РП по обществу 10-11 кл

Приложение 6
ООП СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей __________
Руковолитель ШМО_______(_________)
Протокол № ___ от ___ ___2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____
«_____»________________2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Обществознание»
для 10-11 классов
уровень изучения : базовый
Составлена
учителем истории и обществознания
Исмаиловой Л.А.
Срок реализации программы: 2 года

2022 г.

I.Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов МБОУ « Восходненская школа им. В.И. Криворотова». Рабочая программа
предусматривает обучение обществознанию в следующем объёме: 10 класс-2 часа в неделю (всего 68 часа), 11 класс- 2 часа в неделю (всего 68
часа).
Программа по обществознанию для 10–11 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта и примерной основной образовательной программы среднего общего образования по обществознанию. В рабочей программе учтены идеи
и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции преподавания обществознания,
Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), реализация которых позволяет обеспечить формирование
российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующиминормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 №766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020№ 254».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
6. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации (протокол от 23.10.2020 №ПК-1вн).
2

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании вРеспублике Крым».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Восходненская школа им. В,И, Криворотова»
Красногвардейского района Республики Крым (ФГОС). С учетом содержания методического пособия ГБОУ ДПО Республики Крым «КРИППО» ,
с учётом авторской программы по обществознанию для предметной линии учебников под редакцией авторов О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой
(Обществознание. Поурочное тематическое планирование 10-11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Базовый
уровень. Москва. «Просвещение», 2020). Программа составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Восходненская школа им. В,И,
Криворотова» на 2022-2025 учебные года, годового календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.
Одним из результатов реализации рабочей программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа признана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов, указанных воФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально- значимой деятельности.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении содержания курса обществознания, являются:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных
символов (герб, флаг, гимн);

• сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
•
•
•
•

конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценно-сти;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
3

•
•
•
•
•
•

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками средней школы проявляются в:
• умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников

•
•
•
•
•
•

деятельности, эффективно разрешать конфликты; владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовности и способности к самостоятельной информационно познавательной деятельности, умении ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
владении языковыми средствами умении ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
4

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы содержания программы по обществознанию являются:
• сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
• владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
• владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
• сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
• сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
• владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
• сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
• сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
• понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических
норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения
к чужой собственности;
• сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты,
аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни;
• сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
• умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей
(потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
• способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства;
знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
• понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России
и в мире.

5

10 класс
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

Выпускник научится:
выделять черты социальной сущности человека; объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать
формы культуры
по их признакам,
иллюстрировать
их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать
различные
ситуации
свободного
выбора,
выявлять
его основания и последствия;
выражать
собственную
позицию
по вопросу
познаваемости
мира и аргументировать ее.
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания; характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки
в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития; устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в
целом;
6

– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов,
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки; приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать формы бизнеса; раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных
ситуациях; различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; определять причины безработицы,
различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; оценивать свои
возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
выявлять противоречия рынка; приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);различать и сравнивать пути достижения экономического роста; раскрывать фазы экономического цикла;

– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
–
–
–
–

национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития
России.
выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
7

– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; анализировать ситуации, связанные с
различными способами разрешения социальных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать
виды социального
контроля
и их социальную
роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять
и оценивать
возможную
модель собственного
поведения
в конкретной ситуации с точки зрения социальных
норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; находить и анализировать социальную
информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; выявлять существенные параметры
демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности; толерантно вести себя по отношению к
людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире.
11 класс
Выпускник научится:
– выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; высказывать аргументированные
суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать
государство
как центральный
институт
политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
8

– обобщать
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

и систематизировать
информацию
о сущности
(ценностях, принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; выделять основные этапы избирательной кампании;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; самостоятельно давать аргументированную оценку
личных качеств и деятельности политических лидеров;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждения о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о
значении участия граждан в политике;
находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять
проблемы;
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;

–
–
–
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; перечислять участников законотворческого процесса и
–
–
–
–
–
–

раскрывать их функции; различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
9

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК
РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и
гражданского общества в противодействии терроризму;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
приводить
примеры
прогрессивных
и регрессивных
общественных изменений, аргументировать свои суждения,
выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
выявлять,
опираясь
на теоретические
положения
и материалы
СМИ, тенденции и перспективы общественного
развития.

