Приложение № 7 к АООП НОО пр.№ 267 от 30 августа 2023г. 10-05 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Протокол № от « _ » СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от « » _____________ 2023 г. Л. А. Бекирова 2023 г. (О. Н. Макарчук) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Рисование» для учащегося второго класса обучающегося индивидуально на дому Составитель: Мальгивская Н.Р., учитель начальных классов Срок реализации: 1 год 2023 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Рисование» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС); с использованием комплекта примерных рабочих программ варианта 8.3. адаптированной основной общеобразовательной программы НОО вариант 8.3 МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова. Согласно АООП НОО (вариант 8.3) для обучающихся с РАС на изучение «Рисование» во втором классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, (34 учебные недели). На индивидуальное обучение учащегося по данному предмету в индивидуальном учебном плане отведено 0.5 часа в неделю (17 часов в год). Программа реализуется за счет уплотнения учебного теоретического материала. На отработку практического материала отводятся часы самостоятельной работы учащегося. В соответствии с СанПин длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 мин. Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) учащегося. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, за исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных утратившими силу с 01 января 2021 года (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 6. Адаптированная основная образовательная программа НОО ФГОС для учащихся с РАС (вариант 8.3) МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова» приказ №200 от 31.08.2021 г.; 7. Индивидуальный учебный план Даниила З. обучающегося 1 дополнительного класса, по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 (индивидуальное обучение на дому) на 2023 – 2024 учебный год. 8. Положение о рабочей программе по предмету приказ № 302от 31.08.2016 г. 9. Положение о порядке оформления отношений МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях. 2. Планируемые результаты. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Основные требования к уровням овладения предметными результатами Минимальный уровень: знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; знать названия предметов, подлежащих рисованию; самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; следовать при выполнении работы инструкциям учителя; Достаточный уровень: знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»; оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно); устанавливать элементарные причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами. Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: 1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; 2) развитие мотивации к обучению; 3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 6) развитие положительных свойств и качеств личности; 7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду. 3. Содержание учебного предмета Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Рисование» является создание развивающей предметнопространственной среды: Направления коррекционно-развивающей работы Коммуникация Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память Пространственные представления Развитие общей и ручной моторики Развивающая предметно-пространственная среда Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы последовательности действий, визуальное расписание), диски из музыкальной серии «Пальчиковая гимнастика», Недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки, натуральные и иллюстративные наглядности; музыкальные инструменты, Монтессори цветовые таблички Схемы, модели, предметные и сюжетные картины Массажные мячи разных размеров, прищепки, природный материал, пластилин, сборно-разборные дидактические игрушки, цветная бумага, клей, ножницы, кисть, краски, карандаши, фломастеры Основное содержание предмета № п/п Раздел 1 Организация рабочего места 2 Различение формы предметов и геометрических фигур 3 Развитие мелкой моторики руки Кол-во часов на каждом уроке на каждом уроке на каждом уроке Краткое содержание курса Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов. Формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. 4 Приемы рисования твёрдыми материалами (мелками, губкой, рукой, карандашом, фломастером) 10 5 Приёмы работы красками 7 6 Развитие речи 7 Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в на каждом уроке на каждом уроке Рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); - рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных); - рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); -рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. -штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); Точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью; - приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п Введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.). Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», и т.д. Цвета солнечного спектра (основные). Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима). 4. Тематическое планирование. № п/п Раздел Наименование разделов программы 1 2 1 Раздел 2 Раздел Организация рабочего места Различение формы предметов и геометрических фигур на каждом уроке на каждом уроке 3 4 3 Раздел 4 Раздел на каждом уроке 30 5 6 7 5 Раздел 6 Раздел 7 Раздел Развитие мелкой моторики руки Приемы рисования твердыми материалами (мелками, губкой, рукой, карандашом, фломастером) Приемы работы красками Развитие речи Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке Всего Кол-во часов Количество часов аудиторной нагрузки Самостоятельная работа* 6 24 38 на каждом уроке на каждом уроке 11 27 68 17 51 *Часы, отведенные на самостоятельную работу, подразумевают отработку практического материала, направленного на решение и углубление практических занятий и умений. К программе предусмотрены приложения: Приложение №1. Календарно-тематическое планирование с листом корректировки