10-05 Приложение № 18 к ООП СОО приказ № 270 от 30.08.2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей филологического цикла Руководитель ШМО_______(Сорокина Ю.А.) Протокол № 1 от 01.09.2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ (Макарчук О.Н.) «_____»________________2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Элективный курс «Литература»» для 11а класса уровень изучения : профильный (соответствует федеральной рабочей программе по ученому предмету «Литература») Составлена Сорокиной Ю.А., учителем русского языка и литературы Срок реализации программы: 1 год 2023 г. 1. Пояснительная записка Программа элективного курса «литература» рассчитана на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к литературе, и тесно связана с курсом литературы. Она направлена на то, чтобы помочь старшеклассникам в процессе работы над художественным произведением осмыслить общие проблемы, образы, ситуации, художественные приемы в искусстве, в процессе написания итогового сочинения по литературе. Цели данного элективного курса – помочь старшеклассникам в осуществлении задач профессионального образования, воспитание внимательного, вдумчивого и заинтересованного читателя, готового к самостоятельному общению с художественными произведениями различных жанров и эпох. Основные задачи курса: углубление и систематизация знаний по теории литературы; обучение анализу текстов разных стилей и жанров; расширение культурного кругозора; развитие литературно-творческих способностей; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Достижение данных целей и задач способствует формированию следующих компетенций: общекультурной, литературоведческой, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой. Нормативную основу рабочей программы составили: 1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования / приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; 2. Федеральной рабочей программой среднего общего образования. Литература (для 10-11 классов образовательных организаций) – Москва, 2023; 2 3. Основная образовательная программа СОО МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 4. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021 - Программа элективного курса предназначена для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе и составлена из расчета 1 час в неделю (11 класс — 34 часа). Актуальность разработки курса В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования до 2020 года» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков. В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевого подхода к потребностноличностному овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания - догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности. Однако анализ состояния преподавания литературы и уровня подготовленности выпускников по литературе на современном этапе свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи, теоретические сведения о литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о литературе и практического владения языком еще не решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения литературы. Но здесь необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования коммуникативных компетенций и тем, что в школьном курсе изучения литературы в силу объективных причин нет возможности уделить достаточно времени на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы разработки дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всё вышеизложенное обуславливает введение элективного курса «Литература». 3 Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ по русскому языку и литературе (и не только по русскому языку, по другим предметам образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком. С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение, обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры чтения. Это является еще одной причиной введения в старших классах данного элективного курса, изучение которого будет необходимо выпускнику школы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку необходимо уметь свободно и грамотно писать. Общая характеристика учебного курса Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения- рассуждения и подобранные к ним задания. Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является требованием к организации учебного процесса. Предлагаемая программа является авторской, построена на основе авторского учебно-методического пособия. В ходе учебных занятий работа по выработке умений и навыков написания сочинения ведется по учебно-методическому пособию Ю.В. Вайрах и А.В. Казориной. Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования языковых, лингвистических, коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в рамках обучения написанию сочинения. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план, изучение которого связано с дисциплинами филологического цикла: русский язык и литература. Программа адресована обучающимся 11 класса. . Содержание программы соответствует требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта. Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. 4 В ходе ее достижения решаются задачи: -способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции, культуроведческой компетенций обучающихся; -сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения - рассуждения; -совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать собственный текст определенной модели, соответствующий требованиям выполнения части С; -анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроков-мастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, практикумы и др.), выполнение внеурочных (домашних), в том числе повышенной сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); самостоятельная работа; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт личности. Описание места предмета в базисном учебном (образовательном) плане В базисном учебном плане МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34/год. 5 2.Планируемые результаты изучения элективного курса К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма. Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и по заданной теме, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся В результате изучения курса обучающийся должен знать: -теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; должен уметь применять такие коммуникативные умения, как умение: -интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы; -уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; -выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; -уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению; -анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть: - коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трех уровнях: 1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); 2. промежуточный (проводится в форме творческих работ) 3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и итогового сочинения, а также критериями оценивания. Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание итогового сочинения - 14; за содержание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту - 14. Особенность программы: факультативный курс 6 оценивается «зачет» / «незачет» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (14 баллов) - «зачет», менее 50 % (менее 14) – «незачет»). 3.Содержание курса Разделы и подразделы итогового сочинения 2023-2024 года 1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения. 2 Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 3 Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек. Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 202-2024 учебного года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения. Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы. 7 Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в них. 8 Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»? Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу. 4.Тематическое планирование 9 п/п Название раздела Кол-во часов Из них Лекция Практика 1. Введение 1 1 2. Общие требования, структура и критерии написания итогового сочинения 7 7 3. Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». 16 8 8 4. Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека 6 2 4 5. Тематическое направление « Природа и культура в жизни человека Итоговое занятие. 3 1 2 6. 1 10 Контроль