р.п.лит.чтение 3 а Пинчук М.Г.(1)

10-05
Приложение № 2
к ООП НОО
приказ № 270 от 30.08.2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО_______(Бекирова Л.А.)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ (Макарчук О.Н.)
«_____»________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
для 3 –а класса
уровень изучения : базовый
(соответствует федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение»)

Составитель: Пинчук М.Г.
учитель начальных классов
Срок реализации программы: 1год.

2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с:
1. - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); (для НОО)
2. Федеральной рабочей программой начального общего образования. Литературное чтение (для 1-4 классов образовательных
организаций) – Москва, 2023;
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций.В 2 ч. М.: Просвещение, 2022
4. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
Красногвардейского района Республики Крым;
6. Положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели
и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных
особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков
смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого
направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной
жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования,
а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
3



овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
 для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и
стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность
достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других
предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 3 классе 170 часов (5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по
выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные
ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей
Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование
средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П.
Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
4

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы,
скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная
основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок,
крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники,
иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта
и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о
родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык
(напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и
представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и
другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл
произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с
фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок
А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях
И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и
скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей,
автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими
произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное
5

значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к
лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из
окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Буни н
«Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх
произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало,
завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные
герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текстарассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М.
Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с
Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и
любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа:
тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приёмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя
и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая
обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов).
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности
текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю.
Драгунский, М. М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из
цикла) и другие (по выбору).
6

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена,
Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики
зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и
фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на
Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
 читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
 различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
 анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части,
озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
 конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
 сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
 исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное
произведение);
 подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению,
средствам выразительности;
 выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
 формулировать вопросы по основным событиям текста;
7

 пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
 выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
 сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
 принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать
реализацию поставленной задачи чтения;
 оценивать качество своего восприятия текста на слух;
 выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить
коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
 в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения
фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим
замыслом;
 осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
8



становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и
анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
9

Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
 потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе
текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
10

 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
11







принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
 отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
 читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
 различать художественные произведения и познавательные тексты;
 различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
 понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать
вопросы к учебным и художественным текстам;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

12




















владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики
персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине,
находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с
соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой
ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от
третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики
учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы,
включённые в федеральный перечень.
13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

О Родине и её истории

8

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

3

Творчество И.А.Крылова

6

4

Творчество А.С.Пушкина

12

5

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей ХIХ века

10

6

Творчество Л.Н.Толстого

12

7

Литературная сказка

12

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

14

8

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века

12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

9

Произведения о взаимоотношениях
человека и животных

20

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

10

Произведения о детях

21

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

11

Юмористические произведения

9

12

Зарубежная литература

13

13

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Резервное время

10

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

8

15

0

К программе предусмотрены приложения:
Приложение№1:Календарно-тематическое планирование с листом корректировки

16

Приложение №1
к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение
для учащихся 3-а класа

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение
для учащихся 3-а класса

17

№
п/п

Дата проведения
план

факт

Название раздела, тема урока

Количество
часов

01.09

1
2

04.09
05.09

3
06.09

4
07.09

5
08.09

6
7

11.09

В мире книг. Книга как особый вид искусства

1

Первопечатник И.Федоров

1

Примечание
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fd
a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f51
42

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47f
96

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc480
a4

Художественные особенности волшебной сказки разного вида
(о животных, бытовые)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4aa
16

Былина как народный песенный сказ о героическом событии.

1

Библиотека ЦОК

Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами
Ценность чтения художественной литературы и фольклора,
осознание важности читательской деятельности
Развитие речи: использование образных слов, пословиц и
поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные
В.И. Далем

18

Фольклорные особенности: выразительность, напевность
исполнения
8

12.09

Былина как народный песенный сказ о героическом событии.

