элективный курс 7 класс Биология

10-05
Приложение №13
к ООП ООО
пр. № 270 от 30.08.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей естественного цикла
Руководитель ШМО_______(_Чижикова Л. Н.)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Экологичный образ жизни»
для 7а класса
Составлена
учителем биологии Зуйкиной С. М.
Срок реализации программы:1 год
2023 г.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности на основе рабочей программы курса « Экологичный образ жизни» Института Стратегии развития образования
Сегодня всё население планеты включено в общественные отношения, непосредственно или опосредованно связанные с окружающей
средой . Современный человек в повседневной жизни часто оказывается в ситуациях, требующих принятия экологически оправданных
решений . А это значит, что каждому человеку, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности, предпочтений и увлечений,
необходимо владеть экологическими знаниями, ориентироваться на экологическую безопасность .
Устойчивое развитие сегодня возможно только при осознанном и заинтересованном участии экологической деятельности всех людей, в
первую очередь наиболее активной части населения — учащейся молодёжи . Современным школьникам важно научиться жить в мире,
который стоит перед очевидными и очень сложными для решения экологическими вопросами . Этим и обусловлена актуальность данной
программы внеурочной деятельности .
Реализация программы в школах страны поможет построить экологически безопасное будущее для каждого человека и позволит
школьнику находить баланс между своими потребностями и природой . Кроме того, реализация программы поможет формированию
субъектной позиции школьников в сфере экологии, заключающейся в их отказе от пассивной роли созерцателя и переходе к активному и
осознанному включению в решение экологических проблем .
Программа поможет ребёнку:
в формировании экологических знаний, в развитии его ценностного отношения к природе, в организации его экологически сообразной
деятельности . Это позволит ребёнку получить представление о современном состоянии экологии города, страны, планеты; об основных
экологических понятиях и проблемах; научиться проводить простейшие исследования в сфере экологии; проявлять заботу о природе;
получить опыт экологической деятельности;
приобрести знания о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека, что позволит сформировать готовность к бережному
отношению к природе, к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения окружающей среды;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонно стей . Эти навыки помогут ребёнку стать увереннее в себе, честнее с самим собой,
понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, оценивать влияние собственных решений на состояние
окружающей природы и собственного здоровья;

2

понять необходимость ежедневных усилий по поддержанию чистоты в доме, на улице, в лесу, по сортировке мусора, по минимизации
использования пластика в быту, по экономии ресурсов, по соблюдению правил здорового образа жизни и т . п .; в планировании своего
жизненного и профессионального пути, для которого будет естественен экологичный образ жизни .
Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, практикумы, экскурсии, встречи, деловые и ролевые игры, групповая работа, интервью .
Программа может быть реализована в работе со школьниками 5—7 классов .
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций . Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка .
Это проявляется:
—

в возможности включения школьников в деятельность, организуемую в рамках модулей программы воспитания:

«Внеурочная деятельность», «Экскурсии, экспедиции, по- ходы», «Школьные медиа», «Организация предметно-эсте- тической
среды», «Профориентация»;
—

— в интерактивных формах занятий для школьников, обеспе- чивающих большую их вовлечённость в совместную дея- тельность с
педагогом и другими детьми .

3

II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Экологичный образ жизни» (3 ч)
Кто защищает природу . Понятия «экология», «экологичный образ жизни», «экологическая деятельность» . Российские и
международные экологические организации, работа которых нацелена на сохранение планеты .
Как проходит мой день. Повседневные действия, которые могут нанести ущерб природе . Способы уменьшения последствий наших
повседневных действий для природы .
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)
Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с мусором . Пластик в общем объёме мусора . Подготовка
пластиковой бутылки к переработке .
Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов питания дома и в промышленности . Вред использованных батареек для
природы . Правила сбора и утилизации использованных батареек .
Как отдыхать экологично . Отдых на природе . Что значит отдыхать экологично . Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о
природе . Правила экологичного отдыха .
Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности . Функциональное назначение знаков .
О чём говорит маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка товаров . Процесс получения экомарки ровки на товар .
Экологические знаки на упаковке . Экомаркировка и экологическая чистота цикла производства и продажи товара .
Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)
Звук и здоровье . Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека . Звук и здоровье . «Шумовое загрязнение» .
Природные и техногенные звуки . Частота звука и громкость звука: их влияние на физическое и психическое здоровье человека
Транспорт вокруг нас. Современные транспортные сред- ства и типы двигателей . Соотношение машин с различными типами
двигателей на дорогах России и сравнение их харак- теристик с точки зрения состава выхлопных газов . Влияние выхлопных газов на
здоровье человека . Болезни, связанные с качеством воздуха . Способы минимизации выбросов выхлоп- ных газов двигателя
внутреннего сгорания . Экологические стандарты топлива в России . Электромобиль .

