Программа ДОП образования на 2021-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И.КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова»)
ул. Переверзева, 2, с. Восход, Красногвардейский район, Республика Крым, 297020,
тел./факс (06556)7-20-35, E-mail:voshodschool@mail.ru, krgv_voshod@crimeaedu.ru
ОКПО 00800574; ОГРН 1149102183075; ИНН/КПП 9105007592/910501001

«РАССМОТРЕНО»
на Педагогическом Совете
МБОУ «Восходненская школа
имени В.И. Криворотова»
Председатель Педагогического Совета
_________ И.С.Зуйкина
Протокол № 1 от 30.08.2021г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директором
МБОУ «Восходненская школа
имени В.И. Криворотова»
______________ И.С.Зуйкина
Приказ № 232 от 30.08.2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
НА 2021-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

2021 год

Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………..…. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………….……… 5
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы
дополнительного образования …………………………………………………………….……5
1.2. Документы, регламентирующие деятельность дополнительного образования ………. 8
1.3. Принципы реализации дополнительного образования …………………………………. 9
1.4. Взаимодействие педагогов школы в обеспечении развития дополнительного
образования детей …………………..…………………………..………………………….….. 11
1.5. Цели и задачи дополнительного образования ………………………………………….. 12
1.6. Планируемые результаты освоения учащимися ООП ДО ………….…………………. 13
1.7. Эффективность и результативность в области дополнительного образования ……… 16
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………………………... 17
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………… 18
4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………………………………….. 20
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………….………………..… 21
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.….22
6.1.Кадровое обеспечение ………………………………………………………………….…. 22
6.2.Материально-техническое обеспечение дополнительного образования …………….... 22
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………….…. 23
8. МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ ………………………………...………………………..... 23
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…………………….… 24

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
Основание
для
разработки
программы

Разработчик
программы
Основные
исполнители
программы
Актуальность
программы

Цели
программы

Задачи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на
2021-2026 учебный год
1.
Методические
рекомендации
Управления
воспитания
и
дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России
по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от
11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
2. Федеральный Закон «О дополнительном образовании», принятым
Государственной Думой 16.07.2001г.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Заместитель директора по воспитательной работе Козловская Вера
Николаевна
В реализации программы участвуют заместитель директора по ВР,
педагоги дополнительного образования, классные руководители, учителя
предметники, учащиеся школы.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного
воспитания сохраняет ориентацию на создание условий, для
формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об
окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется
свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела
всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть
способами деятельности.
Главная идея дополнительного образования состоит в том, что все его
программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их
интересами, природными склонностями и способностями.
Создание условий и механизма устойчивого развития системы
дополнительного образования; обеспечение современного качества,
доступности и эффективности дополнительного образования на основе
сохранения лучших традиций дополнительного образования по
различным направленностям образовательной деятельности.
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе,
способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по
душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным
образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные,
культурно-досуговые
программы
максимально
удовлетворяющие
запросам обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской
деятельности.
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому
развитию детей и подростков.
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить
внеурочную занятость подростков «группы риска».
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить
использование инновационных педагогических идей, образовательных
3

Сроки
реализации
Ожидаемые
результаты

Система
организации
контроля
исполнения
программы

моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного
образования в школе.
2021-2026 гг.
Реализация Программы должна обеспечить следующие результаты:
 дополнительными
общеобразовательными
общеразвивающими
программами охвачено не менее 75 % детей в возрасте от 6 до 18 лет;
 сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра
предложений в школе;
 созданы условия и сформированы компетенции для саморазвития,
профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
 реализуются модели адресной работы с детьми, находящимися в
трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
 обеспечено высокое качество дополнительных образовательных
программ за счет создания конкурентной среды, привлечения
квалифицированных кадров, сочетания инструментов общественного
контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
 создана
материально-техническая
база,
удовлетворяющая
общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом
развитии и оздоровлении детей.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его
интеграции с общим образованием коллектив школы планируется
осуществлять путем проведения мониторинговых исследований,
диагностики обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы
дополнительного образования
В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается
важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного
образования. Кроме того, профильное обучение также предполагает интеграцию школы с
дополнительным образованием. В школе создаётся такая модель образования, в основе
которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. При этом
последнее становится равноправным компонентом единого образовательного пространства,
которое ориентировано на создание условий для развития творческих способностей,
одаренности учащихся в различных предметно-тематических областях. Дополнительное
образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения
посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания
дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах обучающихся, государства.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением
роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном
самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере
удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач
учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его
природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики
образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным
способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида
деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы;
организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Значителен педагогический
потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития
личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для
каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его
личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного
образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и
взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования
гуманистических ценностных ориентаций. Своеобразие дополнительного образования
состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение,
праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как
следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости
детей.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания
сохраняет ориентацию на создание условий, для формирования каждым ребенком
представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования
дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей
жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.
5

