Крымскотатарская литература 8-9 кл.

10-05
Приложение № 4
к ООП ООО
пр. № 266 от 30.08.2023г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей естественного цикла
Руководитель ШМО_______(О.И. Блажко)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)»
для 8-9 классов
уровень изучения : базовый
( соответствует федеральной рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)»)
Составлена
учителем крымскотатарского языка
и литературы Халиловым М.Р.
Срок реализации программы:2 года
2023 г.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» базовый
уровень ( для 5-9 классов образовательных организаций) в соответствие с:
1.- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минпросвещения России № 287 от
31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»);
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования по биологии (для 5-9 классов образовательных организаций) – Москва, 2023;
4. Основной образовательной программой

основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»

Красногвардейского района Республики Крым;
6. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021
Цели изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература»
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви
и уважения к родной литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о сп ецифике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Литература как искусство слова.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, кра сота,

совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды «Арзы къыз» («Девушка Арзы»), «Алтын бешик» («Золотая колыбель»).
Теория литературы. Понятие о легенде.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку – памятник древнетюркской письменности. Сейфи
Сарайи. Газель.
Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени.
Газайи. Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.
Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.
Литература XVIII – XIX веков.
3

Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны» («Легенда о городе Кефе»). Отражении в дестане трагических событий XIX века.
Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и
беззащитность народа.
Литература периода «пробуждения».
И. Гаспринский, рассказы «Иван ве Сулейман» («Иван и Сулейман»), «Арслан къыз» («Девушка -лев»).
О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси» («Мавзолей Ненкеджан»). Историческая основа повести.
Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как велик ой силы.
Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» («Не забудется»). Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и
сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир» («Судьба»). Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест
против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.
Теория литературы. Поэма.
Литература XX века.
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде» («Тихая татарская степь»), «Ой, сувукъ шу гъурбет» («Ой,
холодна чужбина»), «Дунай таша» («Вышедший из берегов Дунай»), «Яныкъ къавал» («Печальная свирель»).
А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке» («Юноше»), «Багъчасарай» («Бахчисарай»), «Къарасув» («Карасув»), «Тата р
ичюн» («Татарам»).
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!» («Ах, татарская молодежь!»), «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ»
(«Тюрьма»), «Ёлджу гъарип» («Бедный путник»), «Кобелек» («Бабочка»). Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:
родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Зейнеп тизе» («Тётя Зейнеп»), Основные темы и характеристики образов. Психологическая глуб ина
человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны.
4

Э. Шемьи-заде «Озьбекстан балладасы» («Узбекская баллада»). Аллегория как основной приём раскрытия замысла. Тема и идея
произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ю. Болат «Арзы къыз» («Девушка Арзы»). Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история
пьесы.
Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.
9 КЛАСС
Введение.
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о
литературном процессе.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник
сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.
«Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате).
Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском
Прекрасном Иосифе и его братьях).
Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:
Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей.
Философские представления о смысле жизни.
Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси».
Литература периода «пробуждения».

5

И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери («Французские письма») (отдельные главы). Автобиографичность
образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романаэпопеи.
А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной
героини. Гуманизм рассказа.
Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»).
Теория литературы. Роман. Роман-эпопея.
Литература XX века.
Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым», «Миллетнинъ
кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую ег о судьбу.
А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922
года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Наг рада»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»). Слово о
поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»).
Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание
человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»).
Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой
природы. Чистота помыслов поэта.
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны,
её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель
сущности народного характера. Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.
6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ НА

УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интер есов других людей,
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоста влении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека,
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (крымскотатарской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием
примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной
деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного (крымскотатарского) языка и родной (крымскотатарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в
контексте изучения произведений крымскотатарской литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в крымскотатарской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
7

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых н орм с
учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействи я
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет -среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права д ругого
человека с оценкой поступков литературных героев;
8

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного з нания
и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности , в том числе при изучении
произведений крымскотатарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
9

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оц енка
социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в услов иях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, пла нировать своё
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произо шедшей
ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

10

. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргум ентировать свою позицию, мнение;

11

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источник ов
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных дей ствий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;

