10-05 Приложение № 4 к ООП ООО пр. № 266 от 30.08.2023г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей иностранного языка (английский) _____________ Руководитель ШМО_______(О.И. Блажко) Протокол № ___ от ___ ___2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР «_____»________________2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» для 8-9 классов уровень изучения : базовый ( соответствует федеральной рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)») Составлена учителем крымскотатарского языка и литературы Халиловым М.Р. Срок реализации программы:2 года 2023 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» базовый уровень (для 5-9 классов образовательных организаций) в соответствие с: 1.- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2. Федеральной рабочей программой основного общего образования по биологии (для 5-9 классов образовательных организаций) – Москва, 2023; 4. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 6. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021 Цели предмета Изучение родного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: - речевая компетенция – развитие коммуникативных умении в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); - языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знании о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и не родном языках; - социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям региона изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуации общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свой народ, ее культуру в условиях межкультурного общения; 2 - компенсаторная компетенция — развитие умении выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умении, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологии; - развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала не родного языка: - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; - осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. Общая характеристика предмета Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению крымскотатарского языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС Язык, общие сведения о языке. Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение). Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах. Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю. Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения. Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач). Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме. Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль). Устное и письменное сочинение-повествование. Документы. Протокол. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и предложений в речи. Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении. Использование предложений в речи с правильной интонацией. 4 Двусоставные предложения. Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Использование в речи двусоставных предложений. Односоставные предложения. Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым: определённо-личные, безличные, обобщённо-личные, неопределённо-личные. Односоставные назывные предложения. Использование в речи односоставных и двусоставных предложений. Осложнённые предложения. Предложения с однородными членами, предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Роль интонации в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения, грамматически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями. 9 КЛАСС Язык, общие сведения о языке. Роль родного языка в развитии личности. Речь и общение. Речевая деятельность. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи. Аудирование. Слушание и понимание различных текстов. Чтение. Выразительное чтение различных текстов. Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием. 5 Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему. Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему. Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему. Документы. Заявление. Автобиография. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и сложносочинённые. Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении. Использование в речи сложносочинённых предложений. Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации. Интонация сложноподчинённого предложения. Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация предложений с различными видами связи. Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания. Цитаты и знаки пунктуации при них. Интонация в диалоге и при прямой речи. 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах; 7 - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - осознание возможностей самореализации средствами родного языка; - стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; - развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; - толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; Метапредметными результатами являются: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 8 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); - развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; Предметными результатами являются: А. В коммуникативной сфере (т.е. владении крымскотатарским языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: В говорении: - начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; - расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; - рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; - сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; - описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей. В аудировании: - воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; - воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); - воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию. В чтении: 9 - читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; - читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; - читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации. В письменной речи: - заполнять анкеты и формуляры; - писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в крымскотатарском языке; - составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция: - применение правил написания слов, изученных в основной школе; - адекватное произношение и различение на слух всех звуков крымскотатарского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; - соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; - распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц знание основных способов словообразования - понимание и использование явлений многозначности слов крымскотатарского языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; - распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка; Социокультурная компетенция: - знание употребительной фоновой лексики и реалий крымскотатарского языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц); - знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; - представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымскотатарского народа (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); 10 - представление о сходстве и различиях в традициях русского и крымскотатарского языка; - понимание роли владения не родным языком в современном мире. Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: - умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; В. В ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями крымскотатарского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; Г. В эстетической сфере: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на крымскотатарском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: 11 - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. Е.В физической сфере: - стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). 12 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы 1 2 3 Количество часов Всего К/р Повторение Словосочетание и предложение 3 5 1 Простое предложение. Двусоставное 8 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://nsportal. ru/shkola/rodno y-yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/d ers-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1 https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhiopredelenie- klass- 1628516.html предложение. Главные и второстепенные члены предложения 4 Односоставное предложение 11 5 Осложненные предложения. (Кл.сочин.) 4 6 Повторение 3 1 34 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://youtu.be/pSsxVubFtcM https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhiopredelenie- klass- 1628516.html 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Введение Количество часов Всего К/р 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://youtu.be/pSsxVubFtcM 13 Повторение 2 Сложносочиненное предложение 5 Сложноподчиненное предложение 6 Бессоюзное сложное предложение 3 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 2 3 https://multiurok.ru/files/tablits y-po- krymskotatarsk omu- iazyku.html https://nsportal. ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/ders-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1 https://infourok.ru/urok-yazika-v-klasse- ayiridzhitabili- murekkep- dzhumleopredelitelnie-spp668632.html 4 5 https://youtu.be/pSsxVubFtcM V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебные пособия: А.М.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. Крымскотатарский язык (родной). 5, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2017г. А.Меметов, Л.А.Алиева Крымскотатарский язык (родной). 7 класс. – Москва: Просвещение, 2017г. А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 8 класс. – Москва: Просвещение, 2017г. А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 9 класс. – Москва: Просвещение, 2019г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://nsportal.ru/shkola/rodno y-yazyk-i- literatura/librar y/2017/01/20/d ers-mevzusy- nutuk- uslyupleri- dersnin- maksady-1 https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhi- opredelenie- klass- 1628516.html https://youtu.be/pSsxVubFtcM https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhi- opredelenie- klass- 1628516.html К программе предусмотрены приложения: Приложение № 1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки Приложение № 2: Фонд оценочных материалов 14