Приложение 7 ООП ООО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей естественного цикла Руковолитель ШМО_______(_________) Протокол № ___ от ___ ___2022 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ «_____»________________2022 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-а,б,в,г классов уровень изучения : базовый Составлена учителем ОДНКНР Исмаиловой Л.А. Срок реализации программы: 1 год 2022 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России» базовый уровень (для 5-х классов образовательных организаций) в соответствии с: 1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) ( Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования № 287); 2. Основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС -2021) МБОУ « Восходненская школа имени В.И.Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 3. Примерной рабочей программы основного общего образования: Основы духовно-нравственной культуры народов России (для 5-х классов образовательных организаций) ( одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021). -М: Институт стратегии развития образования, 2021.-89с. 4. Методическими рекомендациями об особенностях преподавания Основы духовно-нравственной культуры народов России в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022-2023 учебном году. -Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИПППО, 2022. -36 с. 5. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС -2021 Целью изучения учебного курса являются формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур, создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Задачи изучения основ духовно-нравственной культуры народов России на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами ( в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»). В основной школе ключевыми задачами являются овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, 2 религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культу ре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. В соответствии с ФГОС ООО Основы духовно-нравственной культуры народов России является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение предмета 34 часа на учебный год, 1 учебного часа в неделю. При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами ( мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. УМК для педагога включает в себя: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА- ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Методическое пособие ЭОР: Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru; Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образователь-ных ресурсовдля общего образования - http://www.ndce.edu.ru II. Содержание учебного предмета Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. 3 Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности». Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности». Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. 4 Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России III. Планируемые результаты Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к 5 целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Патриотическое воспитание: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. Гражданское воспитание: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве, сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Духовно-нравственное воспитание: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Специальные личностные результаты: • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • способность придерживаться нравственного поведения в обществе за счет сформированных морально-нравственных норм; • способность выполнять определенные (доступные) нравственные обязательства; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; • умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира. 6 Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. Познавательные универсальные учебные действия: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование); • смысловое чтение; • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность). Регулятивные универсальные учебные действия: • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); 7 • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Специальные метапредметные результаты: • использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой); • применять современные средства коммуникации и тифлотехнические средства; • осуществлять пространственную и социально-бытовую ориентировку, обладать мобильностью; • применять приемы отбора и систематизации материала на определенную тему, использовать способы и приемы работы с письменной инструкцией, дидактическими материалами и алгоритмами; • вести самостоятельный поиск информации; • преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования; • принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета и толерантность по отношению к другому мнению, учитывать интересы, положение и возраст собеседника; • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной коммуникации; • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; • находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Предметные результаты При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различныхумений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов. 8 IV. Тематическое планирование, в том числе с учётом программы воспитания Тема тичес кие блоки , темы Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной туры кульнародов России»? Наш дом — Россия Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Модуль «Школьный урок" Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Формирование и Формировать представление 3.09 - День солидарности в особенностях курса борьбе с терроризмом закрепление об духовногражданского единства. ««Основы культуры Родина и Отечество. нравственной Традиционные народов России». и понимать ценности и ролевые Слушать по модели. Традиционная объяснения учителя теме урока. семья. Всеобщий характер мо- рали и Вести самостоятельную нравственности. Рус- работу с учебником ский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравствен- ной культуре народов России Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как об- щий дом. Дружба народов Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необ- ходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудниче9 17.09 – Всероссийская акция «Вместе, всей семьёй!» ЭОР http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.htm http://www.opennet.edu.ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ства, взаимодействия. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Язык и история Что такое язык? Как в языке народа отражается его исто- рия? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их вза- имосвязь Формировать представления о языке как носителе духовнонравственных смыслов культуры. Понимать особенности коммуникативной роли языка. Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Русский язык — язык общения и язык возможностей Русский язык — основа Формировать представление о рос- сийской культуры. рус- ском языке как языке Как складывался межнациональ- ного общения. русский язык: вклад Слушать объяснения учителя, народов России в его стара- ясь выделить главное. разви- тие. Русский язык Объяснять наблюдаемые в как культу- практике изучения языка рообразующий проект и явления язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык 10 http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Истоки родной культуры Что такое культура. Культу- ра и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме Материальная культура Материальная культура: ар- хитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества Формировать представление о тради- ционных укладах жизни разных наро- дов. Слушать и анализировать ния выступлеодноклассников. Работать с учебником, анализиро- вать проблемные ситуации Культура и религия Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни об- щества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России 6.10 – Международный день детского церебрального паралича Формировать представление 16.10 - Всероссийский урок: о поня- тии «религия», «Экология и понимать и уметь энергосбережение». объяснять, в чём заключается связь культуры и религии. Слушать объяснения учителя, рабо- тать с научно-популярной литерату- рой по теме 11 http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru 28-31.10 - День безопасности в Понимать смысл понятия сети Интернет «образова- ние», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества. Слушать объяснения учителя, отби- рать и сравнивать учебные материалы по теме Культура и образование Зачем нужно учиться? Куль- тура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному раз- витию человека Многообразие культур России (практическо е заня- тие) Единство культур Отбирать материал по источникам, народов России. Что нескольким доклады, разначит быть культурным готовить ботать с научно-популярной человеком? Зна- ние о культуре народов Рос- литера- турой. сии Слушать выступления одноклассни- ков С 29.10 по 26.01. 30.10 - День памяти политических репрессий. 4.11 День народного единства 8.11 День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Семья — хранитель духов- ных ценностей Семья — базовый элемент общества. Семейные ценно- сти, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно- нравственный долг человека Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особен- ностями семейного уклада у разных народов. 12 13.11 – Международный день слепых. 16.11 - Международный день толерантности. 20.11 - День начала Нюрнбергского процесса. http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Родина начинается с семьи История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Традиции семейного воспи- тания в России Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное как воспитание трансляция ценностей Образ семьи в культуре народов России Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов ис- кусства Понимать и объяснять, как 20.11 - День начала и почему история каждой Нюрнбергского процесса. семьи тесно связана с историей страны, народа. Слушать объяснения учителя, раз- граничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал Понимать и объяснять, что 1.12 – Всемирный день борьбы такое традиция, уметь со СПИДом рассказывать о тра- дициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России. Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом Знать основные фольклорные сюже- ты о семье, семейных ценностях. Знать и понимать моральнонрав- ственное значение семьи. Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал 13 http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Труд в истории Социальные роли в семьи истории семьи. Роль домашнего тру- да. Роль нравственных норм в благополучии семьи Семья в современном мире (практическо е занятие) Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи. Слушать объяснения учителя, само- стоятельно работать с учебником Понимать, почему важно 27.01 – День полного изучать и хранить историю освобождения Ленинграда от своей семьи, передавать её фашистской блокады. следующим поколениям. Готовить доклад, сообщение; созда- вать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Личность — общество — культура Что делает человека челове- ком? Почему человек не мо- жет жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей Знать, что такое гуманизм, пони- мать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными. Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать по- нятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи) 14 2.02 - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. 8.02 – День российской науки. 14.02 Международный день книгодарения. 15.02 – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Духовный мир человека. Человек — творец культуры Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в куль- туре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Тради- ции и новации в культуре. Границы культур. Созида- тельный труд. Важность тру- да как творческой деятельности, как реализации Личность и духовно-нравственные ценности Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопо- мощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллек- тивизм, патриотизм, любовь к близким Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовнонравственной культуры. Слушать объяснения учителя, рабо- тать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким. Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др. http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru 2.02 - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Разграничивать и определять основ- ные понятия, решать текстовые зада- чи, работать с учебником Тематический блок 4. «Культурное единство России» 15 http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Историческая память как духовнонравственная цен- ность Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важ- ность исторической памяти, недопустимость её фальси- фикации. Преемственность поколений Литература как язык культуры Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность Взаимовлияни е культур Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными Объяснять смысл термина 8.02 – День российской науки. «история», понимать 14.02 - Международный важность изучения истории. Понимать и объяснять, что день книгодарения такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны. Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества. Объяснять средства выражения ду- ховного мира человека, его морали и нравственности в произведениях лите- ратуры. Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники. Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен». Понимать и объяснять 16 . 15.02 – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей Духовнонравственные цен- ности российского народа Регионы России: культурное многообразие Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патрио- тизм, гражданственность, служение Отечеству и ответствен- ность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, креп- кая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преем- ственность поколений, един- ство народов России Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион важность сохранения культурного наследия. Слушать объяснения учителя, пони- мать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности. Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценно- стей российского общества. Слушать объяснения учителя, рабо- тать с учебником (смысловое чтение) Понимать принципы 1.03 – Всемирный день федеративного устройства иммунитета России, объяснять поня- тие «полиэтничность». Понимать 17 m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.trad- уни кален Малая Родина — часть обще- го Отечества ценность многообразия культурных укладов народов России. Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. Слушать и анализировать выступле- ния одноклассников, работать с ис- точниками Понимать и объяснять, что Праздники в Что такое праздник? такое культуре наро- Почему праздники важны. «народный праздник». дов России Празд- ничные традиции в Уметь рассказывать о России. Народные праздничных традициях праздники как па- мять разных народов и своей секультуры, как воплощемьи. ние духовноПонимать и объяснять нравственных идеалов нравственный смысл народного праздника. Работать с учебником, просматри- вать и анализировать учебные фильмы Памятники как часть Устанавливать связь между Памятники в культуре культуры: истори- ей памятника и народов исторические, художе- историей края. Характеризовать памятники России ственные, исто- рии и культуры. архитектурные. Понимать нравственный и Культура как память. научный смысл краеведческой Музеи. Храмы. Дворцы. работы. Исторические здания как Слушать объяснения учителя, свидетели истории. рабо- тать с научноАрхитектура и ду- ховно18 center.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru нравственные ценности народов России Музыкальная культура народов России Музыка. Музыкальные про- изведения. Музыка как фор- ма выражения эмоциональ- ных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах Изобразительн Художественная ое искусство реальность. Скульптура: народов России от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдаю- щиеся художники разных народов России популярной литерату- рой, просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать особенности музыки как вида искусства. Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке. Слушать объяснения учителя, рабо- тать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей. Знать и называть основные темы ис- кусства народов России. Слушать объяснения учителя, рабо- тать с научнопопулярной литерату- рой, просматривать и анализировать учебные фильмы 19 http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Пословицы и поговорки. Понимать, что такое 22.04 – Всемирный день Земли. Эпос и сказка. Фольклор национальная литература. 26 .04 - День памяти жертв как отражение истории Объяснять и показывать на Чернобыльской катастрофы народа и его ценностей, приме- рах, как произведения отражают морали и фольклора историю народа, его духовнонравственности. Национальная нравственные ценности. литература. Богатство Отбирать и сравнивать культуры народа в его материал из нескольким источникам, решать теклите- ратуре стовые задачи, слушать и анализиро- вать выступления одноклассников Рассказ о бытовых Отбирать и сравнивать Бытовые традиции традици- ях своей семьи, учебный ма- териал по народов источникам, народа, реги- она. Доклад нескольким России: пища, с использованием решать текстовые задачи, одежда, дом разнообразного зритель- слушать и анализировать (практическо ного ряда и других выступления одное занятие) классников, работать с источников научно-популярной литературой География культур Отбирать и сравнивать Культурная карта России России. Россия как несколько источников, кар- та. решать текстовые зада- чи, (практическо культурная Описание регионов в слушать и анализировать е занятие) пления соот- ветствии с их выстуодноклассников, работать особенностями научно-популярной с литературой Фольклор и литература народов России 20 http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru http://artclassic.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht m http://www.opennet.edu. ru www.patriarchia.ru http://orkce.apkpro.ru Единство страны — залог будущего России Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовнонравственные ценности наро- дов России К программе предусмотрены приложения: Понимать и объяснять https://infourok.ru/itogo значение об- щих элементов и voe-testirovanie-poчерт в культуре раз- ных odnknr-v-klasseнародов России для 1091465.html обоснования её культурного, экономического един- ства. Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал Приложение№1:Календарно-тематическое планирование с листом корректировки 21 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)