РП ОДНКНР 5 кл (1)

Приложение 7
ООП ООО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей естественного цикла
Руковолитель ШМО_______(_________)
Протокол № ___ от ___ ___2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____
«_____»________________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-а,б,в,г классов
уровень изучения : базовый
Составлена
учителем ОДНКНР Исмаиловой Л.А.
Срок реализации программы: 1 год

2022 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы основного общего образования «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» базовый уровень (для 5-х классов образовательных организаций) в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) ( Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного
общего образования № 287);
2. Основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС -2021) МБОУ « Восходненская школа имени
В.И.Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым;
3. Примерной рабочей программы основного общего образования: Основы духовно-нравственной культуры народов России (для 5-х классов
образовательных организаций) ( одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол
3/21 от 27.09.2021). -М: Институт стратегии развития образования, 2021.-89с.
4. Методическими рекомендациями об особенностях преподавания Основы духовно-нравственной культуры народов России в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022-2023 учебном году. -Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИПППО, 2022. -36 с.
5. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС -2021
Целью изучения учебного курса являются формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур, создание условий для становления у
обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и
убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Задачи изучения основ духовно-нравственной культуры народов России на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами ( в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; развитие представлений о значении
духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
2

религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы
гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культу ре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
В соответствии с ФГОС ООО Основы духовно-нравственной культуры народов России является обязательным предметом на уровне основного
общего образования. Данная программа предусматривает изучение предмета 34 часа на учебный год, 1 учебного часа в неделю.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами ( мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и
воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
УМК для педагога включает в себя:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии, 5 класс. Общество с ограниченной
ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА- ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Методическое пособие ЭОР:
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru; Каталог учебных изданий, электронного оборудования и
электронных образователь-ных ресурсовдля общего образования - http://www.ndce.edu.ru

II. Содержание учебного предмета
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства.
Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык
и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом.
Дружба народов.
Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации
между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для
всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
3

Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины.
Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и
духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное
осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России.
Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и
духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности».
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое
Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности».
Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
4

Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и
идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности
народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,
морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа,
региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в
соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России
III. Планируемые результаты
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
5

целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
Гражданское воспитание: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве, сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно-нравственное воспитание: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Специальные личностные результаты:
•
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
•
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
•
способность придерживаться нравственного поведения в обществе за счет сформированных морально-нравственных норм;
•
способность выполнять определенные (доступные) нравственные обязательства;
•
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
•
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
•
умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
6

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в
учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
(знаково-символические / моделирование);
•
смысловое чтение;
•
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
•
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
7

•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Специальные метапредметные результаты:
•
использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
•
применять современные средства коммуникации и тифлотехнические средства;
•
осуществлять пространственную и социально-бытовую ориентировку, обладать мобильностью;
•
применять приемы отбора и систематизации материала на определенную тему, использовать способы и приемы работы с письменной
инструкцией, дидактическими материалами и алгоритмами;
•
вести самостоятельный поиск информации;
•
преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
•
принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета и толерантность по отношению к другому мнению,
учитывать интересы, положение и возраст собеседника;
•
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
•
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной коммуникации;
•
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
•
находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
•
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные результаты
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различныхумений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и
индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих
результатов.

8

IV. Тематическое планирование, в том числе с учётом программы воспитания
Тема
тичес
кие
блоки
,
темы
Зачем
изучать курс
«Основы
духовнонравственной
туры
кульнародов
России»?

