10-11 кЭК Страноведение

10-05
Приложение № 9
к ООП СОО
приказ № 270 от 30.08.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей естественного цикла
Руководитель ШМО_______(Л.Н. Чижикова)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____(___________)
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Страноведение»
для 10-11 классов
уровень изучения : базовый
Соствавитель: Мамонова И.А., учитель географии
Срок реализации программы: 2 года

2023 г.

I.Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по географии «Страноведение» составлена для учащихся
10-11 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Восходненская школа имени В.И. Криворотова».
Рабочая программа составлена на 68 часов на два года обучения (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Программа реализуется
за счет инвариантной части учебного плана. Учебная нагрузка- 1 час в неделю. Срок реализации программы-2 года.
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции развития географического образования в
Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового
развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире.
Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность,
экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии происходящих в современном
мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических
событий и процессов.
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира,
2) ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной
части мирового сообщества;
3) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и
общества;
4) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ
географической культуры;
5) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения
комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.
Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» базовый уровень (для
10-11 классов общеобразовательных организаций) в соответствии с :
2

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями);
2. Федеральной рабочей программой среднего общего образования по географии (для 10-11 классов общеобразовательных организаций), Москва, 2023 год;
3. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
Красногвардейского района Республики Крым;
4. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021;
Последовательность изучения разделов и тем предусмотрена в соответствии с учебником: Максаковский В.П. Экономическая и
социальная география мира. Учебник для 10-11 класса М., «Просвещение», 2022 г.

II. Содержание программы элективного курса
10 класс
Введение (1 ч)
3

Предмет экономической и социальной географии
Тема 1.Современная политическая карта мира(5ч)
Разнообразие стран мира. Формы государственного и политико- административного правления. Международные отношения.
Политическая география и геополитика.
Тема 2.География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.(8ч)
Государственные границы, их виды. Государственная территория. Этапы формирования политической карты мира. Современное
состояние политической карты мира. Разнообразие стран мира. Классификации стран мира. Подходы к классификации стран мира. Основные
типы стран. Развитые и развивающиеся страны.
Тема 3. География населения мира.(5ч)
Численность и воспроизводство населения. Миграции. Демографическая политика. Состав населения (половой, расовый,
религиозный). Урбанизация стран мира и трудовые ресурсы.
Тема 4. Научно- техническая революция и Мировое хозяйство. (5ч)
Научно-техническая революция. Мировое хозяйство и международное разделение труда.
Тема 5. География отраслей Мирового хозяйства (10ч)
Территориальная и отраслевая структура хозяйства. Факторы размещения отраслей хозяйства.
География отраслей хозяйства. ТЭК, металлургия, машиностроение. Химическая, лесная, текстильная отрасли. Ведущие страны и районы.
География сельского хозяйства мира. География транспорта мира. Международные экономические отношения.
11 класс
Тема 6. Зарубежная Европа.(6ч)
Географическое положение, природные и ресурсы Население Зарубежной Европы. Хозяйство Зарубежной Европы. Сельское хозяйство
Зарубежной Европы. Транспорт и туризм в Европе. Северная Европа. Западная Европа. Германия. Восточная Европа. Польша. Южная Европа.
Обобщение знаний по теме «Европа»
Тема 7.Зарубежная Азия. Австралия.(8ч)
Зарубежная Азия. Политическая карта. Население региона. Ресурсообеспеченность региона. Общая характеристика хозяйства региона.
Юго- Западная Азия. Южная Азия. Индия. Восточная Азия. Китай. Япония. Юго- Восточная Азия. Индонезия. Австралия и Океания. Общий
экономико- географический обзор Австралии. Большой Барьерный риф Австралии. Органический мир Австралии. Островной мир Океании.
Тема 8. Африка(4ч)
Африка. Состав. ЭГП. Население. Природно- ресурсный потенциал материка. Общая характеристика хозяйства, основные черты отраслей.
ЮАР. Страна с двойной экономикой. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 9. Северная Америка (5ч)
Северная Америка. ЭГП, состав региона. Оценка
ресурсообеспеченности
и
хозяйства региона. Макрорегионы США. Канада.
Тема 10. Латинская Америка (4ч)
Латинская Америка. Состав. ЭГП. Население региона. Оценка ресурсообеспеченности региона. Общая характеристика хозяйства. Роль стран
в системе мирового хозяйства. Географическая специфика стран региона.
4

Тема 11. Глобальные проблемы человечества (7ч)
Сущность глобальных проблем. Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологические проблемы. Географические аспекты
демографической и продовольственной проблем мира.Экономическая отсталость стран мира – общемировая проблема. Проблема
использования Мирового океана. Мирное освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития.
Сущность глобальных проблем. Энергетическая и сырьевая проблемы.Экологические проблемы. Географические аспекты
демографической и продовольственной проблем мира.
Экономическая отсталость стран мира - общемировая проблема.