13.09

Характеристика главного героя (где жил, чем занимался,
какими качествами обладал). На примере образа Ильи
Муромца

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b1
0a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4af
70

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4af
70

Особенности построения (композиция) волшебной сказки:
составление плана. Произведения по выбору, например,
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4af
70

20.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

21.09

Особенности построения (композиция) волшебной сказки:
составление плана. На примере русской народной сказки
«Иван-царевич и Серый Волк»

14.09

10
15.09

11
18.09

12
19.09

13

15
22.09

16

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b4
20

9

14

https://m.edsoo.ru/8bc4b2
7c

Описание картин природы как способ рассказать в песне о
родной земле. Темы народных песен
Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной
сказке. Произведения по выбору, например, русская народная
сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок.
Произведения по выбору, например, русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки
(картины В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина)

19

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc486
1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae
44

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48a
b8

Представление в сказке народного быта и культуры.
Произведения по выбору, например, русская народная сказка
"Сивка-бурка"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b1
0a

27.09

Характеристика героя, волшебные помощники. На примере
русской народной сказки "Сивка-бурка"

1

28.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Составление плана.

1

25.09

17
26.09

18

19
20

Характеристика героя, волшебные помощники. На примере
русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc483
ec

Устное народное творчество. Характеристика малых жанров
фольклора: потешки, небылицы.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc487
5c
https://m.edsoo.ru/8bc4a6
10

Устное народное творчество. Характеристика малых жанров
фольклора:, скороговорки, считалки…

1

29.09

Пословицы народов России

21
02.10

22

23

03.10

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc488
92
https://m.edsoo.ru/8bc4a4
f8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7
dc

04.10

Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок

24

05.10

25

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Фольклор (устное народное творчество)
20

06.10

26
09.10

27
10.10

28
11.10

29
12.10

30
13.10

31
16.10

32
17.10

33
18.10

34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc489
a0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc49c
c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b5
42

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bd
94

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4dc
98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e0
f8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e2
4c

Олицетворение как одно из средств выразительности
лирического произведения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d8
a6

Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях , А.А.
Фета «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из
окошка…» , И. С. Никитин "Встреча зимы"

1

Работа с детскими книгами. Проект: составляем словарь
устаревших слов
Резервный урок. Работа со словарём: язык былины,
устаревшие слова, их место и представление в современной
лексике. Проект "Словарь устаревших слов"
Резервный урок. Историческая обстановка как фон создания
произведения (на примере былин)
Резервный урок. Сравнение средств создания пейзажа в
тексте-описании, в изобразительном искусстве, в
произведениях музыкального искусства XIX-XX веков
Средства художественной выразительности (эпитет,
сравнение, олицетворение) в лирических произведениях
поэтов XIX-XX веков
Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Листья»
Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.Н.
Майкова «Осень»

21

19.10

35

36

20.10
23.10

37
24.10

38
25.10

39
26.10

40

41

27.10

Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет
природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Детство",
"Зима"

1

Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет
природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Зима"

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d7
84

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d4
3c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d5
54

Использование с учётом учебных задач аппарата издания
(обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации).
Художник-иллюстратор

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f51
42

Проверочная работа по теме Картины природы в
произведениях поэтов и писателей ХIХ века

1

Поэты о красоте родной природы. На примере произведения
Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок)
Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим
произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Не
ветер бушует над бором…» (отрывок)
Наблюдение за словами и выражениями, с помощью которых
создаются картины зимы на примере стихотворения И. А.
Некрасова "Не ветер бушует над бором…"

А.С. Пушкин – великий русский поэт

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1
d6

Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма,
ритм

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c2
e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c5
c8

07.11

42
08.11

43
09.11

44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d6
76

Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»
22

10.11

45
11.11

46
13.11

47
14.11

48
15.11

49
16.11

50
17.11

51

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ca
64

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c6
f4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c8
0c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cc
80

Резервный урок. Средства художественной выразительности в
тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cb
68

Наблюдени за средствами художественной выразительности в
описании природы, на примере стхотворений А.С.Пушкина:
«Уж небо осенью дышало..», «В тот год осенняя погода…»

1

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета
Характеристика положительных и отрицательных героев,
примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка
о царе Салтане…»
Наблюдение за художественными особенностями текста
сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор
сказок А.С. Пушкина

