Зверев. Речевая практика. 2 клас (pdf.io)

Приложение № 3
к АООП НОО
пр.№ 267 от 30 августа 2023г.

10-05

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО
Протокол № _ от « _ »

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
от « _ »_____________ 2023 г.

(Л. А. Бекирова)
2023 г.

(О. Н. Макарчук)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речевая практика»
для учащегося второго класса
обучающегося индивидуально на дому

Составитель:
Мальгивская Н.Р., учитель начальных классов
Срок реализации: 1 год
2023 г.

1 Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с ЗПР); с
использованием УМК «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы НОО вариант 8.3 МБОУ «Восходненская
школа имени В. И. Криворотова. Согласно АООП НОО (вариант 8.3) для обучающихся с РАС на изучение предмета во втором классе отводится 2
часа в неделю, 68 часов в год, (34 учебные недели). На индивидуальное обучение учащегося по данному предмету в индивидуальном учебном
плане отведено 1,5 часа в неделю (51 час в год). Программа реализуется за счёт уплотнения учебного теоретического материала. На отработку
практического материала отводятся часы самостоятельной работы учащегося. В соответствии с СанПин длительность уроков в первом полугодии
составляет 35 минут, во втором- 40 мин.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) учащегося.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
4.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №
26, за исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных утратившими силу с 01 января 2021 года (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 "Об утверждении санитарных
правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
6.
Адаптированная основная образовательная программа НОО ФГОС для учащихся с РАС (вариант 8.3) МБОУ «Восходненская школа имени
В. И. Криворотова» приказ №200 от 31.08.2021 г.;
7.
Индивидуальный учебный план Даниила З. обучающегося 1 дополнительного класса, по адаптированной образовательной программе
начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3 (индивидуальное обучение на дому) на 2023
– 2024 учебный год.
8.
Положение о рабочей программе по предмету приказ № 302от 31.08.2016 г.
9.
Положение о порядке оформления отношений МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» с обучающимися и (или) их
родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального, основного общего и
среднего общего образования на дому или в медицинских организациях.

2 Планируемые результаты

Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:
1. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение доброжелательно вести
себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);
2. проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей;
3. положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и
повседневном школьном общении;
4. проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей с использованием полученных на уроках знаний;
5. положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к
материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
6. готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
7. развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
1. выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
2. слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
3. выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
4. называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
5. правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
6. адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
7. называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
8. участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
9. участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка.
Достаточный уровень:
1. выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
2. понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, отвечать на вопросы по их содержанию;
3. использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя;
4. выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
5. участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;

6. правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
7. здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
8. называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
9. пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план;
10. принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
1. овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации
в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;
2. сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;
3. сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),
4. овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;
5. интерес к чтению доступных текстов;
6. осознанное и правильное чтение;
7. владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию
текста, в том числе, связанные с отношением к событиям, поступкам героев
3. Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и
изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Дикция и выразительность речи
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи
в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без
обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы
«Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,
«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно …,
пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне…», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций: «Я дома» (общение с близкими людьми, прием гостей), «Я и мои товарищи» (игры и общение со
сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии), «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах, кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке,
в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений, обучающихся и социальной ситуации
их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Культура общения
Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы,
приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы.
Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога.
Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
4. Тематическое планирование учебного предмета «Речевая практика»
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема

Школьная жизнь
Игры и игрушки
В мире сказок
Я дома
Я за порогом дома
Я и мои товарищи
Я в мире природы
Итоговое повторение
Итого:
К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1. Календарно-тематическое планирование с листом корректировки

Количество часов
10
5
6
6
15
2
7
1
52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».