РП 8-9

10-05

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей спортивно-эстетического цикла
Руководитель ШМО_______(_Мальгивская Н. Р..)
Протокол № ___ от ___ ___2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ____________
«_____»________________2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жихнедеятельности»
для 8 -9 классов
уровень изучения : базовый
Составлена
учителем ОБЖ: Командир А. В..
Срок реализации программы:2 года

2022 г.

I.Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 8-9класов МБОУ « Восходненская школа имени В. И. Криворотова» из расчёта 8 кл- 1 час в
неделю ( всего 34 часа), 9 класс- 1 час в неделю ( всего 34 часа).
Рабочая программа ориентирована на работу с учебниками: «Основы безопасности жизнедеятельности»: 8 -й класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников – М.: Просвещение, 2013 г., «Основы безопасности жизнедеятельности»
9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников – М.: Просвещение
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»
-Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 « О рабочих программах»
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « Восходненская школа имени В. И. Криворотова»
-Положением о рабочей программе МБОУ « Восходненская школа имени В.И. Криворотова»

2

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
3

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа
жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
4

первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм,
и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой
из различных источников;

5

Ш. Содержание учебного предмета
8 класс
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Тема1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.(11 ч.)
1.1. Пожарная безопасность (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях. Причины их возникновения Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожара.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1.2.Безопасность на дорогах(Зчаса)
Причины ДТП и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге. Велосипедиста и
водителя мопеда.
1.3. Безопасность на водоёмах (3 часа)
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.4. Экология и безопасность (2 часа)
Загрязнение окружающей среды. ПДК загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 2.Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Организация
защиты населения. ( 11 ч.)
2.1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера (5 часов)
Общее понятие о ЧС техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывоопасных, гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от ЧС техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время ЧС.
2.2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (3 часа)
6

Радиационная безопасность и защита. Обеспечение химической защиты населения. Защита населения от последствий аварий на взрывоопасных
и гидрологических сооружениях.
2.3. Организация

защиты

населения

от

ЧС

техногенного

характера

(3

часа)

Оповещение населения о ЧС. Эвакуация населения. Инженерная защита населения.
-умение предвидеть опасные ситуации по характерным признакам их появления, а так же на основе анализа специальной информации;
-умение применять полученные знания на практике. Принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учётом реально
складывающейся обстановки; умение анализировать явления природного и техногенного характера, проектировать модели личного
безопасного поведения.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
Раздел I. Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные
составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и
общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их
профилактика.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи.
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Первая помощь при травмах. Первая
помощь при утоплениях
9 класс
Раздел I.Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч.)
Тема 1.1Национальная безопасность России в мировом сообществе ( 4 ч.)
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России
сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в
7

современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования
общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Тема 1.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России ( 4 ч.)
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения
их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Тема1. 3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера ( 1 ч.)
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных
Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Тема 1. 4.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени ( 4 ч.)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по
защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие
развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в
формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Тема1. 5.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени ( 4 ч.)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
8

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая
дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация;
рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при
подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 1.6.Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

( 6 ч.)

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные
особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной
власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от
террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования
населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с
наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению
наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ( 11 ч.)
Тема 2. 7.Основы здорового образа жизни ( 3 ч.)

9

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между
духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области
безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Тема 2.8.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье ( 3 ч.)
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 2. 9.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья ( 3 ч.)
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины
на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Тема 2.10.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи ( 2 ч.)
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ

10

IV.Тематическое планирование в том числе с учётом программы воспитания
8 класс
№ п/п

Наименование темы
Р.- 1. Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни.
Т.1 Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом.
8 сентября – Международный день распространения грамотности.
17 сентября – Всероссийская акция «Вместе, всей семьёй!»
24 сентября - День Государственного герба и Государственного флага
Республики Крым
26 сентября – Международный день глухих.
27 сентября – День работника дошкольного образования
До 20 сентября - Тема милосердия в рамках акции «Белый цветок»
1 октября – Международный день пожилых людей.
25 октября – Международный день школьных библиотек.
30 октября - День памяти политических репрессий.
4 ноября – День народного единства
8 ноября – День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.
16 ноября – Международный день толерантности
20 ноября – День начала Нюрнбергского процесса.
3 декабря – День неизвестного солдата.
3 декабря – Международный день инвалидов.
5 декабря – День добровольца (волонтёра) в России.
9 декабря – День Героев Отечества.
10 декабря – Международный день прав человека.
12 декабря – День Конституции РФ.
12 декабря – Всероссийская акция «Мы – граждане России!»
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады.
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве.
11

Количество
часов
22
11

8 февраля – День российской науки
1
2
3
4

5
6
7

8
9

Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
.Безопасность на водоёмах
Экология и безопасность
Т. 2Обеспечение безопасности в
чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
Организация защиты населения.

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества.
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.
12 апреля – 78 лет со дня начала операции по освобождению Крыма от
немецко-фашистских захватчиков
19 апреля - День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской
империи (1783 год)
19 апреля – День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны.
27 апреля - День российского парламентаризма

Чрезвычайные ситуации техногенного характера
.Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от ЧС
техногенного характера
Р.-2Основы медицинских знаний и
9 мая – День Победы.
9 мая – Международная акция «Георгиевская ленточка»
здорового образа жизни
19 мая – День детских общественных организаций России
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказания
первой медицинской помощи
Итого:

12

3
3
3
2
11

5
3
3
12

8
4
34

9 класс
№ п/п Наименование темы

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»

Количество часов

Р-1.Основы безопасности личности, общества и
государства
Национальная безопасность России в современном
3 сентября - День солидарности в борьбе с
мире
терроризмом.
8 сентября – Международный день
распространения грамотности.
17 сентября – Всероссийская акция «Вместе,
всей семьёй!»
24 сентября - День Государственного герба и
Государственного флага Республики Крым

23

2

. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного 26 сентября – Международный день глухих.
характера и национальная безопасность России
27 сентября – День работника дошкольного
образования
До 20 сентября - Тема милосердия в рамках
акции «Белый цветок»
1 октября – Международный день пожилых
людей.
25 октября – Международный день
школьных библиотек.
30 октября - День памяти политических
репрессий.

4

3

Современный комплекс проблем безопасности
социального характера и национальная безопасность
России
.Организационные основы по защите населения страны 4 ноября – День народного единства
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1

1

4

13

4

4

8 ноября – День памяти погибших при
исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел
России.
.

7

8

5

. Основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени

16 ноября – Международный день
толерантности
20 ноября – День начала Нюрнбергского
процесса.

6

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в 3 декабря – День неизвестного солдата.
Российской Федерации
3 декабря – Международный день
инвалидов.
5 декабря – День добровольца (волонтёра) в
России.
9 декабря – День Героев Отечества
Р.- 2.Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
. Основы здорового образа жизни
27 января – День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады.
2 февраля - День разгрома советскими
войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве.
.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
15 февраля – День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за пределами
Отечества.
18 марта – День воссоединения Крыма с
Россией.
12 апреля – 78 лет со дня начала операции
по освобождению Крыма от немецкофашистских захватчиков
14

4

6

11
3

3

19 апреля - День принятия Крыма, Тамани и
Кубани в состав Российской империи (1783
год)
19 апреля – День памяти о геноциде
советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной
войны.
9

.Правовые основы сохранения и укрепления
репродуктивного здоровья

9 мая – День Победы.
9 мая – Международная акция
«Георгиевская ленточка»
19 мая – День детских общественных
организаций России

10

.Оказание первой медицинской помощи

2

Итого

34

К программе предусмотрены приложения:
Приложение№1:Календарно-тематическое планирование с листом корректировки

15

3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».