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть
различной направленности:
- технической,
- естественнонаучной,
- физкультурно-спортивной,
- художественной,
- туристско-краеведческой,
- социально-педагогической. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение
методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных,
конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и
технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
Естественнонаучная — направлена на формирование научного мировоззрения,
научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие
исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных
наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность
человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические
операции.
Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование
навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и
системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Художественная — направлена на развитие художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной
направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме
Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Туристско-краеведческая
—
направлена
на
развитие
познавательных,
исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры
родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы,
памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории
родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
Социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение
уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными
институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни,
устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально
успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной
компетентности
(сфера
деятельности
«человек-общество»,
«человек-человек»),
формирование педагогических навыков.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития
личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут
быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

6

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного
образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы,
составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на
основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.
Главная идея дополнительного образования состоит в том, что все его программы
предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями
и способностями.
Многие
дополнительные
образовательные
программы
являются
прямым
продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для
жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного
образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения
профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации
внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные
предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по
различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки,
спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это
позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только
обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями,
способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей
и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому
ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно
добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать
свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной
деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного
взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг
друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно
проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях
приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного
духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом
неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми
сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся
может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности.
Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в
себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении
школьных дисциплин.
Педагогический коллектив понимает, что между знаниями, которые даются в школе,
и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение
разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, верных
друзей, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут:
материально обеспеченная жизнь, активная, деятельная жизнь и интересная работа. Причем
интересно, что удовольствия и равенство как жизненные ценности ставятся учащимися на
7

одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к образованию, но
хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что
одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему.
Интеграция основного и дополнительного образования - важнейший фактор развития
образовательного учреждения потому, что:
- позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути через
включение в занятия по интересам;
- включает учащихся в разные типы деятельности;
- создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга,
творчества, самообразования;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения
школьников.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет
более эффективно решать такие проблемы как:
- проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.
организация
целесообразной
деятельности
ребёнка
по
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
- овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной активности.
- углубление знаний и развитие межпредметных связей, построение целостной картины
мира в его мировоззрении.
- формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.
- формирование ответственности.
- социальная адаптация и профессиональное самоопределение школьников.
Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного
пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и
индивидуализации учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и
психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и
самоутверждения.
1.2.
Документы,
регламентирующих
деятельность
дополнительного
образования
Федеральные:
2.
Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.).
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
4.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (Принят
Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г.
№ 1-ФЗ).
Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений".
6.
Федеральный Закон «О дополнительном образовании», принятым Государственной Думой
16.07.2001г.
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении
5.

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования приказ Министерства образования РФ № 374 от 6.10.2009 года.
9.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования приказ Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010 года.
8

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования приказ Министерства образования РФ № 413 от 17.05.2012 года.
11.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, приказ
Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 г.
12.
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
10.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки
России от 11.12.2006 № 06-1844.
14.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28);
13.

Региональные:
 Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 17 июня 2015 г.
Учрежденческие:
 Устав ОУ.





Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова».
Положение об организации работы объединений по дополнительному образованию МБОУ
«Восходненская школа имени В.И. Криворотова».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

1.3. Принципы реализации дополнительного образования
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное.
Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого
призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, дети с «девиантным»
поведением, дети- инвалиды. При этом система дополнительного образования детей
является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения
персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа
равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой
услуг.
2. Принцип природособразности. В дополнительном образовании детей все
программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за
ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу
(федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа
не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом,
она просто "уходит со сцены".
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право
ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в
ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и
даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с
предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не
подвергать порицаниям.
Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и ответственности и
принцип развития.
4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута:
9

программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п.,
максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально
удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого
обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов
дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой
статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника.
Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной
ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску,
подталкивает к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования
и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной
среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция
всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый
стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание условий
для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях
ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому
обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей,
своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно,
и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету.
Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы,
которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от
реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле
помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни, например, «Школа
лидера", "Информационная безопасность ", "Медиа-школа" и др.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности
предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие
чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является
доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности
воспитанников, педагогов, образовательной среды.
10. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только
формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур,
организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей
поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория
эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества
по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и
вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте,
поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации
являются эстетическоценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, рейдов,
коллективно-творческих десантов, акций) обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждогоребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования
означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности,
обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально
значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней
потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого
10

приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного
процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося
(или коллектива обучающихся) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы
других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация
дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и
поощрение любых начинаний обучающихся.
15. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других
социальных институтов, учреждений культуры и образования и всего Красногвардейского
района направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий
для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих
и образовательных потребностей.
Программа ориентирована на становление характеристик выпускника: любящего
свой народ, край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего умениями
учиться; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; умеющего
слушать и слышать собеседника, обосновывать позицию, высказывать свое мнение;
выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.
Основные функции дополнительного образования в Комплексе:
- обучающая функция - в объединениях по интересам каждый учащийся
общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои
познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде
деятельности;
- социализирующая функция - занятия в объединениях по интересам позволяют учащимся
получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию
успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;
- развивающая функция – занятия в объединениях по интересам способствуют развитию
интеллектуальных, творческих и физических способности каждого ребёнка.
- воспитывающая функция - содержание и методика работы объединений по интересам
оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности,
формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребёнка социальной
ответственности, коллективизма и патриотизма;
- информационная функция - в объединениях по интересам каждый учащийся имеет
возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, а
также любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося;
- релаксационная функция - в объединениях по интересам каждый учащийся имеет
возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой
досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для
себя обстановке.
1.4. Взаимодействие педагогов школы в обеспечении развития дополнительного
образования детей
Заместитель директора по воспитательной работе. В его основные обязанности
входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за
выполнением учебно-тематических планов, помощь в создании и реализации
образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства
педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и
11

дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и
руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической
работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных
клубов, семинаров и др.).
Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и
программы развития школы, в которую органично включается дополнительное образование
детей.
Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов,
непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной
направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их
в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав
творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации
образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со
школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор
форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских
образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает
консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе
дополнительного образования детей.
Классный руководитель – педагог, который имеет возможность хорошо изучить
интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы,
которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными
социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в
реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении
личностно-ориентированного
образования,
являющегося
сутью
дополнительного
образования детей.
Педагог-психолог благодаря своим профессиональным знаниям, может выявить
скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя
свою работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия
школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям,
требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен
оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить
психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей,
выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с
воспитанниками.
Учитель-предметник также вносит свой вклад в развитие системы дополнительного
образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в
целях интеграции основного и дополнительного образования детей. Кроме того, учитель
непосредственно включается в систему дополнительного образования, организовав свой
кружок или клуб. Это может быть не только предметный кружок, а любое творческое
объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты,
выходящие за рамки его профессии.
1.5. Цели и задачи дополнительного образования
Цель программы дополнительного образования: создание условий и механизма
устойчивого развития системы дополнительного образования; обеспечение современного
качества, доступности и эффективности дополнительного образования на основе сохранения
лучших традиций дополнительного образования по различным направленностям
образовательной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать
возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для полной занятости обучающихся.
12

2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-досуговые
программы максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и
подростков.
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость
подростков «группы риска».
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование
инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать
методическую копилку дополнительного образования в школе.
Режим работы.
Очень важно то, что дополнительное образование осуществляется круглогодично
(«образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются летние
площадки самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей. Этим
обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего рода
перманентность образовательного процесса.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 18 лет), при любом
уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его
направление деятельности. Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это
делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.
1.6. Планируемые результаты освоения учащимися ООП ДО
Планируемые результаты:
 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе),
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
 сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
 освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций
школьника;
 увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
 воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
 улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
 развитие творческой активности каждого ребёнка;
 укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.
К числу планируемых результатов освоения ООП ДО отнесены:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
ценностно-смысловые установки и др.;
- метапредметные результаты – формирование у ребенка компетенции осуществлять
универсальные действия:
 личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
 регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, саморегуляция);
 познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и
решения проблем);
 коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно
13

полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации).
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям в объединениях по
интересам, ориентации на содержательные моменты занятий творческой деятельностью и
принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной и творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной и творческой деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагогов, товарищей, родителей и
других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, занятиям в объединениях по интересам;
- выраженной устойчивой мотивации и интереса к творческой деятельности;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной и творческой
деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять поставленную учебную задачу;
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в изучаемом материале в
сотрудничестве с педагогом;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других
людей;
- различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые задачи;
14

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном
материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения разного рода заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;

15

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций
всех участников.
1.7. Эффективность и результативность работы дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов
дополнительного образования являются:
 заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих) в реализации
дополнительного образования в школе;
 творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках декоративноприкладного
творчества,
спортивных
соревнованиях,
научно-практических
конференциях,
интеллектуальных
олимпиадах
и
творческих
конкурсах)
муниципального, регионального и федерального уровней;
 связь с социумом.
МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» является открытой
социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и
внешней среды. Одним из путей повышения качества дополнительного образования
коллектив школы видит в установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются:
- МБОУ ДОД «РЦДЮТ»;
- МБОУДОД «Красногвардейская спортивная школа им. И.В. Стаценко»;
- МБУДО «Восходненская детская школа искусств»;
- Восходненский сельский дом культуры;
- КДУ Красногвардейского района МБУК «Централизованная клубная система».
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с
определением конкретных задач по развитию обучающихся и конкретной деятельности.
Развитие социальных связей МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» с
культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для
духовного развития и обогащения личности ребенка с первого класса, совершенствует
конструктивные взаимоотношения с родителями (законными представителями), строящиеся
на идее социального партнерства.
Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту
профессионального мастерства всех специалистов и педагогов, работающих с детьми,
поднимает статус нашего учреждения.
Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- добровольность;
- равноправие сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- обязательность исполнения договоренности;
- ответственность за нарушение соглашений.

16

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Регламент работы детских объединений
Закон РФ «Об образовании» предопределяет необходимость и обязательность
учебного плана в качестве нормативно регулирующего средства деятельности всех типов и
видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора
формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием
образовательных программ.
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно
расписанию занятий различных кружков, секций, учебных групп.
Составление расписания регулируется следующими документами: уставом школы, учебным
планом, образовательными программами педагогов. При составлении расписания
учитывается загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст обучающихся, год
занятий по программе. В расписании указываются: ФИО педагога, его нагрузка в неделю,
учебный предмет, название учебной группы, время и продолжительность занятий, место
проведения. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844). В течение года расписание
может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Допускается разовый
перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией учреждения.
Расписание составляется с учетом возможностей педагогов, детей, занятости
кабинетов и с опорой на санитарно-гигиенические нормы.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам: кружки, студии, секции, театры, отряды и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в
кружки, секции или учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые
совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года.
Учебная группа (в той или иной ее разновидности) кружок, секция, является основным
способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских
объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в
одной или нескольких группах. Обычно учебный год в детских группах и коллективах
начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года (согласно ГКУГ на учебный
год). В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
- продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
- проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по специальному
расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного
профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой
день недели, включая выходные дни и каникулы. Между учебными занятиями и
посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для
отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18
17

лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный
состав и по согласованию с педагогом.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть
использованы на открытие новых детских объединений Учебные группы создаются для
обучающихся одного возраста или разных возрастов.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из
педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом
коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьмиинвалидами по месту жительства.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно
рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в
какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в
выходной):
- для младших школьников – от 1часа до 2-х часов;
- для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования…» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного
профиля. Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до
60 минут 2 раза в неделю.
Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и
обосновывается Уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались
занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20-00.
Нарушение
ответственность.

