Раб.прог

Приложение 28
ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В.И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО классных руководителей
Руководитель ШМО_______ (С.М.Зуйкина )
Протокол № 01 от «30» августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по ВР:______ (О.Н. Макарчук)
от «30» августа_ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для 7-9 класса
уровень изучения: базовый

Составлена:
Гайворонская В.М.
Срок реализации программы- 3 года

2022 год
1

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и реализуется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (далее ФГОС ООО).
Программа рассчитана на изучение в 7-9 классах МБОУ «Восходненская школы имени В.И. Криворотова» общим объемом 34 часа, из расчета 1
час в неделю. Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам, требования к ЗУН соответствуют требованиям ОП,
коррекция осуществляется в получении объема знаний, а не в сокращении тем.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать,
критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие
понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Рабочая программа по информатике разработана на основе:
-

примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ №
1312 от 09.03.2004), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин-2-е изд. – М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.».

-

авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 7-9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.,
опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин-2-е изд. – М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.».

При организации учебного процесса по информатике в общеобразовательных организациях следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
4. Приказ МинистерстваобразованияРоссийскойФедерации от 11.12.2020 № 712 «О внесенииизменений в некоторыефедеральныегосударственныеобразовательныестандартыобщегообразования по вопросамвоспитания»
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28)
6. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ №
1312 от 09.03.2004) - Сборник «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие» /
составитель М.Н. Бородин-2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
7. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» для 7-9 класса.
8. Основная образовательная программа МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова».
9. Учебный план МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова».
10. Рабочая программа воспитания МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
11. Календарный план воспитательной работы МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических
приемов. В соответствии с санитарными нормами и правилами СП 2.4.3648-20, практические занятия на компьютере проводятся не более 25
минут и составляют 50% учебного времени.
3

УМК
-

Учебник «Информатика» для 7 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.
Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.

4

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и
для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
1.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

2.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

3.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

1.

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

3.

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

4.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

5.

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:

1.

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

2.

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах.
5

3.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе, развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.

4.

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

5.

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

6

III. Содержание учебного предмета
7 класс
Введение в предмет (1 ч)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
1. Человек и информация (4 ч)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным тренажером»
Зачет по теме «Человек и информация»
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 ч)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление
данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с
пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и
удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС;
использование антивирусных программ.
Практическая работа №3 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств».
Практическая работа №4 «Пользовательский интерфейс».
7

Практическая работа №5 «Работа с файловой структурой операционной системы».
Контрольная работа №1.
3. Текстовая информация и компьютер (9 ч).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами;
приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №6 «Ввод, редактирование и форматирование текста».
Практическая работа №7 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста».
Практическая работа №8 «Работа со списками».
Практическая работа №9 «Работа с таблицами».
Практическая работа №10 «Дополнительные возможности текстового процессора».
Итоговая практическая работа №11 «Создание комплексного текстового документа».
4. Графическая информация и компьютер (6 ч).
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и
приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа
(можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа №12 «Работа с конструктором цветов».
8

Практическая работа №13 «Работа с векторным графическим редактором».
Практическая работа №14 «Работа в растровом графическом редакторе».
Итоговая практическая работа №15 «Создание коллажа».
5. Технологии мультимедиа (6 ч).
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические
изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
Практическая работа №16 «Создание презентации со статичными слайдами»
Практическая работа №17 «Создание гиперссылок в презентации»
Практическая работа №18 «Демонстрация презентации на заданную тему»
Контрольная работа №2
6. Резерв (1 ч).
Решение задач ОГЭ
8 класс
1. Компьютерные сети(8 ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.Информационные
услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые
системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из
Интернета (файлов, документов).Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
9

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети. Обмен файлами».
Практическая работа №2«Работа с электронной почтой»
Практическая работа №3«Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»
Практическая работа №4«Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»
Зачет по теме «Компьютерные сети».
2. Информационное моделирование(5 ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»
Контрольная работа №1
3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.Проектирование и создание однотабличной БД.Условия поиска информации,
простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Практическая работа №6«Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».
Практическая работа №7«Проектирование и создание однотабличной БД».
Практическая работа №8 «Решение логических задач».
10

Практическая работа №9«Формирование простых и сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №10«Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».
Зачет по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
4. Табличные вычисления на компьютере (11 ч).
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной
таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными
таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной
таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ
(удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование».
Практическая работа №12«Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №13«Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции».
Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы».
Контрольная работа №2
Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы».
9 класс
Правила ТБ. Повторение: математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц – (1 ч)
1. Управление и алгоритмы (13 ч).

