программа по изо

Приложение 9 к ООП НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО_______(Бекирова Л.А.)
Протокол № 01 от 30.08.2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР____ (Макарчук О.Н.)
«30» августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для 2-4 классов
уровень изучения: базовый

Составлена
учителями начальных классов
Срок реализации программы: 3 года

2022 г

I. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова». Рабочая программа
предусматривает обучение изобразительному искусству в следующем объёме: 2 класс- 1 часа в неделю (всего 34часов),3 класс- 1часа в
неделю (всего 34 часов), 4 класс- 1часа в неделю (всего 34 часов).
Программа построена на основе основной образовательной программы. Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным
программам, требования к ЗУН соответсвует требованиям ОП, коррекция происходит в получении объёма знаний, а не в сокращении тем.
Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебники:
1. Неменский Б.М. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014
2. Неменский Б.М. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014
3. Неменский Б.М. 4класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа составлена в соответствие с:
­ Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»
-Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах»
- Авторская программа Неменский Б.М. . Изобразительное искусство. 1-4 классы. -М.: «Просвещение», 2014
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
-Положением о рабочей программе МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
II. Планируемые результаты
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры:
представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные
понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.
Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям
окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
2

деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач.
Р а з д е л «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы
с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять
сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме,
на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Р а з д е л «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и
черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать
ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

3

Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния,
используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Р а з д е л «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре,
выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
- формировать эстетические потребности – потребности общения с искусством, природой.
- овладевать навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой деятельности под руководством учителя;
- сотрудничать с товарищами, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы.
- формировать эстетические чувства, художественное мышление, наблюдательность и фантазию;
Метапредметные результаты:
регулятивные:
обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
4

- ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Коммуникативные:
обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- видеть многообразие природных форм, их рациональность и красоту;
- различать основные и составные цвета;
- делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к изображаемому;
- смешивать краски и работать кистью, получать желаемые оттенки;
- применению художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способности использовать различные художественные материалы;
- умению компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный образ;
- навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыкам изображения средствами аппликации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать образную природу искусства;
- давать эстетическую оценку явлений природы, событий окружающего мира;
- способности передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к
природе, человеку, обществу;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
5

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
6

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве
и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства; формироваться
основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру,
художественный вкус;
7

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется
трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно -исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных
традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и
национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни
и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые
рисунки и орнаментальные композиции.
•

III. Содержание учебного предмета
2 класс
Искусство и ты
Как и чем работает художник?
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
8

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

9

3 класс
Искусство в твоем доме
Твои игрушки
Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды.
Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для
кого она, для какого случая).
Мамин платок
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки.
Твои книги
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжкиигрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или
графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание
роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три
Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над
которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но
именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры - наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
10

Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной
решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на
улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Транспорт в городе
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или
построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (села)
На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района - из нескольких
склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими
вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые
создают художественный облик города.
Художник и зрелище
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно
выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие
персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2-4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище.
Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.
11

Художник и музей
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об
искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других
городов России - хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве
есть музей, святыня для русской культуры, - Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют
Эрмитаж, Русский музей - центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов. Однако
тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных
альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.
Музеи в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению,
выражение настроения.
Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по
представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их
смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или
животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской
былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль
художника в жизни каждого человека».

4 класс
12

Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
13

Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).

14

IV. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
2 класс
№

Тематический блок, тема

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»
01.09 Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода ЧС).

Количество
часов
9

1

Как и чем работает художник?

2

Реальность и фантазия

24.09 Урок, посвященный Дню Государственного
герба и Государственного флага Республики
Крым.

7

3
4

О чём говорит искусство?
Как говорит искусство?

10.12 Единый урок «Права человека»
18.03 День воссоединения Крыма с Россией.
12.04 День Космонавтики.

9
9

Всего

Количество контрольных
работ

34
3 класс

№

Тематический блок, тема

1.

«Искусство в твоем доме»

2.

«Искусство
города»

3.
4.

«Художник и зрелище»
«Музеи искусств»

на

улицах

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»
01.09 Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода ЧС).

твоего 24.09 Урок, посвященный Дню Государственного
герба и Государственного флага Республики
Крым.
10.12 Единый урок «Права человека»
18.03 День воссоединения Крыма с Россией.
12.04 День Космонавтики.

Всего:

Количество
часов
10

5

10
9
34

15

Количество контрольных
работ

4 класс
№ Тематический блок, тема
1.
2.
3.
4.

Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы
Итого:

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»
27.09 День работника дошкольного образования.
03.12 Международный день инвалидов.
01.03 Всемирный день иммунитета.
30.04 День пожарной охраны.

К программе предусмотрены приложения.
Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листами корректировки

16

Количество
часов
9
7
11
7
34

Количество контрольных
работ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».