Крымскотатарский язык 8-9 кл.

10-05
Приложение № 4
к ООП ООО
пр. № 266 от 30.08.2023г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей иностранного языка (английский)
_____________
Руководитель ШМО_______(О.И. Блажко)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)»
для 8-9 классов
уровень изучения : базовый
( соответствует федеральной рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)»)
Составлена
учителем крымскотатарского языка
и литературы Халиловым М.Р.
Срок реализации программы:2 года

2023 г.
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» базовый уровень
(для 5-9 классов образовательных организаций) в соответствие с:
1.- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минпросвещения России № 287 от
31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»);
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования по биологии (для 5-9 классов образовательных организаций) – Москва, 2023;
4. Основной образовательной программой

основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»

Красногвардейского района Республики Крым;
6. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021
Цели предмета
Изучение родного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умении в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение,
письмо);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знании о языковых явлениях изучаемого языка,
разных способах выражения мысли в родном и не родном языках;
- социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям региона изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуации
общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения
представлять свой народ, ее культуру в условиях межкультурного общения;

2

- компенсаторная компетенция — развитие умении выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
информации; учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умении, универсальных способов
деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с
использованием новых информационных технологии;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала не родного языка:
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного
отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья
и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика предмета
Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени
образования: начальную, основную и старшую. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению крымскотатарского языка
позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать
иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности
интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии
речевых,

языковых,

социо-

или

межкультурных

умений

и

навыков

следует

учитывать

новый

уровень

мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями,
осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение
рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской

Федерации.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания
исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический
стиль). Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Предложение.
Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и предложений в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и
двусоставные предложения. Неполные предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении.
Знаки препинания в предложении.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
4

Двусоставные предложения.
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Использование в речи двусоставных предложений.
Односоставные предложения.
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым: определённо-личные, безличные,
обобщённо-личные, неопределённо-личные. Односоставные назывные предложения.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
Осложнённые предложения.
Предложения с однородными членами, предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при
однородных членах. Роль интонации в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения,
грамматически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в
речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями.

9 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Роль родного языка в развитии личности.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи.
Аудирование. Слушание и понимание различных текстов.
Чтение. Выразительное чтение различных текстов.
Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием.
5

Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему.
Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и сложносочинённые.
Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в
предложении.
Использование в речи сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации.
Интонация сложноподчинённого предложения.
Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации.
Интонация предложений с различными видами связи.
Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания.
Цитаты и знаки пунктуации при них.
Интонация в диалоге и при прямой речи.

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК

(КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
7

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- осознание возможностей самореализации средствами родного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-

формирование

общекультурной

и

этнической

идентичности

как

составляющих

гражданской

идентичности

личности;

- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные
и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
8

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении крымскотатарским языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета,
при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника
согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
9

- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов
смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную
информацию, выражать своё мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в крымскотатарском языке;
-

составлять

план,

тезисы

устного

или

письменного

сообщения;

кратко

излагать

результаты

проектной

деятельности.

Языковая компетенция:
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков крымскотатарского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное,
отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц знание основных способов словообразования
- понимание и использование явлений многозначности слов крымскотатарского языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-

распознавание

и

употребление

в

речи

основных морфологических форм

и синтаксических конструкций

изучаемого языка;

Социокультурная компетенция:
- знание употребительной фоновой лексики и реалий крымскотатарского языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок,
поговорок, пословиц);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымскотатарского народа (всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
10

- представление о сходстве и различиях в традициях русского и крымскотатарского языка;
- понимание роли владения не родным языком в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме
информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов,
мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний,
предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной
задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной
школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями крымскотатарского языка, установление
межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства
общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на крымскотатарском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
11

- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е.В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

12

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1
2

3

Количество часов
Всего

К/р

Повторение
Словосочетание и предложение

3
5

1

Простое предложение. Двусоставное

8

1

1

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://nsportal. ru/shkola/rodno y-yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/d ers-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhiopredelenie- klass- 1628516.html

предложение. Главные и
второстепенные члены предложения

4

Односоставное предложение

11

5

Осложненные предложения. (Кл.сочин.)

4

6

Повторение

3

1

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://youtu.be/pSsxVubFtcM
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhiopredelenie- klass- 1628516.html

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Введение

Количество часов
Всего

К/р

1

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://youtu.be/pSsxVubFtcM

13

Повторение

2

Сложносочиненное предложение

5

Сложноподчиненное предложение

6

Бессоюзное сложное предложение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

1

2
3

https://multiurok.ru/files/tablits y-po- krymskotatarsk
omu- iazyku.html
https://nsportal. ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/librar y/2017/01/20/ders-mevzusy- nutukuslyupleri- dersnin- maksady-1
https://infourok.ru/urok-yazika-v-klasse- ayiridzhitabili- murekkep- dzhumleopredelitelnie-spp668632.html

4
5

https://youtu.be/pSsxVubFtcM

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебные пособия: А.М.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. Крымскотатарский язык (родной). 5, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева Крымскотатарский язык (родной). 7 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 8 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 9 класс. – Москва: Просвещение, 2019г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://nsportal.ru/shkola/rodno y-yazyk-i- literatura/librar y/2017/01/20/d ers-mevzusy- nutuk- uslyupleri- dersnin- maksady-1
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhi- opredelenie- klass- 1628516.html
https://youtu.be/pSsxVubFtcM
https://infourok.ru/prezentaciya-na- temuayiridzhi- opredelenie- klass- 1628516.html
К программе предусмотрены приложения:
Приложение № 1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки
Приложение № 2: Фонд оценочных материалов
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».