ОСЭ 4 класс

Приложение 8 к ООП НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО_______(Бекирова Л.А.)
Протокол № 01 от 30.08.2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР____ (Макарчук О.Н.)
«30»августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы светской этики»
для 4 классов
уровень изучения: базовый
Составлена
учителями начальных классов
Срок реализации программы: 1 года

2022 г

I. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 4 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова». Рабочая программа
предусматривает обучение по курсу ОРКСЭ (модуль «Светская Этика») в объёме 34 часов (1 ч в неделю).
Программа построена на основе основной образовательной программы. Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным
программам, требования к ЗУН соответствует требованиям ОП, коррекция происходит в получении объёма знаний, а не в сокращении тем.
Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебники:
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, М.: «Просвещение»,2014г.
Рабочая программа составлена в соответствие с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»
-Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах»
- Авторская программа А. И.Шемшурина, «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, М.: «Просвещение», 2014
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
-Положением о рабочей программе МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
II. Планируемые результаты
3

Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки
и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
4

задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия светской этики;
- значение этики в жизни человека;
- образцы нравственности в культурах разных народов;
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
5

- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
III. Содержание учебного предмета
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть
справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
6

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше
время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило
нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его
выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

7

IV. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
4 класс
Тематический блок, тема
№

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»

Количество
часов

1.

Введение. Этика - наука о нравственной жизни
человека

24.09 Урок, посвященный Дню
Государственного герба и Государственного
флага Республики Крым.

1ч

2.

Этика общения

28-31.10 Всероссийский урок безопасности
школьников в сети интернет

4ч

3.

Этикет

16.11 Международный день толерантности
28.11 День матери в России

4ч

4.

Этика человеческих отношений

03.12 День неизвестного солдат

4ч

5.

Этика отношений в коллективе

6.

Простые нравственные истины

27.01 День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады.

4ч

7.

Душа обязана трудиться

23.02 День защитники Отечества

4ч

8.

Посеешь поступок - пожнешь характер

08.03 Международный женский день.
12.04 День космонавтики

4ч

9.

Судьба и Родина едины

26.04 День памяти жертв Чернобыльской
катастрофы.
15.05 Международный день семьи

5ч

4ч

Итого:
К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки
8

34ч

Контрольные
работы

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».