крымскотатарский язык 5-9

10-05
Приложение № 3
к ООП ООО
пр № 270 от 30.08.2023 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык»
для 5-9 классов
уровень изучения: базовый
(соответствует ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2023 № 371)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Программа по родному (крымскотатарскому языку) на уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
Родной (крымскотатарский) язык является средством приобщения к духовному богатству крымскотатарской культуры, средством
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку включает в себя темы, касающиеся внутреннего устройства языка, сведения о
взаимосвязи крымскотатарского языка с культурой.
В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Язык и речь. Язык и
культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и словообразование,
морфология, синтаксис и пунктуация), «Текст».
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание уважения к родному крымскотатарскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осознание
эстетической ценности родного языка;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о специфике родного (крымскотатарского) языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о
языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе –
68 часов (2 часа в неделю).
2

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения крымскотатарского языка.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо, говорение), монолог и диалог, устная и письменная
речь: правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика).
Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту.
Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова).
Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях.
Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь, описание предметов, животных, простая форма рассуждения.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Знаки препинания в конце
предложения. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки препинания при них.
Диалог, прямая речь, знаки препинания при них.
Фонетика и правописание.
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки, особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е.
Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог. Ударение.
3

Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие, и узкие звуки.
Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах.
Лексикология.
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарём.
Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.

6 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Богатство и красота крымскотатарского языка.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и
кому говорит. Тема, идея, цель и их роль.
Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы связи слов в тексте.
Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту, простой план к своему высказыванию.
Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю.
Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение
разных по стилю текстов, типы речи и жанры.
Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров.
Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развёрнутое: выбор из произведений художественной литературы отрывков с
описанием комнаты, здания. Развёрнутое изложение (устное) научного стиля.
Диалог: из жизни обучающегося.
Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинение-рассуждение, работа над рисунком.
Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинениерассуждение). Развернутое изложение в научном стиле. Устный ответ на уроках. Сочинение-рассуждение на тему языка. Документы. Рабочий
4

план, объявление.
Лексикология и фразеология.
Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова. Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы,
архаизмы, профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов.
Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи.
Словообразование. Состав слова.
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в
крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных.
Морфология. Общие сведения о частях речи
Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных:
притяжательные сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменения существительных по падежам. Способы образования
существительных и их правописание.
Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль, относительные и качественные прилагательные, степени
сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степени, уменьшительные и увеличительные прилагательные, способы образования
прилагательных, прилагательные, образованные синтаксическим способом, парные и сложные прилагательные. Использование прилагательных в
речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней прилагательного.
Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению:
количественные, порядковые, дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. Использование в речи числительных для
обозначения даты, времени.

7 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке. Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.
Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле.
5

Сложный план к своей речи. Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека.
Развёрнутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение.
По предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
Морфология. Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Использование в речи
местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений.
Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола.
Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги глаголов. Наклонения
глаголов. Образование глаголов.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов.
Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации. Образование причастий и
правописание. Правильное использование причастного оборота в речи и при письме.
Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы
образования деепричастий и правила правописания. Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного
оборота в речи.
Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их
правила правописания. Правильное использование наречий в речи.
Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание. Использование предлогов в речи.
Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов. Использование союзов в речи.
Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц. Выразительно читает предложения с частицами.
6

Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации. Чтение предложений с междометиями правильно и
выразительно.

8 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской
Федерации.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания
исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический
стиль). Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение.
Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и предложений в речи. Предложение: предложения по
цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и двусоставные предложения. Неполные
предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении.

Знаки препинания в предложении. Использование

предложений в речи с правильной интонацией.
Двусоставные предложения. Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
7

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Использование в речи двусоставных предложений.

Односоставные предложения. Односоставные предложения. Односоставные

предложения с главным членом предложения сказуемым: определённо-личные, безличные, обобщённо-личные, неопределённо-личные.
Односоставные назывные предложения.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений. Осложнённые предложения. Предложения с однородными членами,
предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Роль интонации в
предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения,
грамматически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в
речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями.

9 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Роль родного языка в развитии личности. Речь и общение. Речевая деятельность. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи. Аудирование. Слушание и понимание различных текстов. Чтение. Выразительное
чтение различных текстов. Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием.
Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему. Речь на
самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и сложносочинённые. Сложносочинённое
предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении. Использование в речи
сложносочинённых предложений. Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений. Правила
8

пунктуации. Интонация сложноподчинённого предложения.
Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация предложений с различными видами
связи. Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания.
Цитаты и знаки пунктуации при них. Интонация в диалоге и при прямой речи.