III. Планируемые результаты освоения программы элективного курса
Личностные результаты. Обладание российской гражданской идентичностью и гражданской позицией, готовность вести диалог и достигать
взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете; Обладание российской гражданской идентичностью,
патриотизмом, уважением к своему народу, чувством ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважением государственных символов (герб, флаг, гимн); Сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения; Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Эстетическое
отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; Сформированность
5

экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний,
рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и
обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных,
социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
 владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
6

в) работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть
решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов
и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т.
д.);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
 использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
7




оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя
из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
г) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
10 класс
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем
человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
8

2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в пространстве, новую многополярную модель
политического мироустройства, ареалы распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории, стран, имеющих различное географическое
положение, стран с различными формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам
минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию,
эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических
объектов, процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы ВВП,
промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей,
характеризующих демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием
источников географической информации, сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и
стран по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с использованием источников географической информации,
для классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям географического положения, форме правления и государственного
устройства, уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для
классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными
условиями и размещением населения, в том числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной
деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и технологии и возможностями человека
прогнозировать опасные природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и
возрастной структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять социально-экономические понятия:
политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство,
воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав населения,
структура населения, экономически активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции
населения, «климатические беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы,
развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная
экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и
9

территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика»,
«зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные
экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования;
выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о
природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать
и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической информации
качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной структуры населения отдельных стран с использованием
источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.) географическую информацию о населении мира и
России, отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений, в том числе: объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения,
направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного
капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов:
10

оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный
капитал одной из стран с использованием источников географической информации, влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции
развития основных отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня
Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их
выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях
проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира,
изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне;
11 класс
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем
человечества: определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения регионов и стран в
пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в пространстве, особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства регионов и изученных стран;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов воспроизводства, миграции населения и
урбанизации в различных регионах мира и изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения географических факторов международной
хозяйственной специализации изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического развития,
специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам
воспроизводства населения с использованием источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в изученных странах;
природными условиями и размещением населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран зарубежной Европы с использованием источников
географической информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
11

4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять изученные социально-экономические
понятия: политическая карта, государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное
государство; воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения,
расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые
индустриальные, нефтедобывающие страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда; отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика», органическое
сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения,
устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования;
выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о
природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать
и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и
количественные показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления, происходящие в них;
географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории (в
том числе и России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.) географическую информацию о населении,
размещении хозяйства регионов мира и изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств, географических особенностях
развития отдельных отраслей;
12

формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
явлений и процессов в странах мира: объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, в том
числе объяснять различие в составе, структуре и размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран; особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран и роль географических
факторов в её формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в различных странах с использованием источников
географической информации;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические
факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в изученных странах; роль России как крупнейшего
поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики России; различные
точки зрения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России; изменения направления международных
экономических связей России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения глобальных проблем

IV. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п

Название темы

1.

Введение.

Количество
часов
1

13

ЭОР
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru

2.

Современная политическая карта мира.

5

3.

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана
окружающей среды.

8

4.

География населения мира.

5

5.

Научно-техническая революция и Мировое
хозяйство.

5

6.

География отраслей мирового хозяйства.

10

Итого:

34 часа

11 класс
14

http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru

№ п/п

Наименование раздела

Количество
часов

ЭОР

1.

Зарубежная Европа

6

2.

Зарубежная Азия. Австралия

8

3.

Африка

4

4.

Северная Америка

5

5.

Латинская Америка

4

6.

Глобальные проблемы человечества

7

http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru
http://letopisi.ru
http://www.geo2000.nm.ru
http://geographer.ru
http://geotest.nm.ru
http://geo.metodist.ru

15

http://letopisi.ru
Итого:

34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География, 10-11 классы/ Максаковский В.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
География. 10-11 классы. Методические рекомендации. Автор(ы): Максаковский В. П., Заяц Д. В.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186

16

К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1. Календарно-тематическое планирование (с листами корректировки)
Приложение №2. Фонд оценочных материалов.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».