Приложение № 2 к АООП НОО пр.№ 267 от 30 августа 2023г. 10-05 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Л. А. Бекирова Протокол № от « _ » 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от « » ______________2023г. (О. Н. Макарчук) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для учащегося второго класса обучающегося индивидуально на дому Составитель: Мальгивская Н. Р, учитель начальных классов Срок реализации: 1 год 2023 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС); с использованием комплекта примерных рабочих программ варианта 8.3. адаптированной основной общеобразовательной программы НОО вариант 8.3 МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова. Согласно АООП НОО (вариант 8.3) для обучающихся с РАС на изучение чтение во втором классе отводится 3 часа в неделю, 99 часов в год, (34 учебные недели). На индивидуальное обучение учащегося по данному предмету в индивидуальном учебном плане отведено 2 часа в неделю (68 часов в год). Программа реализуется за счет уплотнения учебного теоретического материала. На отработку практического материала отводятся часы самостоятельной работы учащегося. В соответствии с СанПин длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 мин. Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) учащегося. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, за исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных утратившими силу с 01 января 2021 года (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 6. Адаптированная основная образовательная программа НОО ФГОС для учащихся с РАС (вариант 8.3) МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова» приказ №200 от 31.08.2021 г.; 7. Индивидуальный учебный план Даниила З. обучающегося 1 дополнительного класса, по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 (индивидуальное обучение на дому) на 2023 – 2024 учебный год. 8. Положение о рабочей программе по предмету приказ № 302от 31.08.2016 г. 9. Положение о порядке оформления отношений МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях. 2. Планируемые результаты освоения программы. Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: - осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; - участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительно читать наизусть короткие стихотворения. Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту - определять основную мысль текста после предварительного его анализа; - читать текст про себя, выполняя задание учителя; -выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; -читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -выразительно читать наизусть стихотворения. 3. Содержание учебного предмета Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. 4. Тематическое планирование. № п/п 1 2 Темы Количество часов Подготовка к усвоению грамоты. 71 Количество часов аудиторной нагрузки 40 Самостоятельна работа* 31 Букварный период. 28 28 0 99 68 31 *Часы, отведенные на самостоятельную работу, подразумевают отработку практического материала, направленного на решение и углубление практических занятий и умений. К программе предусмотрены приложения: Приложение №1. Календарно-тематическое планирование с листом корректировки