12

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе
учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебно й
задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сход ство
позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составл ять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выби рать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учёт ом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивн ых
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
13

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретн ой
проблемы на уроках родной (крымскотатарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаи модействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (крымскотатарской) литературы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
14

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другим и
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных
занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы, воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произвед ениях,
определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы, применять изученные
теоретико-литературные понятия;
определять особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, приёмы построения художественного образа;
находить и анализировать факты из биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества, выделять основные
этапы историко-литературного процесса;
сопоставлять произведения родной (крымскотатарской) литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие
черты и различия;
пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, развёрнуто отвечать н а
вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценк у
прочитанному;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных
произведений и составленного плана.
15

Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное,
понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов, оперировать основными фактами жизненного и творческого пути писателя, соотносить содержание и проблематику
художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, применять изученные теоретико -литературные понятия;
анализировать художественное произведение: определять его родо-жанровую принадлежность, выявлять тему и идею произведения,
определять приёмы авторской оценочной позиции в изученном произведении, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств, характеризовать героев одного или нескольких произведений;
систематизировать представления о литературном процессе и литературном наследии крымскотатарского народа, формулировать основ ные
темы и проблемы крымскотатарской литературы;
демонстрировать знания произведений родной (крымскотатарской) литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих
общие темы или проблемы, участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привл екая
сведения из жизненного и читательского опыта;
пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов,
обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе и
диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автор а и
мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные
аргументы;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных
произведений, представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие
письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления доклада, конспекта, отзыва, литературнотворческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования.

16

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Количество часов
Всего
к/р
1
7

3

Литература древнего периода

1

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://armanciq.ru/ana-tilim/
https://infourok.ru/mevzukirimtat ar-halk- bayramlarioraza-ve-kurban-bayramlari- 3467018.html
https://armanciq.ru/ana-tilim/

4
5
6
7

Литература периода Золотой Орды

1

https://armanciq.ru/ana-tilim/

1
2

Наименование разделов и тем
программы
Введение Литература – искусство слова
Крымскотатарский фольклор

Литература периода Крымского ханства
Литература XVIII- XIX вв
Литература периода «Пробуждения»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6
1
8
34

1
1

https://armanciq.ru/ana-tilim/
https://armanciq.ru/ana-tilim/
https://www.you tube.com/watch? v=YWSSKSwfl M8

9 КЛАСС
№ п/п
1
2
3

Количество часов
Наименование разделов и тем
программы
Всего
к/р
Литература древнего периода, литература
4
периода Золотой орды
Литература периода Крымского ханства
6

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://armanciq.ru/ana-tilim/

Литература периода «Пробуждения»
Литература XX века

https://www.you tube.com/watch? v=YWSSKSwfl M8
https://infourok.ru/prezentaciya- po- krimskotatarsko
y-literature-na- temu-shevkiy- bektore-klass663596.html

6
18

4

1
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2
17

https://armanciq.ru/ana-tilim/

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА
«Крымскотатарская литература». 5 класс/ Д.У.Селяметова, Г.Р.Аджигельдиева, Г.С.Абдишева - Москва, издательство «Просвещение», 2017. –
240с.
«Крымскотатарская литература». 6 класс/ Л.Р.Белялова, Т.Ф. Мустафаева, Л.Н. Трош, М.Р.Тинчирова, М.М. Сулейманова - Москва, издательство
«Просвещение», 2018.
«Крымскотатарская литература». 7 класс/ Ф.М.Асанова, Э.Э.Османова - Москва, издательство «Просвещение», 2017.
«Крымскотатарская литература». 8 класс/А.Кокиева - Москва, издательство «Просвещение», 2019.
«Крымскотатарская литература». 9 класс/А.Кокиева - Москва, издательство «Просвещение», 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://armanciq.ru/ana-tilim/
https://www.you tube.com/watch? v=YWSSKSwfl M8
https://infourok.ru/mevzukirimtat ar-halk- bayramlari- oraza-ve-kurban-bayramlari- 3467018.html
К программе предусмотрены приложения:
Приложение № 1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки
Приложение № 2: Фонд оценочных материалов

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».