факультатив 5кл

10-05
Приложение № 11
к ООП ООО
приказ № 270 от 30.08.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей естественного цикла
Руководитель ШМО_______(Л.Н. Чижикова)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____(__________)
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу «По страницам учебника географии»
для 5-х классов
уровень изучения : базовый
(соответствует федеральной рабочей программе по ученому предмету «География»)

Составитель: Мамонова И.А., учитель географии
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива по географии «По страницам учебника географии» составлена для учащихся 5-х классов Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Восходненская школа имени В.И. Криворотова», на основе требований к результатам
освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе по предмету «География» ООО 20232024 год. Программа факультатива отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательной программы. Срок реализации программы-1 год. При продолжительности учебного года 34 недели общее
количество часов составляет 34 часа.
Рабочая программа составлена в соответствии с
Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» базовый уровень (для 5-9
классов общеобразовательных организаций) в соответствии с :
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минпросвещения России № 287
от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»);
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования по географии (для 5-9 классов общеобразовательных организаций), Москва, 2023 год;
3. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
Красногвардейского района Республики Крым;
4. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021;
Программа отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса,
даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а
также основных видов деятельности обучающихся.
География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
2

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний,
самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения
знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о
способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов
Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их
использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления
сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки
(специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение(1ч). География — наука о планете Земля. Древо географических наук.
3

Тема 1. История географических открытий(8ч) Представления о мире в древности. (Древний Китай, Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия М. Поло.Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое
кругосветное плавание —
экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и
мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П.
Лазарева — открытие Антарктиды).Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли.
Тема 2. Планы местности (6ч) Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб.
Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Изображение на планах местности неровностей земной
поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта.
Тема 3. Географические карты(6ч) Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан.
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Искажения
на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети.
Разнообразие географических карт и их классификации. Изображение на физических картах высот и глубин..
Тема 4. Земля — планета Солнечной системы(5ч) Земля в Солнечной системе. Движения Земли. Земная ось и географические
полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Созвездия. Далёкие планеты. Лунаспутник Земли.
Тема 5. Литосфера — каменная оболочка Земли(8ч) Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные
породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.Проявления внутренних и
внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений
. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов.
Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие
горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира..
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по
происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе
личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом
осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук
об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.

5

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

6



самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках
географической информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;

7



в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
 Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
 приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

8
























выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернетресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований
современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в
одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских
путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских
путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по
географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны
горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между
высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать
внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;

9











применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг
землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма,
землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей
географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической,
географического описания).

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название тем
п/п
Введение.

Количество
часов

ЭОР

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

История географических открытий

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

2

Планы местности

3

Географические карты

4

Земля - планета Солнечной системы

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

5

Литосфера - каменная оболочка Земли

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого

34

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География, 5-6 классы/ Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение», 2023г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.В. Николина: География.5- 6 класс. Методические рекомендации https://www.labirint.ru/books/196378/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186

К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1. Календарно-тематическое планирование (с листами корректировки)
Приложение №2. Фонд оценочных материалов.

13

14

15

16

17

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».