2-4 классы Родная литература татарский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И.КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей
филологического цикла
Руководитель ШМО_______(Макарова Н.А.)
Протокол № ___ от ___ ___2020 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ З.Р.Мехтиева
«_____»________________2020 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор
И.С.Зуйкина
Приказ № ____от ___ ____ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (крымскотатарской) литературе
для 2-4-х классов
уровень изучения: базовый

Составил:
Халилов М.Р.,
учитель крымскотатарского языка и
литературы
Срок реализации программы: 4 года

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 2-4-х классов по предмету «Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)» рассчитана на изучение
родной (крымскотатарской) литературы в объеме 34 часа
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015
г. № 1577);
4. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 22.08.2018 г. № 01-14/2335
5. Положение «О рабочей программе по предмету» МБОУ «Восходненская школа имени В.И Криворотова»
6. Учебный план МБОУ «Восходненская школа» на 2020/2021 учебный год
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

3

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе
пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относится к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в свих произведениях о Родине, составлять
рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о
родине.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
1) овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоению способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использованию знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использованию различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладению навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умению договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

4

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе(паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои
учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения
темы урока;
• выбирать вместе с группой ( в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с
помощью шкал, лесенок. баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже имеем?),
связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков
«+» и «-», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы ( «+» и «-», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на собстственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных
материалов;
.• сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины
художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
• создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок.
•проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений,
в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

5

• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
• определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл текста и пр.)читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при
сравнении текстов, осмыслении структуры
Обучающийся получит возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации,
репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т.д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в свих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по
ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение
автора к описываемым событиям и героям произведениям;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ, находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• создавать связное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной теме;
• оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
•прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить
свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по
выработанным критериям;

6

• оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных
ситуациях;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через
Интернет;
• готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучить её с
опорой на слайды.
Обучающийся получит возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
•пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы применения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
• объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся научится
1) пониманию литературы как явлению национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознанию значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
3) достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использованию разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умению самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умению использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;

7

7) умению работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитию художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным
праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные
по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих
оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения
с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для
ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Школа – источник знаний. Э.Ибраим «Мектеп меним кунешим», Н.Умеров «Энъ татлы» (Самое вкусное), рассказ «Я Сабырлыкъ»
(Терпение), И.Паульсон «Ойнамагъа вакъыт ёкъ» (Нет времени играть), Я.Шакир-Али «Окъу, яз!», рассказ «Эр шейнинъ озь ери олмакъ
керек» (Всему свое место), Черкез-Али «Китабынъны алдынъ къолгъа» (Ты книгу взял в руки), З. Джавтобели. Загадки.
Устное народное творчество. Пословицы, поговорки, скороговорки, детские стихи, колыбельная, считалки, загадки, сказки.
Крымскотатарские писатели. Б.Мамбет «Озен» (Река), Ю.Къандым, А.Велиев.
Наступила осень. О.Амит «Кузь» (Осень), Х.К.Андерсен «Куньлеркечти, кузькельди…» (Наступила осень), Ф.Самединов «Кузь» (Осень),
Л.Софу «Дервиза», А.Одабаш «Кузь» (Осень), А.Коринец «Соньки алма» (Последнее яблоко), З.Джавтобели «Октябрь».

8

О труде. Л.Сулейман «Чеберкъызчыкъ» (Местерица), К.Ушинский «Эки сабан» (Два плуга), Н.Аметова «Къаракъаш», А.Сеногъул
«Къырмыскъа» (Муравей), Р.Чайлакъ «Энвер къафес япмакъны…» (Энвер строит кормушку), Э.Амит «Демирджининъ уста ханесинде» (В
мастерской кузнеца), Ю.Аким «Юзюм джикъарт» (Дедушка – виноградарь).
Зима. З.Аппазова «Къар ягъа» (Снег идет), А.Сеногъул «Биринджи къар» (Первый снег), Э.Ибраим «Къарбаба» (Снеговик), Э.Арифов,
Дж.Аметов «Къыш зевкъы» (Зимняя радость), З.Аппазова. «Таямыз!» (Катаемся), С.Вапиев «Къартбаба ве аювчыкълар» (Дедушка и
медвежата), О.Амит «Аяздеде» (Дед Мороз), рассказ «Къартюбюнде тавшанчыкълар» (Зайчики под снегом), С.Шукурджиев
«Къарданечиклер исейленелер» (Разговор снежинок).
О дружбе. Черкез-Али «Достлукъ достлукъны север», И.Драч «Эйилик япыла яхшылыкъ ичюн» (Делаем добро), С.Усеинов
«Хошкельдинъиз эвиме» (Добро пожаловать в наш дом!), Л.Толстой «Эки аркъадаш» (Два товарища), сказка «Копек насыл дост
къыдыргъан» (Как собака друга себе искала), Л.Толстой «Икметли сез» (Мудрое слово).
Я люблю свою семью. Р.Фазыл, Л.Софу «Ярдымджы Амет» (Помощник Амет), А.Сеногъул «Анамнынъ къуванчы» (Мамина радость),
Э.Керменчикли «Къартана» (Бабушка), Н.Умеров «Чиберек», «Юзюм» (Виноград), В.Осеева «Огъуллар» (Сыновья).
Наступила весна. Ю.Аким «Буллюртамчы» (Хрустальная капля), М.Сеттарова «Баарь кельди» (Весна инаступила)», Э.Керменчикли
«Баарь» (Весна), Т.Халилов «Акъбардакъ» (Подснежник), Л.Сулейман «Биринджи акъбардакъ» (Первый подснежник), по страницам
Красной книги, Н.Керичли «Табиат уяна» (Природа просыпается), «Наврез», Э.Къафадар «Наврез кельди» (Пришел Наврез).
Родной край. С.Сеттарова «Гузель Къырым!» (Крым – прекрасен!), В.Бекирова «Ватанымыз – Къырым» (Крым – наша Родина),
Ю.Къандым «Ватан» (Родина), Н.Къуртмоллаев «Дагъ чокърагъы» (Горный родник), Н.Умеров «Аювдагъ», народная песня «Эй, гузель
Къырым» (Наш прекрасный Крым!).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
2 класс. Литературное чтение
Школа – источник знаний
Давным давно
Крымскотатарские писатели и поэты
Наступила осень
Иштен къоркъма, иш сенден къоркъсын
Зима
О дружбе
Я люблю свою семью
Наступила весна

Всего часов
4 ч.
4 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
3 ч.
4 ч.
3 ч.
3 ч.

9

Родной край
Итого

4 ч.
34 ч
3 класс. Литературное чтение

Устное народное творчество
Крымскотатарские писатели и поэты детям
Наступила осень
О школе и школьниках
О труде
Зима
Сказки разных народов
Берегите природы
Наступила весна
Мой родной край
Итого
4 класс. Литературное чтение
Устное народное творчество
Крымскотатарские писатели и поэты детям
Золотая осень
О труде
Серебристая зима
Сказки разных народов
Наступила весна
Славные сыны крымскотатарского народа
Родной край
Итого

10

5ч
2ч
3ч
4ч
5ч
4ч
3ч
3ч
2ч
3ч
34 ч
5ч
3ч
5ч
5
4
2
5
2
3
34 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».