1 РП Эл. литература 11а

10-05
Приложение № 18
к ООП СОО
приказ № 270 от 30.08.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей филологического цикла
Руководитель ШМО_______(Сорокина Ю.А.)
Протокол № 1 от 01.09.2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ (Макарчук О.Н.)
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Элективный курс «Литература»»
для 11а класса
уровень изучения : профильный
(соответствует федеральной рабочей программе по ученому предмету «Литература»)
Составлена
Сорокиной Ю.А., учителем
русского языка и литературы
Срок реализации программы: 1 год
2023 г.

1. Пояснительная записка
Программа элективного курса «литература» рассчитана на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к литературе, и тесно связана с курсом
литературы. Она направлена на то, чтобы помочь старшеклассникам в процессе работы над художественным произведением осмыслить
общие проблемы, образы, ситуации, художественные приемы в искусстве, в процессе написания итогового сочинения по литературе.
Цели данного элективного курса – помочь старшеклассникам в осуществлении задач профессионального образования, воспитание
внимательного, вдумчивого и заинтересованного читателя, готового к самостоятельному общению с художественными произведениями
различных жанров и эпох.
Основные задачи курса:






углубление и систематизация знаний по теории литературы;
обучение анализу текстов разных стилей и жанров;
расширение культурного кругозора;
развитие литературно-творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Достижение данных целей и задач способствует формированию следующих компетенций: общекультурной, литературоведческой,
ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.
Нормативную основу рабочей программы составили:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования / приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
2. Федеральной рабочей программой среднего общего образования. Литература (для 10-11 классов образовательных организаций) – Москва,
2023;

2

3. Основная образовательная программа СОО МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» Красногвардейского района
Республики Крым;
4. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021
- Программа элективного курса предназначена для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе и составлена из
расчета 1 час в неделю (11 класс — 34 часа).
Актуальность разработки курса
В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации
российского образования до 2020 года» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы
универсальных знаний, умений, навыков.
В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой
гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития,
предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевого подхода к потребностноличностному овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания - догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает
проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность средствами изучаемого языка
осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности.
Однако анализ состояния преподавания литературы и уровня подготовленности выпускников по литературе на современном этапе
свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи, теоретические сведения о
литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения
знаний о литературе и практического владения языком еще не решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов
образования. Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения литературы.
Но здесь необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью
формирования коммуникативных компетенций и тем, что в школьном курсе изучения литературы в силу объективных причин нет
возможности уделить достаточно времени на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы разработки
дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся формировалась творческая способность пользоваться
инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всё вышеизложенное
обуславливает введение элективного курса «Литература».
3

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ по русскому языку и литературе (и не только по
русскому языку, по другим предметам образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего умение
создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским
языком.
С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение, обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку
уровня культуры чтения. Это является еще одной причиной введения в старших классах данного элективного курса, изучение которого
будет необходимо выпускнику школы.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному
человеку необходимо уметь свободно и грамотно писать.
Общая характеристика учебного курса
Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и
компонентах сочинения- рассуждения и подобранные к ним задания.
Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является требованием к организации учебного процесса.
Предлагаемая программа является авторской, построена на основе авторского учебно-методического пособия. В ходе учебных занятий
работа по выработке умений и навыков написания сочинения ведется по учебно-методическому пособию Ю.В. Вайрах и А.В. Казориной.
Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы учителя-словесника по решению проблемы
формирования языковых, лингвистических, коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в рамках обучения
написанию сочинения.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план, изучение которого связано с дисциплинами филологического цикла: русский
язык и литература. Программа адресована обучающимся 11 класса. . Содержание программы соответствует требованиям нового
федерального государственного образовательного стандарта.
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для
освоения русского языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.

4

В ходе ее достижения решаются задачи:
-способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции, культуроведческой компетенций обучающихся;
-сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения - рассуждения; -совершенствовать умения
интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли
грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать собственный текст определенной модели,
соответствующий требованиям выполнения части С;
-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроков-мастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков
комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, практикумы и др.),
выполнение внеурочных (домашних), в том числе повышенной сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится
самостоятельной работе.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); самостоятельная работа;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт личности.

Описание места предмета в базисном учебном (образовательном) плане
В базисном учебном плане МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; для
подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34/год.

5

2.Планируемые результаты изучения элективного курса
К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и
по заданной теме, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
-теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; должен уметь применять такие коммуникативные умения, как
умение:
-интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
-уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
-выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
-уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению;
-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трех уровнях:
1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и итогового сочинения,
а также критериями оценивания.
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание итогового
сочинения - 14; за содержание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту - 14. Особенность программы: факультативный курс

6

оценивается «зачет» / «незачет» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (14 баллов) - «зачет», менее 50 % (менее 14) –
«незачет»).
3.Содержание курса
Разделы и подразделы итогового сочинения 2023-2024 года
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
 1.3. Познание человеком самого себя.
 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
 2.2. Человек и общество.
 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
 3.1. Природа и человек.
 3.2. Наука и человек.
 3.3. Искусство и человек.
Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 202-2024 учебного года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке
художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого
литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые
слова темы.

7

Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов.
Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн,
диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура
рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений.
Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к
вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию
вступления.
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению.
Анализ образцовых заключений. Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным
материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных
произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в них.

8

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа.
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с
текстом. Практикум. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская
работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами,
фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке
индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие
теме»?
Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического
материала по курсу.

4.Тематическое планирование

9

п/п

Название раздела

Кол-во
часов

Из них
Лекция

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Общие требования, структура и критерии написания
итогового сочинения

7

7

3.

Тематическое направление «Духовно-нравственные
ориентиры в жизни человека».

16

8

8

4.

Тематическое направление «Семья, общество, Отечество
в жизни человека

6

2

4

5.

Тематическое направление « Природа и культура в жизни
человека
Итоговое занятие.

3

1

2

6.

1

10

Контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».