Наш дом —
Россия

Основное содержание

Основные
виды
деятельности
обучающихся

Модуль «Школьный
урок"

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Формирование
и Формировать представление 3.09 - День солидарности в
особенностях
курса борьбе с терроризмом
закрепление об
духовногражданского единства. ««Основы
культуры
Родина и Отечество. нравственной
Традиционные народов России».
и
понимать
ценности и ролевые Слушать
по
модели. Традиционная объяснения учителя
теме
урока.
семья.
Всеобщий
характер мо- рали и Вести самостоятельную
нравственности.
Рус- работу с учебником
ский язык и единое
культурное
пространство. Риски и
угрозы
духовнонравствен- ной культуре
народов России
Россия
—
многонациональная
страна.
Многонациональный
народ
Российской Федерации.
Россия как об- щий дом.
Дружба народов

Слушать
и
понимать
объяснения учителя по теме
урока.
Формировать представление
о необ- ходимости и важности
межнационального
и
межрелигиозного сотрудниче9

17.09 – Всероссийская
акция
«Вместе,
всей
семьёй!»

ЭОР

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.htm
http://www.opennet.edu.ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.

ства, взаимодействия.

ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Язык и
история

Что такое язык? Как в
языке народа отражается
его исто- рия? Язык как
инструмент
культуры.
Важность
коммуникации между людьми.
Языки народов мира, их
вза- имосвязь

Формировать представления
о языке как носителе духовнонравственных смыслов
культуры.
Понимать
особенности
коммуникативной
роли
языка.
Слушать
и
анализировать выступления
одноклассников,
отбирать и сравнивать
учебный материал по нескольким источникам

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Русский язык
— язык общения и язык
возможностей

Русский язык — основа Формировать представление о
рос- сийской культуры. рус- ском языке как языке
Как
складывался межнациональ- ного общения.
русский язык: вклад Слушать объяснения учителя,
народов России в его стара- ясь выделить главное.
разви- тие. Русский язык Объяснять наблюдаемые в
как
культу- практике изучения языка
рообразующий проект и явления
язык межнационального
общения.
Важность
общего языка для всех
народов России. Возможности, которые даёт
русский язык
10

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Истоки родной
культуры

Что такое культура.
Культу- ра и природа.
Роль культуры в жизни
общества.
Многообразие культур и его
причины.
Единство
культурного
пространства России

Формировать
представление о том, что
такое культура, об общих
чертах в культуре разных
народов.
Слушать
и
понимать
объяснения
учителя по теме урока.
Выполнять задания на
понимание
и
разграничение понятий по
теме

Материальная
культура

Материальная культура:
ар- хитектура, одежда,
пища,
транспорт,
техника. Связь между
материальной
культурой
и
духовнонравственными
ценностями общества

Формировать представление о
тради- ционных укладах жизни
разных наро- дов.
Слушать и анализировать
ния
выступлеодноклассников.
Работать с учебником,
анализиро- вать проблемные
ситуации

Культура и
религия

Религия и культура. Что
такое религия, её роль в
жизни об- щества и
человека.
Государствообразующие
религии
России.
Единство ценностей в
религиях России

6.10 – Международный
день
детского
церебрального паралича

Формировать представление 16.10 - Всероссийский урок:
о поня- тии «религия», «Экология и
понимать
и
уметь энергосбережение».
объяснять,
в
чём
заключается связь культуры и
религии.
Слушать
объяснения
учителя, рабо- тать с
научно-популярной
литерату- рой по теме

11

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

28-31.10 - День безопасности в
Понимать смысл понятия
сети Интернет
«образова- ние», уметь
объяснять важность и необходимость образования для
общества. Слушать объяснения
учителя, отби- рать и
сравнивать учебные материалы по теме

Культура и
образование

Зачем нужно учиться?
Куль- тура как способ
получения
нужных
знаний. Образование как
ключ к социализации и
духовно-нравственному
раз- витию человека

Многообразие
культур России
(практическо
е заня- тие)

Единство
культур Отбирать
материал
по
источникам,
народов России. Что нескольким
доклады,
разначит быть культурным готовить
ботать
с
научно-популярной
человеком? Зна- ние о
культуре народов Рос- литера- турой.
сии
Слушать выступления
одноклассни- ков

С 29.10 по 26.01.
30.10 - День памяти
политических репрессий. 4.11 День народного единства
8.11
День
памяти
погибших при исполнении
служебных обязанностей
сотрудников
органов
внутренних дел России

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья —
хранитель
духов- ных
ценностей

Семья
—
базовый
элемент
общества.
Семейные ценно- сти,
традиции и культура.
Помощь сиротам как
духовно- нравственный
долг человека

Понимать, что такое семья,
формировать
представление о взаимосвязях между типом культуры и
особен- ностями семейного
уклада у разных народов.

