МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ (И.С. Зуйкина) Приказ № 258 от «31» августа 2022 г. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 1 КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД 2022 г. Пояснительная записка Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. План внеурочной деятельности разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего среднего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее ФГОС НОО) - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28); - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Письмом Минобрнауки и молодежи РК от 04.12.2014 г № 01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности», от 05.09.2016 г. № 01-14/3122 - Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Восходненская школа им. В.И. Криворотова»; - Учебным планом МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» на 2022-2023 уч.год. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Механизм организации и реализации внеурочной деятельности: 1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансовоэкономического обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности. 2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: -получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); -знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся); - получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. 3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности: 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: —целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; —преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); —учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; —использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. Основные направления внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Форма организации: спортивная студия, учебный курс физической культуры. 2. Проектно-исследовательская деятельность Цель: расширение знаний учащихся по отдельным предметам, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, формирование умения работать с разными источниками информации; Форма организации: факультативный курс, лаборатория, исследовательские проекты и др. 3. Коммуникативная деятельность «Создаём классный литературный журнал» Цель: совершенствование функциональной языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде. Форма организации: творческая студия, дискуссионный клуб, литературный кружок. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, воспитание литературного вкуса, расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве. Форма организации: театральная студия, творческая мастерская, литературный клуб, творческая студия. 5. Информационная культура Цель: формирование представлений младших школьников о различных видах современных информационных источниках, знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. Форма организации: учебный курс — факультатив, кружок. 6. Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Цель: углубление знаний в отдельных предметах, повышение мотивации к их изучению, формирование логического мышления в процессе наблюдения за связями, существующими в системе науки. Форма организации: дискуссионный клуб, кружок. Численность групп в зависимости от направления внеурочной деятельности составляет от 6 учащихся. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого учащегося определяется его родителями (законными представителями) с учётом занятости учащегося во второй половине дня. Учащимся должна быть предоставлена возможность посещать занятия в музыкальной и спортивной школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) учащихся. Требования образовательной организацией обязательного посещения учащимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо. Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся. План внеурочной деятельности для 1 классов на 2022-2023 учебный год Направление Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая и творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Название программы 1 классы а б Итого в 0 0 «Функциональная грамотность» «Разговоры о важном» Итого: «Мир танца» 1 1 1 3 1 2 1 2 2 1 2 3 6 2 0,5 0,5 0,5 1 2 0 1 «Радуга» Итого: 0 2 «Всезнайка» Итого: 0 0 1 1 Итого: 2 4 3,5 9,5 Таким образом, план внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения с учетом возможностей ОУ. Режим организации внеурочной деятельности Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: • недельную (максимальную) нагрузку на учащихся; • недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; • количество групп по направлениям. Продолжительность учебного года составляет: 33 недели. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Количество часов на каждый класс не должно превышать 10 часов. Распределение часов внеурочной деятельности по данным направлениям может меняться в зависимости от возможностей школы, кадрового обеспечения, запроса родителей учащихся (законных представителей) и т.д. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся не должна превышать предельно допустимую. Продолжительность одного занятия составляет от 20 минут (1 классы, кроме занятий связанных с двигательной активностью обучающихся) до 45 минут (в соответствии с нормами СанПиН). Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 40 минут для отдыха детей. Наполняемость групп сочетает индивидуальную и групповую работу и осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Для реализации плана внеурочной деятельности в МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» созданы необходимые кадровые, методические, материально-технические, финансовые условия. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют: • педагоги школы, реализующие программы ВД; • педагог- психолог; • педагог - организатор. Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» на 2022-2023 учебный год Программы внеурочной деятельности направлены: • на расширение содержания программ общего образования; • на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; • на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации. Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности опирается на достижение результата определенного уровня. Программа утверждается директором школы. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности. Управление внеурочной деятельностью идёт по следующим направлениям: - организация работы с кадрами; - организация работы с ученическим коллективом; - организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами; - мониторинг эффективности внеурочной деятельности. Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности по следующим критериям: - рост социальной активности учащихся; - рост мотивации к активной познавательной деятельности; - качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности); - удовлетворенность учащихся и родителей организацией внеурочной деятельности. Объекты мониторинга: 1. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 2. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 3. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля. 4. Вовлечённость учащихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне. 5. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня Ожидаемые образовательные результаты внеурочной деятельности: - развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - воспитание уважительного отношения к своей стране, своему селу, школе; - получение школьником опыта самостоятельного социального действия; - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: государственной (российской), этнической, культурной и др. - воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; - формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, - осознанного отношения к профессиональному самоопределению. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)