Приложение 11 к ООП НОО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО_______(Бекирова Л.А.) Протокол № 01от 30.08. 2022 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР_____ (Макарчук О.Н.) «30» августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для 2-4 классов уровень изучения: базовый Составлена учителями начальных классов Срок реализации программы: 3 года 2022 г I. Пояснительная записка Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова». Рабочая программа предусматривает обучение технологии в следующем объёме: 2 класс- 1 час в неделю (всего 34 часа), 3 класс- 1 час в неделю (всего 34 часа), 4 класс- 1 час в неделю (всего 34 часа). Программа построена на основе основной образовательной программы. Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам, требования к ЗУН соответсвует требованиям ОП, коррекция происходит в получении объёма знаний, а не в сокращении тем. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебники: 1. Лутцева Е.А. Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 2. Лутцева Е.А. Зуева Т.П. Технология. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 3. Лутцева Е.А. Зуева Т.П. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. Рабочая программа составлена в соответствие с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897» -Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах» - Авторская программа Плешаков А.А. Окружающий мир. 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2014 -Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» -Положением о рабочей программе МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» 2 II. Планируемые результаты Требования к уровню подготовки обучающихся К концу обучения в начальной школе обучающиеся должны: иметь представление: • о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения; • о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу; • о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф; • об отдельных элементарных аспектах экономических знаний; • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др. знать: • современные профессии, появившиеся в 20 -21 веке и связанные с изученным содержанием; • технические изобретения 21 века, вошедшие в нашу повседневную жизнь; • название основных частей персонального компьютера и их назначение; • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям; • названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; • этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов; • петельную, крестообразную строчки и их варианты; • луковичный и клубневый способы размножения растений. уметь: • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно; • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае; • эстетично оформлять изделия; • соединять детали ткани петельной и крестообразной строчками; • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней; • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников; • выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне; самостоятельно: • разрабатывать несложные творческие коллективные проекты и реализовывать их; • распределять обязанности в группе; 3 • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах; при помощи учителя: • выбирать темы для практических и проектных работ; • искать оригинальные решения конструкторско – технологических, экономических и эстетических проблем. Личностными результатами изучения курса «Технология» в 2–4-м классах является формирование следующих умений: – оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; – описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; – принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; – опираясь на освоенные изобразительные и конструкторское - технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 2–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; – уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; – уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; – под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); – выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; – осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Познавательные УУД: – искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; II. Планируемые результаты – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать 4 факты и явления; – определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; – делать выводы на основе обобщения полученных знаний; – преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные УУД: – донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; – донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; – уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); – уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметными результатами изучения курса «Технология» в 2-4-м классах является формирование следующих умений: • знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки; • уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско - технологические задачи, проблемы; • уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; • под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу; • уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание» Выпускник научится: • называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Выпускник получит возможность научиться: • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» 5 Выпускник научится: • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться: • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. «Конструирование и моделирование» Выпускник научится: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. «Практика работы на компьютере» Выпускник научится: • соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; 6 • создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point. Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки. 7 III. Содержание учебного предмета Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). Знание и уважение традиций строительства, декоративно – прикладно го искусства народов России и мира, в том числе своего края. Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества. Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу). Самообслуживание – пришивание пуговиц. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки. Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов). Вырезывание отверстий на деталях. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка). Конструирование. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Использование информационных технологий. Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Создание презентаций. Работа по набору текста. Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура). Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом; 8 • степень самостоятельности; • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Портфель достижений: фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии. 9 IV. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 2 класс № Наименование разделов и тем 1. Художественная мастерская 2. Чертёжная мастерская 3. Конструкторская мастерская 4. Рукодельная мастерская Всего: Модуль рабочей программы воспитания Количество часов «Школьный урок» 03.09 День солидарности в борьбе с терроризмом. 10 24.09 Урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. 5.10 День учителя. 7 16.10 Всероссийский урок Экология и энергосбережения в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения Вместе ярче. 04.10 День народного единства. 15.11 Всемирный день призывника. 08.02 День Российской науки. 9 23.02 День защитника Отечества. 08.03 Международный женский день. 12.04 День космонавтики. Гагаринский урок «Космос 8 – это мы» 09.05 День Победы. 15.05 Международный день семьи. 34 Количество контрольных 3 класс № Наименование разделов и тем 1. 2. Информационная мастерская Мастерская скульптора 3. 4. Мастерская рукодельниц Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора Модуль рабочей программы воспитания Количество часов «Школьный урок» 01.09 День знаний. 3 24.09 Урок, посвященный Дню Государственного 5 герба и Государственного флага Республики Крым 9 08.02 День Российской науки. 13 03.11 Международный день инвалидов. 10 Количество контрольных 5. Мастерская кукольника 16.11 Международный день толерантности. 15.05 Международный день семьи. Всего: 4 34 4 класс № Наименование разделов и тем 1. 2. Информационная центр Студия «Реклама» 3. Студия « Декор интерьера» 4. Новогодние традиции 5. Студия «Мода» 6. Студия «Подарки» 7. Студия «Игрушки» Модуль рабочей программы воспитания Количество часов «Школьный урок» 3.09 День окончания Второй мировой войны. 3 24.09 Урок, посвященный Дню Государственного 5 герба и Государственного флага Республики Крым. 04.10 День народного единства. 6 31.10 Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. 5.12 – День добровольца (волонтера) в России. 5 23.02 День защитника Отечества. 8.03 Международный женский день 18.03 День воссоединения Крыма с Россией. 12.04 День Космонавтики. 2 Всего: 8 5 34 К программе предусмотрены приложения Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листами коррекции 11 Количество контрольных Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)