МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей спортивноэстетического цикла Руководитель ШМО ________ ( Н.Р.Мальгивская) Протокол №_____ от «____»____________2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ ( О. Н. Макарчук) «_____»______________ 2022г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ (И.С.Зуйкина) Приказ №____ от «____»_______2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 8-х классов по ФГОС Составлена: Мамкичева М.А. учитель изобразительного искусства. Срок реализации программы -1 год 2022 г. 1.Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 классов рассчитана на 1 час в неделю 34 часа в год ,составлена на основе: Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации". 2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. 6. Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". 7. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015г. № 01-14/1256. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год. 8. Решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015г. № 2/2. 9. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год». 11. Основная образовательная программа МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова». 12. Учебный план МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова » на 2022-2023 учебный год. 13. Положение о рабочей программе по предмету от 31.08.2016г № 302 14. Устав МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова». . 2 2.Планируемые результаты. В соответствии с требованиями, к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. – самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера . 4 3.Содержание рабочей программы Тема 8 класса «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально – пространственных искусств. ХХ век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению и познанию.. Изучая язык искусства театра, фото-, киноискусства и телевидения учащиеся усваивают принципы построения изображения и пространственно – временного развития и построения видеоряда, сталкиваются с бесконечной изменчивостью окружающего мира. Изучая изменения как будто внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: - изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); - выполнение аналитических упражнений, исследующих творческие и технологические формы работы театрального художника, художника фото- и киноискусства; - восприятие явлений действительности и произведений искусства театра, фото- и киноискусства, на телевидении; - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; - изучение художественного наследия; - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационнотехнологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. 5 4.Тематическое планирование № Темы Школьный урок Количество часов 1 Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 9.09 - «День памяти воинов, павших в Крымской войне (18531856)» 24.09 – «День государственного герба и государственного флага Республики Крым» 08.10 – «115 лет со дня рождения П. Д. Осипенко (1907- 1939), летчицы, Героя Советского Союза» 7 2 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. 06.11 «95 лет Севастопольскому музею им. Крошицкого (1927)» 14.11 «День рождения адмирала Лазарева Михаила Петровича 10 (1788)» 27.11 «70 лет Е.В. Белоусову (1952), крымскому детскому писателю, лауреату 6 государственной премии АРК» 01.12 «День воинской славы. День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853) 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 08.01 «День детского кино учрежден 8 января 1998 года правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей» 20.01 «День Республики Крым 02.02 «День памяти Пушкина А. С. 186 годовщина со дня смерти поэта» 15.02 «День памяти о 7 11 россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» 18.03 «День воссоединения Крыма с Россией» 4 Телевидение – пространство культуры? 08.04 «День начала Крымской наступательной операции 1944» 11.04 «День конституции республики Крым» 1.05 «1- мая Праздник 6 весны и труда» 09.09 «День воинской славы России. День Великой победы в Великой Отечественной войне» 18.05 «Международный день музеев (отмечается с 1978)» Итого(с резервными) 34 К рабочей программе прилагается: Приложение 1 – календарно-тематическое планирование. 8