Наблюдени за средствами художественной выразительности в
описании природы, на примере стхотворений А.С.Пушкина:
«Зимнее утро»

1

52

20.11

Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях

1

53

21.11

А.С.Пушкина «Зимний вечер»

1

22.11

54

Составление устного рассказа «Почему я люблю сказки А. С.
Пушкина»

23

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c9
38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c9
38

23.11

55
24.11

56
27.11

57
28.11

58
29.11

59

60

30.11
01.12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d0
72

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d2
98

Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема,
мораль, герои, особенности языка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d1
94

Работа с басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»: тема,
мораль, герои, особенности языка

1

Осознание особенностей басни, как произведения-поучения,
которое помогает увидеть свои и чужие недостатки
Знакомство с произведениями И. А. Крылова. Явная и скрытая
мораль басен

1

04.12

М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт.

1

05.12

Наблюдени за средствами художественной выразительности в
описании природы, на примере стхотворений
А.Ю.Лермонтова

1

Жанровое многообразие произведений Л.H. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль

1

63
06.12

64

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cd
98

И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в
его баснях

Живописные полотна как иллюстрация к лирическому
произведению: пейзаж

61
62

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc
6e

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Творчество А.С. Пушкина»

24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc503
58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e3
5a

65

07.12

Наблюдение за художественными особенностями рассказа на
примере рассказа Л.Н. Толстого «Детство

08.12

Наблюдение за художественными особенностями рассказаописания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н.
Толстого «Лебеди» и др.

66
11.12

67

Различение рассказчика и автора произведения. На примере
рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e6
84

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ea
8a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e5
76
https://m.edsoo.ru/8bc4e9
72

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ee
cc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e9
72

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e4
5e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4eb
98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ed
00

12.12

Разные виды планов на примере произведения Л. Н. Толстого
«Акула»

68

13.12

69
14.12

70
15.12

71
18.12

72
19.12

73

Различение художественного и научно-познавательного
текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого
Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные
герои, отдельные эпизоды, составление плана
Выделение структурных частей композиции (начало действия,
завязка, кульминация, развязка) произведения Л. Н. Толстого
«Прыжок» и других по выбору
Осознание связи содержания произведения с реальным
событием. На примере были «Прыжок» Л.Н. Толстого
Работа с детскими книгами: жанровое многообразие
произведений Л.Н. Толстого
25

20.12

74
21.12

75
22.12

76
25.12

77
26.12

78
27.12

79
28.12

80

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f0
66

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f1
c4

Создание образов героев-животных в литературных сказках.
На примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка
про храброго зайца...»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc514
ba

Последовательность событий сказки . На примере
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго
зайца...»

1

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Творчество Л.Н. Толстого»
Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»:
составление аннотации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f9
58

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ff7
0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc
6e

Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей.
Произведения по выбору

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc528
06
https://m.edsoo.ru/8bc52b
d0

Сравнение главных героев в сказке.На примере сказки
В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

1

Особенности литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»: анализ сюжета, композиции
Осознание главной мысли (идеи) сказки В.М. Гаршина
«Лягушка-путешественница»
Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница», Д. Н.. Мамин-Сибиряк "Сказка про
храброго зайца…"

09.01

81

82

10.01

26

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fe
30

Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима
Горького «Случай с Евсейкой»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f5
48

13.01

Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима
Горького «Случай с Евсейкой»

1

15.01

Особенности рассказов К.Паустовского: раскрытие главной
мысли, композиция, герои. На примере рассказа
«Растрепанный воробей»

1

16.01

Составление плана произведения . На примере рассказа
«Растрепанный воробей»

1

17.01

Средства художественной выразительности (эпитет,
сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере
произведения Саши Чёрного «Воробей»

11.01

Составление устного рассказа «Моя любимая книга»

83
12.01

84

85

86

87

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc507
2c

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим
произведением. На примере произведений Саши Чёрного «Что
ты тискаешь утёнка...» и «Слон»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc508
76

19.01

Осознание главной мысли (идеи) рассказа А.Куприна «Слон»

1

22.01

Чтение рассказа по ролям.На примере произведения
А.Куприна «Слон»

1

23.01

Создание картин происходящего с помощью слов в
произведениях А.А.Блока «Сны» , «Ворона»

1

88
18.01

89
90
91
92

24.01

93

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c9
38

Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя
Родина»: роль и особенности заголовка
27

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478
de

Осознание нравственных ценностей в произведениях о
Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и
величие своей Отчизны. Любить Родину — значит знать её
историю

1

Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На пример
произведения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп,
ритм, логические ударения

1

29.01

Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о
Родине

1

30.01.

