполагает описательн} ,ю форму (характеристика обуrающегося). Итоговая
аттестация представляет собой оценку результатов освоения специальной
индивидучrльной программы развития последнего года обучения.
2.2З. При разработке
и
реализации СИПР рекомендуется использование уrебно
методического комплекса, ра:} мещенного в сети интернет на сайте УМКСИПР.РФ.
I I I . Организация реализации СИПР
З.l.
Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, в которую входят те ж е
специilлисты, которые разрабатывали индивидуЕlльную программу развития, и
родителями (законными представителями) обучающегося.
з.2.
В соответствии с индивидуальным учебным планом (иуп) на каж дого обучающегося
специалистами составляется расписание занятий, планируется внеурочное время.
3.З. С Учетом
индивидуальных особенностей ребенка, в случае трудностей адаптации к
ПРебыванию в условиях группы, при наличии выраж енных проблем поведения
(постоянного крика, постоянной вокапизации, открытой направленной на окруж ающих и
ПРеДМеТы агрессии, частоЙ самоагрессии) и необходимости постоянного присмота.
РебеНкУ мож ет быть установлен индивидучlJI ьный график
соответствующее расписание занятий.
з.4.
3.5.
посещения
организации
и
Продолж ительность пребывания ребенка в Организации, предпочитаем€
ш часть JHJI .
(например, утро или послеобеденное время) устанавливается психологомедико
ПеДагогическим консилиумом (ПМПк) образовательной организации на основе
рекомендаций экспертной группы, с учетом психоэмоцион.tльного состоянии ребенка и
еГО ГОТОВНОСТи к нахож дению и обучению в среде сверстников, а такж е возмож ностеЙ
ОРГаНиЗации обеспечить коррекционную работу и присмотр за ребенком. По rrep
коррекции поведенческих проблем время пребывания ребенка в образовательной
ОРГаНИЗаЦИи вообще и в классе (на ступени), в частности, постепенно увеличивается.
дозировано он включается в групповую форму обучения.
С Учетом готовности ребенка к обучению в группе сверстников и содерж ания СИПР
ВЫбИРаЮтСя формы организации обl"rения (фронтальная, групповая, индивидуальная).
3.5.1. Проuесс обучения
по учебным
предметам организуется
в
форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для групп} I обучающихся (при наличии
сходных образовательных задаI I по учебному предмету). Урок мож ет проводиться в
форме индивидуаiI ьного занятия с обучающимися, не готовыми обучаться в группе, а
с обучающимися, включенные в СИПР образовательные задачи которых,
существенно отличаются от задач других обучающихся.
такж е
З.5.2, Коррекционные курсы реЕ} лизуются в форме индивидуt} льных занятий.
3.6.
з.7.
Для проведения уроков по учебным предметам
и
индивидуальным занятиям по
коррекционным курсам разрабатывают каJI ендарнотематическое планирование,
соответствующее содерж анию Сипр.
Методы, приемы обучения выбираются специалистом самостоятельно,
особенностей развития ребенка, целей и содерж ания, включенного в СИПР.
3.8.
с
учетом
Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промеж уточной и итоговой
аттестации обl^ rающегося, которую ос} ществляет экспертная группа Организации. К
ан€
r лизу результатов обучения привлекаются члены семьи обучающегося. В ходе
аттестации дается согласованная оценка достиж ений ребёнка в сфере ж изненных
компетенций.
з.9.
В конце 1^ rебного года на основе аншI иза данных на каж дого обуrающегося составляется
характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный
год.
3.10. Организация текущей, промеж уточной
и
итоговой аттестации обучающихся
регулируется соответствующим локаJI ьным актом Организации.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)