СанПИН

влечет

дисциплинарную,

административную

и

уголовную

Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе
примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ или
программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно.
Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на
весь период обучения. В ходе образовательного процесса педагогами используются
программы: авторские; модифицированные, краткосрочные, дистанционные.
Работа учащихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества и
самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Направленности образовательной деятельности
Образовательная
деятельность
в
системе
дополнительного
образования
осуществляется по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
технической, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной и
естественнонаучной направленностей.
Техническая направленность
Объединения по интересам: «3D Моделирование», «Робототехника», «Легоконструирование», «Информационная безопасность» и др. – первая, вторая, третья ступени
обучения.
Цель - развитие творческих и технических способностей детей
Задачи:
¯ развитие мотивации к познанию и творчеству на основе предоставления детям
возможностей приобретения знаний оптимальным для них способом;
¯ овладения начальными элементами технического моделирования;
18

¯

знакомство с профессиями машиностроительных отраслей промышленности по профилю
творческого объединения, с системой учебных заведений, в которых можно овладеть
этими профессиями.
Творческие объединения объединяют обучающихся 10-18 лет, проявляющих интерес
к поисково-конструкторской и исследовательской деятельности, стремящихся овладеть
навыками работы в той или иной отрасли техники или производства, шире познакомиться с
работой рационализаторского и изобретательского характера.
Художественная направленность
Объединения по интересам: «Ювента», «Мастерская творчества», «Медиашкола», хор
«Юность», театральные студии и др. - первая, вторая, третья ступени обучения.
Целью дополнительного образования художественной направленности является
воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и
желающего принять активное участие в его развитии.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у обучающихся;
- формирование представлений о культурной жизни своего края, города;
-привлечение школьников к сохранению культурного наследия через вокальное и
хореографическое искусство, декоративно-прикладное творчество.
Туристско-краеведческая направленность
Объединение по интересам: «Школьный музей», «Основы туризма» и др.
Целью дополнительного образования туристско-краеведческой направленности
является
-популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного
представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных
достижений и традиций,
-эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и
подростков по отношению к родному краю и городу.
Задачи:
- овладение учащимися основами знаний по краеведению;
- развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения, фантазии и
речи ребенка;
- воспитание гражданского сознания и патриотизма школьников, высоко
нравственных, эстетических чувств на основе изучения краеведения.
Физкультурно-спортивная направленность
Объединения по интересам: «Волейбол», «Баскетбол», «Спартак» и др. 2 года
обучения.
Целью дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и, как следствие,
формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в
престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на
соревнованиях.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
-оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,
необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Социально-педагогическая направленность

19

Объединения по интересам: «Основы финансовой грамотности», «Я волонтёр»,
«Юнармия», «ЮИДД», «Меткий стрелок» и др.
Целью дополнительного образования социально-педагогической направленности
является создание условий развития школьников, открывающих возможности
для
позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих школьному возрасту видам деятельности, а также
направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение взаимодействия с семьей и повышения компетентности родителей в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Естественнонаучная направленность
Объединение по интересам «Химик-эколог», «Юный эколог» и др.

Целью дополнительного образования естественнонаучной направленности»является
удовлетворение социальных, культурных, духовных, образовательных потребностей
учащихся; приобщение их к новым химическим, экологическим знаниям и воспитание
нового мировоззрения у детей, основанного на бережном отношении к окружающему миру.
4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по учебным
(чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят,
прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению
спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне
понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот и призовых
мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает
диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его
личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит
отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять
результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо
каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования
детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и
20

навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах
необходимо судить по двум группам показателей:
- предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий
в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому
педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные
мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по
итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка,
олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача
нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы:
- она должна быть понятна детям;
- отражать реальный уровень их подготовки;
- не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка
позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.
Результаты участия в конкурсах и выставках. Работая на перспективу,
педагогический коллектив добивается положительных результатов в профессиональной
деятельности, о чём свидетельствуют результаты участия обучающихся в районных,
областных, международных конкурсах, выставках.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:
 рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
 удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
 удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
 положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
 удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
 рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
 уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в районе, на
внутришкольном контроле;
 увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой
личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы
педагогов, классных руководителей, консультации психолога для педагогов, родителей (лиц
их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования
предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей
приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к
результативности и эффективности образовательного процесса.
Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного
образования, являются их авторскими материалами, так как индивидуальность
образовательной программы требует специфического методического обеспечения.
Виды методического обеспечения:
1. Естественные или натуральные (гербарии, образцы горных пород, живые объекты,
машины и их части, археологические находки и т.п.).
2. Объёмные (действующие модели механизмов, сооружений; макеты и муляжи растений и
их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов).
21

3. Схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы,
географические карты и др.).
4. Картинные и картинно-динамические экземпляры (картины, иллюстрации, видеофильмы,
мультимедийные презентации и др.).
5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи).
6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.).
7. Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.).
8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития
общего кругозора ребёнка и т.д.).
Для полноценного выполнения своей дидактической роли методические пособия
должны отвечать следующим требованиям:
1. должны быть безупречными в научном отношении;
2. должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;
3. должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность
изучаемого процесса, явления;
4. должны соответствовать возрастным особенностям детей;
5. должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данный раздел основной образовательной программы дополнительного образования
содержит описание кадровых и материально-технических условий образовательной
организации для реализации дополнительного образования.
6.1. Кадровое обеспечение
Штатным расписанием МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
предусмотрены 4 ставки педагога дополнительного образования.
6.2 . Материально-техническое обеспечение дополнительного образования
Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в
соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы
образовательного
учреждения,
необходимого
учебно-материального
оснащения
образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной
среды.
Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса обусловлено
требованиями и условиями Положения о лицензировании образовательной деятельности,
тверждѐнного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №
277, а также письмом департамента государственной политики в сфере образования
Минобранауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного
оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»).
Для организации дополнительного образовании в школе оборудованы:
 помещения (кабинеты, мастерские) для занятий музыкой, хореографией и
изобразительным искусством;
 библиотека, и читальный зал, обеспечивающие сохранность книжного фонда;
 актовый и хореографический зал;
 2 спортивных и 1 тренажерный залы, спортивная площадка, стадион, оснащённые
игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
 2 кабинета «Точки роста»;
 помещение для медицинского обслуживания;
 административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием;
 гардероб, санузлы.

22

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Реализация Программы должна обеспечить следующие результаты:
 дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами охвачено
не менее 75 % детей в возрасте от 6 до 18 лет;
 сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ на основе собственных интересов и
увлечений из широкого спектра предложений в школе;
 созданы условия и сформированы компетенции для саморазвития, профессионального
самоопределения и продуктивного досуга;
 сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в
дополнительном образовании;
 семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информацией о
дополнительных образовательных программах, обеспечена консультационная
поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных
траекторий;
 сформированы эффективные механизмы общественного управления дополнительным
образованием детей;
 реализуются модели адресной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, одаренными детьми;
 обеспечено высокое качество дополнительных образовательных программ за счет
создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания
инструментов общественного контроля, независимой оценки
качества и
саморегулирования;
 действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного
профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
 создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным потребностям
в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
В результате реализации Программы будут обеспечены:
 повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за
счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг дополнительного
образования;
 сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов
распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;
 рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи,
формирование мотивации к здоровому образу жизни;
 увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое
обучение в спортивных школах;
 укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе
дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межкультурной
коммуникации;
 формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
 повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе высокого уровня
полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых
компетенций.
8. МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с
общим образованием коллектив школы планируется осуществлять путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (лиц их
заменяющих).

23

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития./В. И. Андреев. – Казань, 2009.
2. Акимова, Е.А. Индивидуальное обучение одарённого ребёнка / Е.А. Акимова. – М.:
Учитель в школе, 2009. № 3
3. Асмолова, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М.: 2011г
4. Апшева, А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования
детей. Опыт и практические рекомендации/ А. М. Апшева– М.: МД ЭБЦ, 2011. -180 с.
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.:
«Сентябрь», 2005. – 192 с.
6. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений
дополнительного образования.- М., ВЛАДОС, 2001.
7. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М.: ВЛАДОС, 2004.
8. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного
образования детей/ Дополнительное образование. 1999 № 3.
9. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://impisr.edunsk.ru, свободный.
10. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.:
2002.
11. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей.- М.:
ВЛАДОС, 2003.
12. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.:
ВЛАДОС, 2002.
13. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования
детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.
14. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2016. -256
с.

К программе предусмотрены приложения:
Приложение 1. Организация дополнительного образования в 2021 – 2022 учебном году.
Приложение 2. Организация дополнительного образования в 2022 – 2023 учебном году.
Приложение 3. Организация дополнительного образования в 2023 – 2024 учебном году.
Приложение 4. Организация дополнительного образования в 2024 – 2025 учебном году.
Приложение 5. Организация дополнительного образования в 2025 – 2026 учебном году.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».