10-05 Приложение № 4 к ООП ООО пр. № 266 от 30.08.2023г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей естественного цикла Руководитель ШМО_______(О.И. Блажко) Протокол № ___ от ___ ___2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________ «_____»________________2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» для 8-9 классов уровень изучения : базовый ( соответствует федеральной рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)») Составлена учителем крымскотатарского языка и литературы Халиловым М.Р. Срок реализации программы:2 года 2023 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» базовый уровень ( для 5-9 классов образовательных организаций) в соответствие с: 1.- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2. Федеральной рабочей программой основного общего образования по биологии (для 5-9 классов образовательных организаций) – Москва, 2023; 4. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 6. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021 Цели изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о сп ецифике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. 2 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, кра сота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь. Крымскотатарский фольклор. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Легенды «Арзы къыз» («Девушка Арзы»), «Алтын бешик» («Золотая колыбель»). Теория литературы. Понятие о легенде. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку – памятник древнетюркской письменности. Сейфи Сарайи. Газель. Литература периода Крымского ханства. Основные направления поэзии ханского времени. Газайи. Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии. Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества. Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения. Литература XVIII – XIX веков. 3 Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны» («Легенда о городе Кефе»). Отражении в дестане трагических событий XIX века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа. Литература периода «пробуждения». И. Гаспринский, рассказы «Иван ве Сулейман» («Иван и Сулейман»), «Арслан къыз» («Девушка -лев»). О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси» («Мавзолей Ненкеджан»). Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как велик ой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви. А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» («Не забудется»). Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини. А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир» («Судьба»). Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы. Теория литературы. Поэма. Литература XX века. Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде» («Тихая татарская степь»), «Ой, сувукъ шу гъурбет» («Ой, холодна чужбина»), «Дунай таша» («Вышедший из берегов Дунай»), «Яныкъ къавал» («Печальная свирель»). А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке» («Юноше»), «Багъчасарай» («Бахчисарай»), «Къарасув» («Карасув»), «Тата р ичюн» («Татарам»). Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!» («Ах, татарская молодежь!»), «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ» («Тюрьма»), «Ёлджу гъарип» («Бедный путник»), «Кобелек» («Бабочка»). Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Зейнеп тизе» («Тётя Зейнеп»), Основные темы и характеристики образов. Психологическая глуб ина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны. 4 Э. Шемьи-заде «Озьбекстан балладасы» («Узбекская баллада»). Аллегория как основной приём раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости. Ю. Болат «Арзы къыз» («Девушка Арзы»). Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы. Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения. 9 КЛАСС Введение. Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии. «Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате). Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях). Литература периода Крымского ханства. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления: Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские представления о смысле жизни. Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси». Литература периода «пробуждения». 5 И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери («Французские письма») (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романаэпопеи. А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа. Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»). Теория литературы. Роман. Роман-эпопея. Литература XX века. Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым», «Миллетнинъ кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую ег о судьбу. А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Наг рада»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»). Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»). Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов. Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»). Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта. Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны, её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера. Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род. 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интер есов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоста влении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (крымскотатарской) литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка и родной (крымскотатарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений крымскотатарской литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в крымскотатарской литературе; 3) духовно-нравственного воспитания: 7 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых н орм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействи я искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет -среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права д ругого человека с оценкой поступков литературных героев; 8 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного з нания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности , в том числе при изучении произведений крымскотатарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений; 9 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оц енка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в услов иях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, пла нировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произо шедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. 10 . В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). . У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргум ентировать свою позицию, мнение; 11 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источник ов с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных дей ствий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 12 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебно й задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сход ство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составл ять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выби рать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учёт ом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивн ых универсальных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 13 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретн ой проблемы на уроках родной (крымскотатарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаи модействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке родной (крымскотатарской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); 14 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другим и членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произвед ениях, определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы, применять изученные теоретико-литературные понятия; определять особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, приёмы построения художественного образа; находить и анализировать факты из биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества, выделять основные этапы историко-литературного процесса; сопоставлять произведения родной (крымскотатарской) литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и различия; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, развёрнуто отвечать н а вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценк у прочитанному; создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных произведений и составленного плана. 15 Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов, оперировать основными фактами жизненного и творческого пути писателя, соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, применять изученные теоретико -литературные понятия; анализировать художественное произведение: определять его родо-жанровую принадлежность, выявлять тему и идею произведения, определять приёмы авторской оценочной позиции в изученном произведении, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, характеризовать героев одного или нескольких произведений; систематизировать представления о литературном процессе и литературном наследии крымскотатарского народа, формулировать основ ные темы и проблемы крымскотатарской литературы; демонстрировать знания произведений родной (крымскотатарской) литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы, участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привл екая сведения из жизненного и читательского опыта; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автор а и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления доклада, конспекта, отзыва, литературнотворческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования. 16 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Количество часов Всего к/р 1 7 3 Литература древнего периода 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://armanciq.ru/ana-tilim/ https://infourok.ru/mevzukirimtat ar-halk- bayramlarioraza-ve-kurban-bayramlari- 3467018.html https://armanciq.ru/ana-tilim/ 4 5 6 7 Литература периода Золотой Орды 1 https://armanciq.ru/ana-tilim/ 1 2 Наименование разделов и тем программы Введение Литература – искусство слова Крымскотатарский фольклор Литература периода Крымского ханства Литература XVIII- XIX вв Литература периода «Пробуждения» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 1 8 34 1 1 https://armanciq.ru/ana-tilim/ https://armanciq.ru/ana-tilim/ https://www.you tube.com/watch? v=YWSSKSwfl M8 9 КЛАСС № п/п 1 2 3 Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего к/р Литература древнего периода, литература 4 периода Золотой орды Литература периода Крымского ханства 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://armanciq.ru/ana-tilim/ Литература периода «Пробуждения» Литература XX века https://www.you tube.com/watch? v=YWSSKSwfl M8 https://infourok.ru/prezentaciya- po- krimskotatarsko y-literature-na- temu-shevkiy- bektore-klass663596.html 6 18 4 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 17 https://armanciq.ru/ana-tilim/ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА «Крымскотатарская литература». 5 класс/ Д.У.Селяметова, Г.Р.Аджигельдиева, Г.С.Абдишева - Москва, издательство «Просвещение», 2017. – 240с. «Крымскотатарская литература». 6 класс/ Л.Р.Белялова, Т.Ф. Мустафаева, Л.Н. Трош, М.Р.Тинчирова, М.М. Сулейманова - Москва, издательство «Просвещение», 2018. «Крымскотатарская литература». 7 класс/ Ф.М.Асанова, Э.Э.Османова - Москва, издательство «Просвещение», 2017. «Крымскотатарская литература». 8 класс/А.Кокиева - Москва, издательство «Просвещение», 2019. «Крымскотатарская литература». 9 класс/А.Кокиева - Москва, издательство «Просвещение», 2018. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://armanciq.ru/ana-tilim/ https://www.you tube.com/watch? v=YWSSKSwfl M8 https://infourok.ru/mevzukirimtat ar-halk- bayramlari- oraza-ve-kurban-bayramlari- 3467018.html К программе предусмотрены приложения: Приложение № 1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки Приложение № 2: Фонд оценочных материалов 18