12

13.11 – Международный день
слепых.
16.11 - Международный день
толерантности.
20.11 - День начала
Нюрнбергского процесса.

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Родина
начинается с
семьи

История семьи как часть
истории
народа,
государства,
человечества.
Как
связаны Родина и семья?
Что такое Родина и
Отечество?

Традиции
семейного
воспи- тания в
России

Семейные
традиции
народов
России.
Межнациональные
семьи.
Семейное
как
воспитание
трансляция ценностей

Образ семьи в
культуре народов России

Произведения
устного
поэтического
творчества
(сказки,
поговорки и т. д.) о
семье
и
семейных
обязанностях. Семья в
литературе и произведениях разных видов
ис- кусства

Понимать и объяснять, как 20.11 - День начала
и почему история каждой Нюрнбергского процесса.
семьи
тесно
связана
с
историей страны, народа.
Слушать
объяснения
учителя, раз- граничивать
понятия по теме, систематизировать
учебный
материал
Понимать и объяснять, что 1.12 – Всемирный день борьбы
такое
традиция,
уметь со СПИДом
рассказывать о тра- дициях
своей семьи, семейных традициях своего народа и других
народов России.
Уметь объяснять и
разграничивать основные
понятия по теме. Просматривать и анализировать
учебные фильмы, работать с
раздаточным материалом
Знать основные фольклорные
сюже- ты о семье, семейных
ценностях.
Знать и понимать моральнонрав- ственное значение семьи.
Работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные
фильмы, систематизировать
учебный материал

13

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Труд в истории Социальные
роли
в
семьи
истории семьи. Роль
домашнего тру- да. Роль
нравственных норм в
благополучии семьи

Семья в
современном
мире
(практическо
е занятие)

Рассказ о своей семье (с
использованием
фотографий, книг, писем
и др.). Семейное древо.
Семейные традиции

Понимать,
что
такое
«семейный труд», сознавать
и характеризовать важного
общего семейного труда для
укрепления
целостности
семьи.
Слушать
объяснения
учителя, само- стоятельно
работать с учебником
Понимать, почему важно 27.01 – День полного
изучать и хранить историю освобождения Ленинграда от
своей семьи, передавать её фашистской блокады.
следующим поколениям.
Готовить доклад,
сообщение; созда- вать
семейное древо; отбирать и
сравнивать материал из
нескольких источников

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность —
общество —
культура

Что делает человека
челове- ком? Почему
человек не мо- жет жить
вне общества. Связь
между обществом и
культурой
как
реализация
духовнонравственных ценностей

Знать, что такое гуманизм,
пони- мать, что делает
человека человеком и какие
проявления людей можно назвать гуманными. Работать с
научно-популярной
литературой,
уметь
разграничивать по- нятия,
осваивать смысловое чтение
(решать текстовые задачи)

14

2.02 - День разгрома
советскими
войсками
немецко-фашистских
войск в Сталинградской
битве.
8.02
–
День
российской науки. 14.02 Международный
день
книгодарения. 15.02 – День
памяти
о
россиянах,
исполнявших служебный
долг
за
пределами
Отечества

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Духовный мир
человека. Человек —
творец
культуры

Культура как духовный
мир человека. Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
Реализация ценностей в
куль- туре.
Творчество:
что это
такое?
Границы
творчества. Тради- ции и
новации в культуре.
Границы
культур.
Созида- тельный труд.
Важность тру- да как
творческой деятельности, как реализации

Личность и
духовно-нравственные
ценности

Мораль и нравственность
в жизни человека.
Взаимопо- мощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллек- тивизм,
патриотизм, любовь к
близким

Понимать
и
объяснять
значение слова «человек» в
контексте
духовнонравственной культуры.
Слушать
объяснения
учителя, рабо- тать с
учебником,
уметь
понимать и разграничивать
основные понятия по теме

Понимать и объяснять, что
такое
мораль
и
нравственность, любовь к
близким.
Показывать на примерах
важность таких ценностей
как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь, дружба и др.

