Приложение № 5 к АООП НОО пр.№ 267 от 30 августа 2023г. 10-05 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Л. А. Бекирова Протокол № от « » 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от « » ______________ 2023 г. (О. Н. Макарчук) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для учащегося второго класса обучающегося индивидуально на дому Составитель: Мальгивская Н. Р., учитель начальных классов Срок реализации: 1 год 2023 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с ЗПР); с использованием УМК «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы НОО вариант 8.3 МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова. Согласно АООП НОО (вариант 8.3) для обучающихся с РАС на изучение предмета во втором классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, (34 учебные недели). На индивидуальное обучение учащегося по данному предмету в индивидуальном учебном плане отведено 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Программа реализуется за счёт уплотнения учебного теоретического материала. На отработку практического материала отводятся часы самостоятельной работы учащегося. В соответствии с СанПин длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 мин. Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) учащегося. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, за исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных утратившими силу с 01 января 2021 года (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 6. Адаптированная основная образовательная программа НОО ФГОС для учащихся с РАС (вариант 8.3) МБОУ «Восходненская школа имени В. И. Криворотова» приказ №200 от 31.08.2021 г.; 7. Индивидуальный учебный план Даниила З. обучающегося 1 дополнительного класса, по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 (индивидуальное обучение на дому) на 2023 – 2024 учебный год. 8. Положение о рабочей программе по предмету приказ № 302от 31.08.2016 г. 9. Положение о порядке оформления отношений МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях. 2.Планируемые результаты изучения курса Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта. Минимальный уровень: -показывать изученные объекты и явления; - показывать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года; - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. Достаточный уровень: - правильно показывать изученные объекты и явления; -различать 2-3 комнатных растения, осуществлять уход; -различать овощи и фрукты, объяснять, где растут; - различать домашних и диких животных; - выполнять элементарные гигиенические правила; - различать времена года. Личностные результаты 1) положительное отношение к школе; 2) развитие мотивации к обучению; 3) овладение элементарными социально-бытовыми навыками; 4) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях; 5) принятие социальной роли обучающегося; 6) развитие чувства доброжелательности; 7) сформированность соответствующих возрасту навыков здорового образа жизни; 8) развитие элементарных представлений об окружающем мире; Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Характеристика базовых учебных действий, Учебные действия и умения Группа БУД Минимальный уровень освоения Личностные учебные - осознание себя как ученика; действия - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. Коммуникативные - вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; учебные действия - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения учебные (поднимать руку, вставать и выходить из-за действия парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). Познавательные - делать простейшие обобщения, сравнивать, учебные действия классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Достаточный уровень освоения - осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью. - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения. - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. 3. Содержание учебного предмета Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения (второй класс) представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Сезонные изменения в природе. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). Сезонные изменения в неживой природе. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года. Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. Неживая природа. Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. Человек. Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. Безопасное поведение. Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды: Направления коррекционно-развивающей работы Коммуникация Развивающая предметно-пространственная среда Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой Мыслительные операции Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты Пространственные представления Схемы, модели, предметные и сюжетные картины Временные представления Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации Конструктивный праксис Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами Развитие общей и ручной моторики Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки 4. Тематическое планирование № п/п Раздел 1 1 Раздел Наименование разделов программы Сезонные изменения в природе Количество часов Самостоятельна работа* 22 Количество часов аудиторной нагрузки 4 18 Сезонные изменения в неживой природе. Растения и животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. 2 2 Раздел Неживая природа. 8 2 6 3 3 Раздел Живая природа 36 8 28 2 2 - 68 16 52 Растения. Животные Человек 4 4 Раздел Безопасное поведение. Всего *Часы, отведенные на самостоятельную работу, подразумевают отработку практического материала, направленного на решение и углубление практических занятий и умений. К программе предусмотрены приложения: Приложение №1. Календарно-тематическое планирование с листом корректировки