11

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Практическая работа №1«Управление графическим исполнителем».
Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа №3 «Использование вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Использование циклических алгоритмов»
Практическая работа №5 «Работа с ветвлениями и циклами».
Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой».
Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации».
Контрольная работа №1
2. Введение в программирование — (17 ч).
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого
уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.Этапы
решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа №8«Знакомство с Паскаль: составление линейных алгоритмов»
Практическая работа №9«Построение алгоритмов с логическими операциями на АЯ».
Практическая работа №10«Программирование ветвлений на Паскале».
12

Практическая работа №11«Программирование диалога с компьютером».
Практическая работа №12«Разработка программ c использованием цикла с заданным числом повторений».
Практическая работа №13 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».
Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием».
Практическая работа №15«Разработка программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа №16«Разработка программы поиска числа в массиве».
Практическая работа №17«Сортировка массива».
Практическая работа №18 «Решение задач на обработку массивов».
Контрольная работа №2
3. Информационные технологии и общество - (3 ч.)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы.

13

IV. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№

Наименование раздела

1

Введение в предмет. Правила ТБ

2

Человек и информация

3

Компьютер: устройство и
программное обеспечение

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»

Контрольные работы

Практические
работы

1
8 сентября – Международный день распространения
грамотности.
24 сентября - День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым
1 октября – Международный день пожилых людей.
16 октября - Всероссийский урок: «Экология и энергосбережение».
28-31 октября - День безопасности в сети Интернет

4

Текстовая информация и
компьютер

5

Графическая информация и
компьютер

9 декабря – День Героев Отечества.
25 декабря - 165 лет со дня рождения математика И.И.
Александрова
25 января – День российского студенчества.
2 февраля - День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
1 марта – Всемирный день иммунитета
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.
12 апреля – День космонавтики.

6

Технологии мультимедиа

1 мая – Праздник Весны и Труда.
9 мая – День Победы.

7
8

Резерв
Всего:

7
класс

Кол-во
часов

14

4

7

2

1

3

9

6

6

4

6

1

3

1
34

2

18

№

1

2

Наименование раздела

Компьютерные сети

Информационное моделирование

8
класс
3

Хранение и обработка информации в базах данных

4

Табличные вычисления на
компьютере

5

Всего:

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»
11 сентября – 125 лет со дня рождения советского математика В.Л. Гончарова.
14 сентября - 130 лет со дня рождения советского математика И.М. Виноградова
4 ноября – День народного единства
8 ноября – День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом
10 декабря – Международный день прав человека.
4 января – Всемирный день азбуки Брайля
8 февраля – День российской науки.
8 марта – Международный женский день.
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.
19 апреля – День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

15

Кол-во
часов

Контрольные работы

8

5

Практические
работы

4

1

10

1

5

11

1

5

34

2

15

№
1

2

Наименование раздела

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»

Правила ТБ. Повторение

Управление и алгоритмы

9
класс

3

Введение в программирование

4

Информационные технологии и общество

5

Всего:

11 сентября – 125 лет со дня рождения советского математика В.Л. Гончарова.
14 сентября - 130 лет со дня рождения советского математика И.М. Виноградова
15 октября - Всемирный день математики. 100-летие
со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича.
8 ноября – Международный день КВН (60 лет международному союзу КВН)
25 декабря - 165 лет со дня рождения математика И.И.
Александрова
25 января – День российского студенчества.
8 февраля – День российской науки.
14-20 марта - Неделя математики
22 апреля – Всемирный день Земли.
15 мая – Международный день семьи.
24 мая – День славянской письменности и культуры.

Кол-во
часов
1

Контрольные работы

Практическиеработы

13

1

7

17

1

11

2

18

3
34

К программе предусмотрены приложения:
-

приложение №1 «Календарно-тематическое планирование с листом корректировки»;

-

приложение № 2 «Фонд оценочных материалов».

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».