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

2.02 - День разгрома
советскими
войсками
немецко-фашистских
войск в Сталинградской
битве.

Разграничивать и определять
основ- ные понятия, решать
текстовые зада- чи, работать с
учебником
Тематический блок 4. «Культурное единство России»

15

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Историческая
память как
духовнонравственная
цен- ность

Что такое история и
почему она важна?
История семьи — часть
истории народа, государства, человечества.
Важ- ность исторической
памяти, недопустимость её
фальси- фикации.
Преемственность
поколений

Литература
как язык культуры

Литература как
художественное
осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир человека
и его духовность

Взаимовлияни
е культур

Взаимодействие культур.
Межпоколенная и
межкультурная
трансляция. Обмен
ценностными

Объяснять смысл термина 8.02 – День российской науки.
«история»,
понимать
14.02 - Международный
важность изучения истории.
Понимать и объяснять, что день книгодарения
такое историческая память,
как история каждой семьи
связана с историей страны.
Работать с учебником,
выделять и определять
основные
понятия,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников
Понимать
особенности
литературы, её отличия от
других
видов
художественного творчества.
Объяснять
средства
выражения ду- ховного мира
человека,
его морали и
нравственности
в
произведениях лите- ратуры.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники.
Иметь представление о
значении
терминов
«взаимодействие культур»,
«культурный
обмен».
Понимать
и
объяснять
16

. 15.02 – День памяти о
россиянах, исполнявших
служебный
долг
за
пределами Отечества

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht

установками и идеями.
Примеры межкультурной
коммуникации как способ
формирования общих
духовно-нравственных
ценностей

Духовнонравственные
цен- ности
российского
народа

Регионы
России:
культурное
многообразие

Жизнь, достоинство,
права и свободы
человека, патрио- тизм,
гражданственность, служение Отечеству и
ответствен- ность за его
судьбу, высокие
нравственные идеалы,
креп- кая семья,
созидательный труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и
преем- ственность
поколений, един- ство
народов России
Исторические и
социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион

важность
сохранения
культурного наследия.
Слушать объяснения
учителя, пони- мать и
разграничивать понятия, отбирать и сравнивать
материал по нескольким
источникам
Уметь объяснять значение
основных
понятий,
отражающих духовно-нравственные ценности.
Осознавать их и защищать в
качестве
базовых
общегражданских ценно- стей
российского общества.
Слушать объяснения
учителя, рабо- тать с
учебником (смысловое
чтение)

Понимать
принципы 1.03 – Всемирный день
федеративного
устройства иммунитета
России, объяснять поня- тие
«полиэтничность». Понимать
17

m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.trad-

уни кален Малая Родина
— часть обще- го
Отечества

ценность
многообразия
культурных укладов народов
России. Уметь рассказывать
о культурном своеобразии
своей малой родины.
Слушать и анализировать
выступле- ния
одноклассников, работать с
ис- точниками
Понимать и объяснять, что
Праздники в
Что такое праздник?
такое
культуре наро- Почему праздники важны. «народный праздник».
дов России
Празд- ничные традиции в Уметь
рассказывать
о
России. Народные
праздничных
традициях
праздники как па- мять
разных народов и своей секультуры, как воплощемьи.
ние духовноПонимать
и
объяснять
нравственных идеалов
нравственный
смысл
народного праздника.
Работать с учебником,
просматри- вать и
анализировать учебные
фильмы
Памятники как часть Устанавливать связь между
Памятники в
культуре
культуры: истори- ей памятника и
народов
исторические, художе- историей края.
Характеризовать памятники
России
ственные,
исто- рии и культуры.
архитектурные.
Понимать нравственный и
Культура как память.
научный смысл краеведческой
Музеи. Храмы. Дворцы.
работы.
Исторические здания как
Слушать объяснения учителя,
свидетели истории.
рабо- тать с научноАрхитектура и ду- ховно18

