10-05 Приложение № 7 к АОП для учащегося 2-б класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения приказ № 287 от 07.09.2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО_______(Л.А.Бекирова) Протокол № ___ от ___ ____ 2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____(О.Н.Макарчук) «_____»________________2023г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащегося 2-б класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения уровень изучения : базовый Составлена Бекировой Л.А., учителем начальных классов Срок реализации программы: 1год 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) , а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3. Адаптированняя основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 4. Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым. 5. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. 2 Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства, составляет во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «Графика» Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка. Пастель и мелки – особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы. Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение. Пропорции – соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц). Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета. Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Рассматривание графических произведений анималистического жанра. Модуль «Живопись» Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски. Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. Цвет тёплый и холодный – цветовой контраст. Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений. Цвет открытый – звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета. Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер – по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского. Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский). Модуль «Скульптура» Лепка из пластилина или глины игрушки – сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла. 4 Лепка животных (например, кошки, собаки, медвежонка) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей. Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока), например, снежинки, паутинки, росы на листьях. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (например, кружево, вышивка, ювелирные изделия). Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов). Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей. Модуль «Архитектура» Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел – параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания. Памятники отечественной архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя). Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями. Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (например, кружево, шитьё, резьба и роспись). Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, Н. П. Крымова. Восприятие произведений анималистического жанра в графике (например, произведений В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики. Модуль «Азбука цифровой графики». Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе). 5 Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева). Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы»). Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе направлено на получение следующих личностных результатов: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности; - знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами освоения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться), с учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; 7 - формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - узнавать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В.М.Васнецов, И.И. Левитан); - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); - использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;составлять композиции с учётом замысла; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться приёмами лепки. Обучающийся с ОВЗ (вариант программы 7.2.) достигает вышеуказанных планируемых результатов за счёт: - организующей помощи учителя; - сокращения объёма материала (с сохранением уровня сложности); - пошаговости и алгоритмизации учебного процесса; - визуализации заданий с использованием наглядных опор и схем; - поэтапности подачи материала; - при необходимости, дробление инструкций; - систематического повторения изученного (закрепления навык);- опоры на жизненный опыт ребёнка и т.д 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Введение 2 2 Как и чем работает художник 14 3 Реальность и фантазия 5 4 О чем говорит искусство? 7 5 Как говорит искусство? 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Коротеева Е. И.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : https://prosv.ru/_data/assistance/25/0efe3a7b-51c1-11df-b021-0019b9f502d2_1.pdf?ysclid=lkeggyo1v4944182029 пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2023 2. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. https://catalog.prosv.ru/attachment/1af29532-4d54-11db-9da7-00304874af64.pdf 3. Рабочая программа начального общего образования предмета "Изобразительное искусство" https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm 4. Методическое пособие к примерной рабочей программе основного общего образования «Изобразительное искусство» https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm 4.Словарь искусствоведческих терминов. https://monographies.ru/ru/book/section?id=6712&ysclid=lkegm9lsgz747965521 5.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 6.Учебник по изобразительному искусству Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1-4 класс Печатные пособия 1.Портреты русских и зарубежных художников 2.Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека 3.Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента 4.Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ Открытый урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Открытая сеть работников образования https://nsportal. К программе предусмотрены приложения: Приложение№1 Календарно-тематическое планирование с листом корректировки 10