9

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ (КРЫМСКОТАТАРСКОМУ) ЯЗЫКУ НА

УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (крымскотатарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных
на родном (крымскотатарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного
(крымскотатарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка, к истории и культуре своего
народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к достижениям своего народа и
своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
10

3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
11

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
12

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
13

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
14

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
15

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
16

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями
других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение
родного (крымскотатарского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и
читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или
прослушанный текст, составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки
зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
17

иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей
языка в практике создания текста (в рамках изученного);
характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие между звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нём главное и зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство);
находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами,
18

правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения;
составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения её происхождения: исконные слова, заимствования из
русского языка и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику
ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь фразеологизмов;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части
речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части
19

речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка в современном мире;
определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные
функционально-смысловые типы речи;
иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол);
находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании,
проводить синтаксический анализ словосочетания;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
находить в тексте неполные предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом предложении;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов;
распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой
практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;
сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные односоставные
предложения;
20

находить в тексте однородные члены предложения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при
однородных членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
понимать основные функции обращения;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами
обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и
приложения;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными членами
предложения.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять роль родного языка в развитии личности;
владеть разными видами речевой деятельности;
создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с
использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины;
писать доклад или реферат на морально-этическую тему;
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении;
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография);
классифицировать сложные предложения на сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные;
характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
21

предложения;
употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;
распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей
сложноподчинённого предложения;
конструировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в
тексте;
различать основные виды сложноподчинённых предложений;
анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений разных видов;
употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;
выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать
средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания,
уместно употреблять их в речи;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования
прямой речи в косвенную речь;
осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания.
22

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№ п/п
1

Наименование разделов и тем
программы
Введение
Повторение

Количество часов
Всего
к/р
1
6

2

1
Синтаксис и пунктуация

13

3

1

4

Фонетика

6

Лексикология

8

5

1
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://youtu.be/pSsxVubFtcM
https://youtu.be/NtE4HHJkoTQ
https://youtu.be/T6LnaclTGPY
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy- yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/ders-mevzusy-nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1
https://youtu.be/eu4drPEBr-Y
https://studfile.net/previ ew/5113462/page:4/
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy- yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/ders-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1

4

6 КЛАСС
№ п/п
1

Наименование разделов и тем
программы
Введение
Повторение

Количество часов
Всего
к/р
1
6

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://youtu.be/pSsxVubFtcM
https://youtu.be/NtE4HHJkoTQ
https://youtu.be/T6LnaclTGPY

2

23

Лексикология. Фразеология

13

3
Морфология

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy- yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/ders-mevzusy-nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1

1

https://multiuro k.ru/files/tablits y-poomu- iazyku.html https://kopilkau
e/presentacii/khas_vie_dzhynys
isimlier
https://multiuro k.ru/files/tablits y-poomu- iazyku.html
https://multiuro k.ru/files/tablits y-poomu- iazyku.html

14

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

krymskotatarsk
rokov.ru/proche

krymskotatarsk
krymskotatarsk

4

7 КЛАСС
№ п/п
1

Наименование разделов и тем
программы
Введение
Самостоятельные части речи

Количество часов
Всего
к/р
1
23

Служебные части речи
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://armanciq.ru/ana-tilim/

1

https://multiurok.ru/files/urok-po-krymskotatarskomuiazyku-sioz-cheshitleri.html
https://multiurok.ru/files/tablitsy-pokrymskotatarskomu-iazyku.html

10

1

https://youtu.be/pSsxVubFtcM

34

2

2

3

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

24

8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1
2

3

Количество часов
Всего

К/р

Повторение

3

Словосочетание и предложение

5

1

Простое предложение. Двусоставное

8

1

1

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/d ers-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhiopredelenie- klass- 1628516.html

предложение. Главные и
второстепенные члены предложения

4

Односоставное предложение

11

5

Осложненные предложения. (Кл.сочин.)

4

6

Повторение

3

1

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://youtu.be/pSsxVubFtcM
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhiopredelenie- klass- 1628516.html

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1
2

Количество часов
Всего

К/р

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Введение

1

https://youtu.be/pSsxVubFtcM

Повторение

2

https://multiurok.ru/files/tablitsy-po- krymskotatarsk
omu- iazyku.html

25

Сложносочиненное предложение

5

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-

3

literatura/librar y/2017/01/20/ders-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1
Сложноподчиненное предложение

6

Бессоюзное сложное предложение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

1

https://infourok.ru/urok-yazika-v-klasse- ayiridzhitabili-murekkep- dzhumleopredelitelnie-spp668632.html
https://youtu.be/pSsxVubFtcM

4
5

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебные пособия: А.М.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. Крымскотатарский язык (родной). 5, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева Крымскотатарский язык (родной). 7 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 8 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 9 класс. – Москва: Просвещение, 2019г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i- literatura/librar y/2017/01/20/d ers-mevzusy- nutuk- uslyupleri- dersnin- maksady-1
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhi- opredelenie- klass- 1628516.html
https://youtu.be/pSsxVubFtcM
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhi-opredelenie- klass- 1628516.html
К программе предусмотрены приложения:
Приложение № 1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки
Приложение № 2: Фонд оценочных материалов
26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».