center.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

нравственные ценности
народов России
Музыкальная
культура народов России

Музыка. Музыкальные
про- изведения. Музыка
как фор- ма выражения
эмоциональ- ных связей
между
людьми.
Народные
инструменты.
История народа в его
музыке и инструментах

Изобразительн Художественная
ое искусство
реальность. Скульптура:
народов России от религиозных сюжетов
к
современному
искусству.
Храмовые
росписи и фольклорные
орнаменты. Живопись,
графика. Выдаю- щиеся
художники разных народов России

популярной литерату- рой,
просматривать и анализировать учебные фильмы
Понимать
особенности
музыки как вида искусства.
Знать и называть основные
темы
музыкального
творчества народов России,
понимать, как история народа отражается в его музыке.
Слушать
объяснения
учителя, рабо- тать с
научно-популярной
литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы
Понимать
и
объяснять
особенности изобразительного
искусства
как
вида
художественного творчества.
Понимать и обосновывать
важность
искусства
как
формы
трансляции
культурных ценностей.
Знать и называть основные
темы ис- кусства народов
России.
Слушать объяснения учителя,
рабо- тать с научнопопулярной литерату- рой,
просматривать и анализировать учебные фильмы
19

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Пословицы и поговорки. Понимать,
что
такое 22.04 – Всемирный день Земли.
Эпос и сказка. Фольклор национальная
литература. 26 .04 - День памяти жертв
как отражение истории Объяснять и показывать на Чернобыльской катастрофы
народа и его ценностей, приме- рах, как произведения
отражают
морали
и фольклора
историю народа, его духовнонравственности.
Национальная нравственные ценности.
литература.
Богатство Отбирать и сравнивать
культуры народа в его материал из нескольким
источникам, решать теклите- ратуре
стовые задачи, слушать и
анализиро- вать выступления
одноклассников
Рассказ
о
бытовых Отбирать и сравнивать
Бытовые
традиции
традици- ях своей семьи, учебный ма- териал по
народов
источникам,
народа, реги- она. Доклад нескольким
России: пища, с
использованием решать текстовые задачи,
одежда, дом
разнообразного зритель- слушать и анализировать
(практическо ного ряда и других выступления
одное занятие)
классников,
работать
с
источников
научно-популярной
литературой
География
культур Отбирать и сравнивать
Культурная
карта России
России.
Россия
как несколько
источников,
кар- та. решать текстовые зада- чи,
(практическо культурная
Описание регионов в слушать и анализировать
е занятие)
пления
соот- ветствии с их выстуодноклассников, работать
особенностями
научно-популярной
с
литературой
Фольклор и
литература народов России

20

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

http://artclassic.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.tradcenter.ru/komplekt45.ht
m
http://www.opennet.edu.
ru
www.patriarchia.ru
http://orkce.apkpro.ru

Единство
страны —
залог будущего
России

Россия — единая страна.
Русский мир. Общая
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные ценности
наро- дов России

К программе предусмотрены приложения:

Понимать
и
объяснять
https://infourok.ru/itogo
значение об- щих элементов и
voe-testirovanie-poчерт в культуре раз- ных
odnknr-v-klasseнародов
России
для
1091465.html
обоснования её культурного,
экономического един- ства.
Слушать
объяснения
учителя,
систематизировать
учебный
материал
Приложение№1:Календарно-тематическое планирование с листом корректировки

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».