1 РП Эл.курс рус.яз

10-05
Приложение № 17
к ООП СОО
приказ № 279 от 30.08.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей филологического цикла
Руководитель ШМО_______(Сорокина Ю.А.)
Протокол № 1 от 01.09.2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ (Макарчук О.Н.)
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык в формате ЕГЭ»
для 11а класса
уровень изучения : профильный
(соответствует федеральной рабочей программе по ученому предмету «Русский язык»)
Составлена
Сорокиной Ю.А., учителем
русского языка и литературы
Срок реализации программы: 1 год
2023 г.

1. Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения,
которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по
русскому языку для учащихся 11 класс любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса
опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает
расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной
практике нормативную устную и письменную речь.
1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования / приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
2. Федеральной рабочей программой среднего общего образования. Русский язык (для 10-11 классов образовательных организаций) – Москва, 2023;
3. Основная образовательная программа СОО МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» Красногвардейского района Республики
Крым;
4. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен –
требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного,
дифференцированного тренинга.
Цель: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие
навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к
выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков
выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи: изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; овладение основными нормами
литературного языка; создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
2

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического
использования художественно-выразительных средств русского языка; обучение анализу текста, его интерпретации; совершенствование
лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы; развитие речевой культуры.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с
тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических
и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы,
репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
2. Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей
страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к
состоянию речевой культуры общества в целом.
— Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных
ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
— Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для
саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
— Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
— Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
— Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к
культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
— Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости
постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
— Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
— Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
— Сформированность
духовно-нравственных
ориентиров,
способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие
традиционных семейных ценностей.
3

— Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать
способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
— Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми,
учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно
предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
— Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
— Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
— Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности.
— Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских
и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
— Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
— Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать






смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;

уметь:
4









оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических,
словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими
требованиями к письменной экзаменационной работе.
3. Содержание элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ»

Информация о ЕГЭ. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии
и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Текст и речь. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Функционально-смысловые типы речи. Логико-смысловые отношения
между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Языковые средства
выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.
Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексические нормы. Паронимы. Деление лексики русского языка на группы в зависимости
от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после
приставок. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н,
-нн-). Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями
речи. Правописание служебных слов.
Синтаксис и пунктуация. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания при
обособленных членах. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
5

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синтаксические нормы.
Трудные случаи пунктуации.
Языковые нормы. Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Варианты падежных
окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Коммуникативная компетенция. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация
собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные
ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

4. Тематическое планирование элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ».
№ п/п Наименование разделов

Учебные часы

1

Информация о ЕГЭ

1

2

Текст и речь

6

3

Орфоэпические нормы

1

4

Лексика

4

5

Орфография

7

6

Синтаксис и пунктуация.

6

7

Языковые нормы

2

8

Коммуникативная компетенция 7
Итого

34
К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листами корректировки;

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».