4

Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины . Количество прие- мов пищи .
Домашняя еда и фастфуд . Упаковка для еды в магазине и дома . Правила хранения продуктов длительного хранения и скоропортящихся
продуктов . Вегетарианство . Расчёт массы тела . Анорексия . Питание во время стрессовых ситуаций .
Раздел 4. Экологические навыки (19 ч)
Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об утилизации мусора и его место среди экологических проблем планеты .
Как утилизуют мусор . Что такое сортировка мусора . Правила сортировки мусора . Одноразовая посуда . Места для сбора разных видов
мусора .
Потребительское общество. Что такое «потребительское общество» . Его характеристики . Ограничение потребления .
Экология нашего города (села). Наш город с точки зрения экологии . Природные особенности местности, в которой мы живём .
Промышленные предприятия города и района . Трассы и магистрали . Экологические проблемы города и способы их решения .
Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома, в школе, в городе . Что такое «зелёная энергия» . Солнечные
станции, ветряки, приливные электростанции — их плюсы и минусы для экологии . Расчёт стоимости электроэнергии .
Пернатые друзья. Птицы нашего края . Значение птиц для природы . Охрана птиц . Зимующие птицы . Кормушки и корм для птиц .
Санитары нашей природы. Основные функции санитаров природы . Животные, птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую
природу . Санитары леса и мусор в лесу .
Экологический практикум. Правила очистки водоёмов и рек от мусора . Правила сбора мусора в лесу и парке . Прави ла посадки
саженцев деревьев . Правила сбора макулатуры . Правила создания экологической тропы .
Почему лишь немногие живут экологично? Как экологичный образ жизни позволит сохранить жизнь на планете . Глобальные
экологические вызовы . Усилия народов и стран мира по сохранению жизни на планете .
Создание социальной рекламы. Значение социальной рекламы . Примеры социальной рекламы . Экологическая социальная реклама .
Красная книга России. Цель создания Красной книги . Структура Красной книги России . Разные цвета страниц Красной книги .
День Земли. История возникновения Дня Земли . Акции, которые проводятся ко Дню Земли . Акции «Час Земли», «Зелёный марафон» .
Игровой практикум. Экологическая игра «Что? Где? Ког- да?» . Игра «Экологическое лото» . Возможности игры для формирования
экологичного образа жизни .
Экологическая карта города (района). Карта города (рай- она), где обозначены все «экологические места»: пункты при- ёма пластиковой
тары, батареек, макулатуры; места наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т . д .

5

III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания курса .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе, в том числе:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполне- нию обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Экологичный
образ жизни»; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса .
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много конфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины в науке, технологиях и трудовых достижениях народа, с которыми школьники будут знакомиться
в ходе экскурсий экологической направленности .
В сфере духовно-нравственного воспитания: воспитание моральных ценностей и норм в ситуациях нравственного вы- бора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, по ведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм; осознание
необходимости брать на себя ответственность в ситуации экологического выбора, активное неприятие асоциальных поступков .
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду .
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение правил гигиены,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); способность адаптироваться к изменяющимся
социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям; осмысление собственного опыта и выстраивание
дальнейших целей, связанных с будущей профессиональной жизнью; умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека .
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
6

задачи; применение знаний, полученных в ходе изучения курса «Экологичный образ жизни»; осознание важности обучения для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор, построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и обще- ственных интересов и потребностей . Принятие идеи экологизации современного общества с
необходимостью сохранения живой природы и защите её от негативного антропогенного воздействия, вызванного потребительским
отношением человека .
В сфере экологического воспитания: применение социальных и естественно-научных знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности .
В сфере понимания ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством
самосовершенствования человека; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения экологии,
осмысление собственного опыта, анализ своих поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и
коллективного благополучия .
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта и основных социальных
ролей; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции; развитие
способности осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе в сфере экологии;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит информации о той или иной стороне экологически значимой деятельности,
находить способы решения возникших проблем; использовать вопросы как инструмент для познания; аргументировать свою позицию,
мнение; оценивать достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
7

процессов, событий и их последствия, связанных с тем или иным экологически обоснованным выбором; применять раз- личные методы
при поиске и отборе информации, связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением курса; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию; находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию
в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную
для остальных участников курса «Экологичный образ жизни» .
Универсальные коммуникативные действия: формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий,
включённых в курс «Экологичный образ жизни»; выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий курса
«Экологичный образ жизни», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях; в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса по экологии; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Экологичный образ жизни», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса .
Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы, возникающие в ходе изучения курса «Экологичный образ жизни»;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе включения в различные виды активности в сфере
экологии; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть в рамках
экологи- чески обоснованной деятельности; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
опыту, приобретённому в ходе прохождения курса
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты включают:
формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании
современной естественно-научной картины мира; умение применять систему биологических знаний; формирование представлений об
основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов, об антропогенных факторах; формирование
8

представлений об экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и
способах их преодоления; умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем,
явлений и процессов живой природы; владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной
форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания
со знаниями других учебных предметов; формирование основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые
установки в своих действиях и по- ступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; умение
использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности;
неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; формирование
мотивации к продолжению изучения биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования .

9

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы
Введение
1
2
Правила экологичного образа жизни
3
Здоровье своими руками
4
Экологические навыки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего
к/р
П/р
3
7
5
19
34

К программе предусмотрены приложения:
Приложение№1:Календарно-тематическое планирование с листом корректировки

10

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни» (3 ч)
Тема 2. Кто
защищает
природу
(3 ч)

Понятия «экология», «экологичный образ жизни», «экологическая деятельность» . Российские
и международные экологические
организации, работа которых
нацелена на сохранение планеты

Решение филворда, в котором «зашифрованы» слова, связанные с программой курса внеурочной деятельности: «экология», «потребление», «пластик»,
«природа», «энергия», «батарейка», «потепление»,
«безопасность», «вода», «эколог», «климат» .
Блицопрос о том, почему каждое из этих слов попало в филворд .
Беседа о роли природоохранных организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Росгидромет,
Всероссийское общество охраны природы, Всемирное
общество защиты животных и т . д .) в сохранении
природы . Знакомство с сайтами этих организаций

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».