10-05 Приложение №1 к АОП для учащегося 2-б класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения приказ № 287 от 07.09.2023 г МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО_______(Л.А.Бекирова) Протокол № ___ от ___ ___2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____(О.Н.Макарчук) «_____»________________2023г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык (русский)» для учащегося 2-б класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения уровень изучения : базовый Составлена Бекировой Л.А., учителем начальных классов Срок реализации программы: 1год 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 4. Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым. 5. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Целями изучения родного (русского) языка являются: осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации , о месте русского языка среди других языков народов России, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения; овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете, овладение выразительными средствами русского языка; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; 2 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знан ий. Задачами изучения родного (русского) языка являются: совершенствование у обучающихся как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции, изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и другие), включение обучающихся в практическую речевую деятельность. Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представл ений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русског о литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного), развитие ответственного и о сознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в речевом общении), расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально -смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания. Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению. Общее число часов, отведённых на изучение курса «Родной язык (русский)» –во 2 классе 34 часа. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русский язык: прошлое и настоящее. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, се рп, коса, плуг), 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени, 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры , утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (нап ример, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?». Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со слова рем ударений. Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Секреты речи и текста. Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и другие, сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и другие (например, как правильно выразить несогласие, как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения, различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации, использование обращений ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев, об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: различение главных фактов и второстепенных, выделение наиболее существенных фактов, установление логической связи между фактами. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы след ующие личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях. Духовно-нравственное воспитание: признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального в реда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационн ой) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных п роизведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, и нтерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое воспитание: 5 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира), познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев), проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования), формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; 6 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождени и слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде, проявлят ь уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненног о мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, дог овариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; 7 ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка, приобщение к литературному наследию русского народа, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета, расширение знаний о родном языке как системе и к ак развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа; - осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа; - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значения устаревших слов по указанной тематике; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; - понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; - понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем), осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; - соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слов о, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке в соответствии с ситуацией общения; 8 - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; - анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; - строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника; - создавать тексты-инструкции с использованием предложенного текста; - создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. Обучающийся с ОВЗ (вариант программы 7.2.) достигает вышеуказанных планируемых результатов за счёт: - организующей помощи учителя; - сокращения объёма материала (с сохранением уровня сложности); - пошаговости и алгоритмизации учебного процесса; - визуализации заданий с использованием наглядных опор и схем; - поэтапности подачи материала; - при необходимости, дробление инструкций; - систематического повторения изученного (закрепления навык);- опоры на жизненный опыт ребёнка и т.д.) 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 12 https://infourok.ru/pourochnoeplanirovanie-po-rodnomu-russkomuyazyku-2-klass-aleksandrova-5637425.html 8 https://infourok.ru/pourochnoeplanirovanie-po-rodnomu-russkomuyazyku-2-klass-aleksandrova-5637425.html Секреты речи и текста 14 https://infourok.ru/pourochnoeplanirovanie-po-rodnomu-russkomuyazyku-2-klass-aleksandrova-5637425.html Всего 34 Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии К программе предусмотрены приложения: Приложение №1 Календарно-тематическое планирование с листом корректировки 10 Приложение №2 Фонд оценочных материалов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Родной язык : 2-й класс: учебник / О.М. Александрова , Л.А. Вербицккая «Издательство «Просвещение»; 2020г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/2/ 2. ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/ 3. ИНТЕРНЕТУРОК https://interneturok.ru/ 4. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/ 5. ИНФОУРОК 6. МУЛЬТИУРОК 11