Создание образа Родины в произведениях писателей.
Произведения по выбору, например, И. С. Никитин «Встреча
зимы»

25.01

94

26.01

95

96

97
31.01

98
01.02

99
02.02

100
05.02

101
06.02

102

Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского «Наше
отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему своей страны
Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л.
Пантелеева «На ялике»
Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля
«Алексей Андреевич»
Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа
Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич»
Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина
"Берёза", "Черёмуха" и др.

28

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47a
6e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c
76

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d
84

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47b
72

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52e
be

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc532
42

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc533
64

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc534
7c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc501
f0

Поучительный смысл сказок о животных. На примере
произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc510
96

13.02

Резервный урок. Работа с детской книгой и справочной
литературой

1

14.02

Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о
животных) в рассказах писателей

1

15.02

Осознание понятий верность и преданность животных

1

16.02

Взаимоотношения человека и животных – тема произведения
Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш»

1

07.02

103
08.02

104
09.02

105
12.02

106

107
108
109
110

17.02

111

112

19.02
20.02

113

Работа со стихотворением С.А. Есенина «Берёза»: средства
выразительности в произведении
Работа с детскими книгами о братьях наших меньших:
написание отзыва
Животные в литературных сказках. На примере произведения
И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. МаминСибиряка «Приёмыш»

1

Взаимоотношения человека и животных – тема произведения
В.Белова «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

1

Взаимоотношения человека и животных – тема произведения
В.Белова «Еще про Мальку»
29

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc524
d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc525
e0

21.02

114

115

22.02

Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На
примере произведения К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»

26.02

Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах
писателей. На примере рассказа К. Г. Паустовского «Котворюга»

116
27.02

117
28.02

118
29.02

119
01.03

120
02.03

121
04.03

122

123

Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на
примере рассказа В.Ю. Драгунского "Он живой и светится"

05.03

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc523
ba

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc516
9a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc513
ac

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51b
04

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51e
24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51f
46

Резервный урок. Рассказы писателей-натуралистов о
заботливом и бережном отношении человека к животным к
1природе родного края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc521
8a

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Взаимоотношения человека и животных»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc522

Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»: анализ
композиции, составление плана
Произведения К.Г. Паустовского о природе и животных.
Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос»
Работа c произведением К. Г. Паустовского "Барсучий нос":
особенности композиции, составление плана рассказа
Особенности композиции в рассказах о животных. На примере
рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну»
Создание характеров героев-животных в рассказах писателей.
На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну»

30

a2
06.03

124
07.03

125

126

11.03
12.03

127
13.03

128
14.03

129
15.03

130
25.03

131
26.03

132

Резервный урок. Составление устного рассказа «Любовь и
забота о братьях наших меньших» по изученным
произведениям

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc518
de

Звукопись, её выразительное значение в лирических
произведениях. Чувства, вызываемые лирическими
произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", "Голос в лесу"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc519
f6

Создание картин природы в произведениях поэтов. На
примере стихотворения И.А.Бунина «Первый снег»

1

Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере
стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день»
Работа детскими книгами. Проект "Составление сборника
стихов"
Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ –
ХХ века»
Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в
изобразительном искусстве, в произведениях музыкального
искусства XX века
Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях.На
примере произведения А.Л.Барто «Разлука»
Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях.На
примере произведения А.Л.Барто «В театре»

31

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51c
12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50b
be

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc504
ac

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50e
34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc512
94

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50a
a6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc509
84

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях.На
примере произведения Е.А.Благининой «Кукушка»,
«Котенок»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc529
28

