РП10 -11класс.Элективный курс

Приложение № 17
к ООП СОО
приказ № 270 от 30.08.2023 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей русского языка
и литературы
Руководитель ШМО ________ (Сорокина Ю.А.)
Протокол №___от _________ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР________________________
«_____»_____________________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Русский язык в формате ЕГЭ»
для 10-11 классов
уровень изучения: базовый
(соответствует федеральной рабочей программе по ученому предмету «Русский язык»)
Составитель:
Макарова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Срок реализации программы: 2 года

2023 г.
1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» составлена для учащихся 10 класса на
основе ФГОС СОО (утвержден Минобрнауки России. Приказ № 413 от 17.05.2012г.)
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие
умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего
учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену
(далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве
русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый
государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует
постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической
компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе,
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике
нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
 изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
 овладение основными нормами литературного языка;
 создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
 дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой
подготовки;
 обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
 освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
 обучение анализу текста, его интерпретации;
 совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
 развитие речевой культуры.
Возраст учащихся: 15–17 лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
2

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к
ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения
лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых
средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений,
тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
2.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. №28)
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413»
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
5.
Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Русский язык”»
6.
Решение коллегииМинистерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2
7.
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» (с изменениями и
дополнениями).
8.
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023 № 1988/01-15 (об учебных планах
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024 учебный год).
9.
Основная образовательная программа ООО МБОУ «Восходненская школа»
10.
Положение «О рабочей программе по предмету» МБОУ «Восходненская школа»

3

2. Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
4




осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного, в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
5




совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства
для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять
гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать
его при осуществлении коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых
явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
6



владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета
«Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение
в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в
профессиональную среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
7

 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
8

К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому
языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовнонравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории
и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации,
Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений
в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября
1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в
речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые
единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности,
выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
9

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоциональноэкспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь,
этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён
прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
10

Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного
русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в
соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания
— не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы;
использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой
переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения
– 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу
адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
11

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой
переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения
– 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому
языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов;
оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом
общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим,
употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов
предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного
языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
12

Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

13

3. Содержание программы
10 класс (34 часа)
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому
языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и
нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Орфографические нормы (13 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание
приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и
глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и
раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (10 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в
бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Лексические нормы (2 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на
группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика,
лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Орфоэпические нормы (2 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
11 класс (34 часа)
Итоговое сочинение (12 ч.)
Структура сочинения рассуждения. Тематические направления итогового сочинения. Написание сочинений.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная
и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
14

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (11 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Проблема текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

15

4. Тематическое планирование
10 класс
№п/п
Разделы, темы
Количество
часов
1
Введение
1
2
Орфографические нормы
13
3
Пунктуационные нормы
11
4
Лексические нормы
2
5
Грамматические нормы
3
6
Орфоэпические нормы
2
7
Итоговые уроки
2
8
ИТОГО:
34

№п/п
1
2
3
4

11 класс
Разделы, темы
Итоговое сочинение
Текст
Изобразительно-выразительные
средства языка.
Коммуникативная компетенция
ИТОГО:

К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листами корректировки

16

Количество
часов
12
7
4
11
34

Приложение №1 к рабочей программе
по элективному курсу «Русский язык в
формате ЕГЭ» для 10-11 классов

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей русского языка
и литературы
Руководитель ШМО ________ (Сорокина Ю.А.)
Протокол №___от _________ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР________________________
«_____»_____________________ 2023 г.

Календарно-тематическое планирование
по элективному курсу «Русский язык в формате ЕГЭ»
для 10-а класса

Учитель: Макарова Н.А.

2023 год
17

№

Дата проведения
План
Факт

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

01.09

**
2

***
08.09

1 полугодие
Знакомство с содержанием КИМов ЕГЭ. Виды
безударных гласных в корне слова.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ (13 ч.)
Чередующиеся безударные гласные в корне слова.

3

15.09

Правописание безударных гласных в корне слова

1

4

22.09

Правописание приставок

1

5

29.09

Правописание приставок

1

6

06.10

Правописание суффиксов различных частей речи

1

7

13.10

1

8

20.10

9

27.10

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Правописание НЕ с разными частями речи

10

10.11

Правописание НЕ с разными частями речи

1

11

17.11

1

12

24.11

13

01.12

Правописание производных предлогов, союзов и
наречий.
Правописание производных предлогов, союзов и
наречий.
Правописание Н/НН в разных частях речи.

14

08.12

Правописание Н/НН в разных частях речи.

1

15.12

ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ (11ч.)
Простое и сложносочиненное предложение.

11
1

15

18

1
13
1

1
1

1
1

ЭОР

https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx

16

22.12

Обособленные члены предложения

1

17

12.01

Обособленные члены предложения

1

18

19.01

Вводные слова и обращения

1

19

26.01

Сложноподчиненные предложения

1

20

02.02

Сложноподчиненные предложения

1

21

09.02

Сложные предложения с разными видами связи

1

22

16.02

Сложные предложения с разными видами связи

1

23

17.02

Двоеточие

1

24

01.03

Тире

1

25

02.03

Тире

1

26

15.03

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ (2ч.)
Виды лексических ошибок

2
1

27

29.03

Виды лексических ошибок

1

28

05.04

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (3ч.)
Виды грамматических ошибок

3
1

29

12.04

Виды грамматических ошибок

1

30

19.04

Виды грамматических ошибок

1

31

26.04

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (2ч.)
Основные правила орфоэпии. Ударение.

2
1

19

l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910

32

03.05

Основные правила орфоэпии. Ударение.

1

33

17.05

Выполнений тестовых заданий в формате ЕГЭ

1

34

24.05

Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

1

20

https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910
https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=lmtajx
l77t670890910

Лист корректировки
Класс

Название темы

Дата
Причина корректировки
проведения
по плану

21

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
про факту

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».