1 класс Родная литература татрский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И.КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей
английского языка
Руководитель ШМО_______(Блажко О.И.)
Протокол № ___ от ___ ___2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ З.Р.Мехтиева
«_____»________________2022 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор
И.С.Зуйкина
Приказ № ____от ___ ____ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (крымскотатарской) литературе
для 1-х классов
уровень изучения: базовый

Составил:
Халилов М.Р.,
учитель крымскотатарского языка и
литературы
Срок реализации программы: 1 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 1-х классов по предмету «Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)» рассчитана на изучение
родной (крымскотатарской) литературы в объеме 33 часа
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 (с изменениями) .«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования», зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100)
4. Примерной программы «Литературное чтение на родном(крымскотатарском) для, 1-4 класов» под редакцией А.С.Аблятипова,
«Просвещение», 2015г.
5. Положение «О рабочей программе по предмету» МБОУ «Восходненская школа имени В.И Криворотова»
6. Учебный план МБОУ «Восходненская школа» на 2022/2023 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном языке (крымскотатарском)» в составе предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном языке (крымскотатарском)» у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих
историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и
художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения
своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного
с использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на
примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)
при поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих
понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном языке (крымскотатарском)» у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос
на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственноговысказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатовпроведённого смыслового анализа текста;
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законныхпредставителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию всоответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создаватьсхемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями иусловиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги идискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учеб ной задачей по анализу текстов; находить ошибку, допущенную при работе с
текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективнооценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить:
понимание родной
крымскотатарской литературы как
национально-культурнойценности народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
•
осознание коммуникативно-эстетических возможностей крымскотатарского языка на основе изучения произведений
крымскотатарской литературы;
•
осознание значимости чтения родной крымскотатарской литературы для личного развития; для познания себя, мира,
национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении
крымскотатарскойлитературы;
•
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами,
обоснование нравственной оценки поступков героев;
•
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
•
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов);
•
применение опыта чтения произведений крымскотатарской литературы для речевого самосовершенствования (умения
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения);
•
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
•
использование справочных источников для получения дополнительной информации.

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
•
осознавать значимость чтения родной крымскотатарской литературы для познания себя, мира, национальной истории и
культуры;
•
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений крымскотатарскойлитературы;
•
применять опыт чтения произведений крымскотатарской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
•
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
•
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ)»
1- й класс
Мы научились читать. Р.Фазыл «Элифбе» (Азбука), «Сагъ ол, ЭЛИФБЕ!» (Спасибо, азбука!), Б.Мамбет «Алимнинъ къуванчы» (Радость
Алима).
Устное народное творчество. Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, скороговорки, детские стихи, игры,
загадки, сказки.
Крымскотатарские поэты. Стихи А. Чергеева о животных. Стихи Дж. Кендже об инструментах.
Стихи о временах года. Э.Ибраим «Къыш» (Зима), Я.Шакир-Али «Мевсим баарь» (Весна), И.Бахшыш «Яз» (Лето), О.Амит «Кузь»
(Осень).
Мои друзья. С.Харахады. «Агъламагъа ярдым эттик» (Помогали плакать), «Машалла, Анифе!» (Молодец, Анифе!), «Иштен хасталыкъ
къачар» (От работы болезнь уходит), «Акъшам масаллары» (Вечерние сказки).
Произведения о животных. Э.Акъмоллаев «Мышыкъ ве сычан» (Крот и мышка),
«Хоразлар» (Петухи), «Сыгъырчыкъ» (Скворец), Л.Толстой «Чыкъчыкъ балабан» (Улитка), «Къаргъа» (Ворона).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов и тем
программы

Всего часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Устное народное творчество.

7

https://www.youtube.com/watch?v=0-8e1y2UCRo

2

Крымскотатарские поэты.

2

https://www.youtube.com/watch?v= QH5_K9HTk0k
https://www.youtube.com/watch?v= DHtsdE_t7pw
https://www.youtube.com/watch?v= F0YWR183N_k

3

Стихи о временах года.

5

https://www.youtube.com/watch?v=fb-FVnm2hVo
https://www.youtube.com/watch?v=zAspV3L3fwI

4

Мои друзья.

https://www.youtube.com/watch?v= Bw7R1AiKULU

5

Произведения о животных.

9
5

https://www.youtube.com/watch?v= FTHUygfKif0
https://www.youtube.com/watch?v=zytzBuKQezg

6

Мы научились читать.

5

Итого

33

https://www.youtube.com/watch?v=grf-_jRjPTk
https://www.youtube.com/watch?v= NniKERgeSXE

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».