29.03

Работа с детскими книгами: авторы юмористических
рассказов

1

01.04

Размышление над смыслом произведения, сопоставление его с
пословицей. Б.Шерегин «Собирай по ягодке- наберешь
кузовок»

1

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.
На примере произведения М.М. Зощенко "Золотые слова"

1

27.03

133
28.03

134

135

136

137

02.04
03.04

138
04.04

139
05.04

140
08.04

141
09.04

142

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях.На
примере произведения С.В.Михалкова «Если»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3ca
2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3a5
e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3b
80

Основные события сюжета произведения А.П.Гайдара «Тимур
и его команда» (отрывки)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc537
10

Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев
произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc543
4a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc538
50

Особенности юмористических произведений (ирония) М. М.
Зощенко и других авторов на выбор
Особенности юмористических произведений (ирония) М. М.
Зощенко «Великие путешественники»

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев
произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)
32

143

10.04

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев
произведения В.П.Катаевуа «Цветик-семицветик»

11.04

Отражение в произведении важных человеческих качеств:
честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа
А. П. Платонов «Цветок на земле»

144
12.04

145
15.04

146
16.04

147
17.04

148
18.04

149
19.04

150

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53a
12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53b
ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc541
a6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3d
b0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3ed
2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc544
a8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f36
30

Составление юмористического рассказа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f39
28

Составление устного рассказа «Мой любимый детский
писатель» на примере изученных произведений

1

Деление текста на части, составление плана, выявление
главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов
«Цветок на земле»
Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. А. П.
Платонов «Цветок на земле»
Особенности юмористических произведений Н.Н.Носова
«Телефон»
Комичность как основа сюжета рассказа Н.Н.Носова «Федина
задача»
Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю.
Драгунского
Средства выразительности текста юмористического
содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю.
Драгунского

22.04

151

152

23.04

33

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52a
40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52d
a6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52d
6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f43
0a

Волшебные предметы и помощники в литературных сказках
Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f44
22

Волшебные предметы и помощники в литературных сказках
Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

24.04

Работа с книгами о детях: написание отзыва

153
25.04

154

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Произведения о детях»

26.04

Работа с книгами о детях: составление аннотации

155
02.05

156
03.05

157

158

06.05
07.05

Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет,
язык, герои) на примере сказки "Гадкий утёнок"

1

08.05

Волшебные сказки Б.Гримм «Бременские музыканты»

1

13.05

Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли,
композиция, герои. На примере сказки Х.-К. Андерсена
"Гадкий утёнок"

1

Взаимоотношения человека и животных в рассказах
зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона
«Бурый волк»

1

159
160
161
14.05

162

Расширение знаний о писателях, как переводчиках
зарубежной литературы. На примере переводов С. Я.
Маршака, К. И. Чуковского и др.

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f41
de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4d
8c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f48
8c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f45
44

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f46
66

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Зарубежная литература»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f47
74

21.05

Составление устного рассказа «Мой любимый детский
писатель» на примере изученных произведений

1

22.05

Резервный урок.Осознание важности читательской
деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что
такое стихи»

1

23.05

Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 3
классе

1

24.05

Резервный урок. Летнее чтение. Выбор книг на основе
рекомендательного списка и тематического каталога

1

15.05

163
16.05

164
17.05

165
20.05

166

167

168

169
170

Деление текста на части, составление плана, выявление
главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк»
Средства создания образов героев-животных в рассказах
зарубежных писателей. На примере рассказа Э.СетонТомпсона «Чинк»
Осознание нравственно-этических понятий: верность и
преданность животных. На примере рассказа Э.СетонТомпсона «Чинк»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

35

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение»
- Методическое письмо об использовании в образовательном процессе учебников УМК Литературное чтение, авт. Климанова Л. Ф.,
Горецкий В. Г., Голованова М. В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
36

5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ruоборудования и электронных образовательных ресурсов для общего
образования 1-4 класс
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно- http://www.ict.edu.ru коммуникационные технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл.
10. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс
11 . Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
12. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ruобщеобразовательного портала
13.Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com детей и родителей (1-4 класс)

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».