III.Содержание учебного предмета
Последовательность изучения тем, предложенная в Рабочей программе для средней школы, обусловлена, помимо учета общих
принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе
обучения. При распределении тем Рабочей программы в средней школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается, с одной
стороны, как относительно самостоятельная ступень в подготовке обучающихся, а с другой, — как элемент представления целостной
социальной системы.
В 10 классе рассматриваются три центральных сюжета обществоведческого курса — человек и духовная культура, общество и
социальные отношения, экономическая жизнь общества. Человек рассматривается как результат биологической и социокультурной эволюции,
преобразовавший себя и создавший в процессе деятельности материальную и духовную культуру. Социальные институты в различных сферах
10

призваны удовлетворять базовые потребности человека и общества, которое показано как сложная самоорганизующаяся динамичная система,
имеющая определенную структуру и проявляющаяся в комплексе общественных связей и отношений.
В курсе 10 класса системно показаны механизмы функционирования рыночной экономики и отражены различные аспекты
экономической деятельности субъектов экономики (домохозяйств, фирм, государства). Учебный материал структурирован таким образом,
чтобы раскрыть важнейшие аспекты микро и макроэкономики, а также осветить вопросы финансовой грамотности.
Знания и представления, формируемые при изучении обществоведческого курса в 10 классе, призваны способствовать освоению
школьниками на информационном и практическом уровнях типичных социальных ролей в пределах их дееспособности.
В курсе 11 класса комплексно рассмотрена политико-правовая сфера общественной жизни, а также наиболее общие проблемы развития
современного общества. Системообразующим понятием на данном этапе является "политическая система общества". Рассмотрение политикоправовой сферы осуществляется в аспекте раскрытия ее субъектов, структуры, институтов, механизмов функционирования. В курсе 11 класса
значительное место отводится анализу политической системы современного российского общества, Российского государства и системы
российского права. Включение в курс вопросов глобального развития имеет высокую мировоззренческую ценность.
10 класс
Введение (1ч.)
Тема I. Человек (10 ч)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Культура и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры:
народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Духовная жизнь и духовный мир
человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные
науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального
познания.
Тема II. Общество и социальные отношения (16 ч)
Общество как система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Основные институты общества. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Образование как социальный институт. Основные направления развития образования. Функции образования как социального
института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного
общества. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего
11

образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, виды социальных
норм. Мораль. Нравственная культура. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Способы разрешения конфликтов.
Тема III. Рыночное регулирование экономики (20 ч)
Экономика как хозяйство и наука. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы
производства и факторные доходы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Рыночный механизм. Рыночные отношения в современной экономике.
Виды и функции рынков.
Спрос. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение. Предложение, закон предложения.
Экономика фирмы. Фирма в экономике. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты (издержки). Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Рациональное экономическое поведение собственника.
Источники финансирования фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Конкуренция как элемент рыночного механизма. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции
и антимонопольное законодательство.
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Формирование рыночных цен.
Тема IV. Государство и экономика (21 ч)
Проблемы денежного обращения. Виды, причины и последствия инфляции. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Банковская система. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе
России. Финансовый рынок. Финансовые институты.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Государственные финансы и налоги. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг.
Занятость и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
12

Экономический рост и его измерители. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические
показатели. Экономический рост. Экономические циклы.
Особенности современной экономики России. Тенденции экономического развития России. Мировая экономика. Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
11 класс
Введение (1ч)
Тема V. Политика (26 ч)
Политика и власть. Политическая деятельность. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система общества. Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типология политических
режимов. Политические институты. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Государство как основной институт политической системы общества. Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции.
Демократия и гражданское общество. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство.
Человек в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины
и опасность.
Политическая идеология. Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии и общественно-политические движения. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Избирательная система. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная кампания.
Политический процесс. Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Тема VI. Правовое регулирование общественных отношений (28 ч)
Система права. Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право;
материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации.
Гражданин РФ. Конституционные права и свободы. Конституционные права гражданина РФ. Экологическое право. Право на
благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Гражданин РФ. Конституционные обязанности. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность.
13

Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Гражданское право. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые
формы предприятий.
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Имущественные права. Право собственности. Основания
приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Занятость и трудоустройство. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового
договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения в РФ. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения.
Конституционное и гражданское судопроизводство в РФ. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и
принципы гражданского процесса. Конституционное судопроизводство.
Административное и уголовное судопроизводство в РФ. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Стадии уголовного процесса.
Международное право. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Тема VII. Общество как динамичная система (10 ч)
Общественное развитие. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития:
общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция.
Многовариантность общественного развития. Многовариантность общественного развития.
Глобализация и вызовы XXI века. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество
и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Итоговое повторение (2ч)

14

IV. Тематическое планирование с учётом программы воспитания
10 класс
№
Название разделов, тем
Модуль рабочей программы
п/п
воспитания «Школьный урок»

1
2

Введение.
Тема I. Человек

3

Тема II. Общество и социальные отношения

4

Тема III. Рыночное регулирование экономики

Количество

часов практич. лаборат контр.
работ
. работ работ
1
10
1

03.09 -День окончания Второй
мировой войны. День
солидарности в борьбе с
терроризмом. 8.09 Международный день
распространения грамотности.
17.09 -Всероссийская акция
«Вместе, всей семьёй!». Тема
милосердия в рамках акции
«Белый цветок».
С 29.10 по 26.01.
15
30.10 - День памяти политических
репрессий. 4.11 - День народного
единства
8.11 - День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России.
16.11 - Международный день
толерантности.
20.11 - День начала
Нюрнбергского процесса.
27.01 – День полного
20
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады.
15

1

1

экскурсий

Тема IV. Государство и экономика

5

ИТОГО

2.02 - День разгрома советскими
войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве.
8.02 – День российской науки.
14.02 - Международный день
книгодарения. 15.02 – День памяти
о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами
Отечества
12.04 – День космонавтики.
21
– 78 лет со дня начала операции по
освобождению Крыма от немецкофашистских захватчиков. 19.04 День принятия Крыма, Тамани и
Кубани в состав Российской
империи (1783 год)
– День памяти о геноциде
советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой
Отечественной войны.
9.05 – День Победы. –
Международная акция
«Георгиевская ленточка». Международная акция «Диктант
Победы»
68

16

1

4

11 класс
№
п/п

1
2

3

4

Название разделов, тем

Модуль рабочей программы
воспитания «Школьный урок»

Количество

часов практич. лаборат контр.
работ
. работ работ
1
27
1

Введение.
Тема V. Политика

03.09 -День окончания Второй
мировой войны. День
солидарности в борьбе с
терроризмом. 8.09 Международный день
распространения грамотности.
17.09 -Всероссийская акция
«Вместе, всей семьёй!». Тема
милосердия в рамках акции
«Белый цветок».
С 29.10 по 26.01.
28
30.10
День
памяти
политических
Тема VI. Правовое регулирование общественных
репрессий. 4.11 - День народного
отношений
единства
8.11 - День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России.
16.11 - Международный день
толерантности.
20.11 - День начала
Нюрнбергского процесса.
27.01 – День полного
10
Тема VII. Общество как динамичная система
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады.
17

1

1

экскурсий

5

Итоговое повторение

6

ИТОГО

2.02 - День разгрома советскими
войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве.
8.02 – День российской науки.
14.02 - Международный день
книгодарения. 15.02 – День памяти
о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами
Отечества
24.05 – День славянской
2
письменности и культуры.
68

К программе предусмотрены приложения: Приложение№1:Календарно-тематическое планирование с листом корректировки

18

3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».