10-05 Приложение № 9 к АОП для учащегося 2-б класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения приказ № 287 от 07.09.2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО_______(Л.А.Бекирова) Протокол № ___ от ___ ___2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ (О.Н.Макарчук) «_____»________________2023г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для учащегося 2-б класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения уровень изучения : базовый Составлена Бекировой Л.А., учителем начальных классов Срок реализации программы: 1год 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) , а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3. Адаптированняя основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 4. Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым. 5. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Основной целью программы по технологии является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений. Программа по технологии направлена на решение системы задач: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности; 2 воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения: 1. Технологии, профессии и производства. 2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома). 3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации). 4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации). В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии, во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Технологии, профессии и производства Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Технологии ручной обработки материалов Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами. Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). 4 Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие). Конструирование и моделирование Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие. Информационно-коммуникативные технологии Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение технологии во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев; строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи; осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме. Работа с информацией: получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе; понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные универсальные учебные действия выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии. 5 Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль: понимать и принимать учебную задачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; выполнять действия контроля и оценки; воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе. Совместная деятельность: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: 1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; 2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.) 3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные Обучающийся научится с помощью учителя: объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций; уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий. Метапредметные Регулятивные УУД Обучающийся научится с помощью учителя: формулировать цель деятельности на уроке; выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); планировать практическую деятельность на уроке; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем). Познавательные УУД Обучающийся научится с помощью учителя: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; 7 сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал); самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится с помощью учителя: вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек. Предметные 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Обучающийся будет знать о (на уровне представлений): элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия); гармонии предметов и окружающей среды; профессиях мастеров родного края; характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. Предметными результатами является формирование следующих умений: самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. 2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности. Обучающийся будет знать: обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; происхождение натуральных тканей и их виды; 8 способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы; основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза; линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов; названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Предметными результатами является формирование следующих умений: читать простейшие чертежи (эскизы); выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами; решать несложные конструкторско-технологические задачи; справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. 3. Конструирование и моделирование. Обучающийся будет знать: неподвижный и подвижный способы соединения деталей; отличия макета от модели. Предметными результатами является формирование следующих умений: конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами. 4. Использование информационных технологий. Обучающийся будет знать о: назначении персонального компьютера. Обучающийся с ОВЗ (вариант программы 7.2.) достигает вышеуказанных планируемых результатов за счёт: - организующей помощи учителя; - сокращения объёма материала (с сохранением уровня сложности); - пошаговости и алгоритмизации учебного процесса; - визуализации заданий с использованием наглядных опор и схем; - поэтапности подачи материала; - при необходимости, дробление инструкций; - систематического повторения изученного (закрепления навык);- опоры на жизненный опыт ребёнка и т.д.) 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы 1 Повторение и обобщение пройденного в первом классе 1 2 Средства художественной выразительности (композиция, цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия) в работах мастеров 4 1 3 Биговка. Сгибание тонкого картона и плотных видов бумаги 4 4 4 Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) 1 1 5 Элементы графической грамоты 2 1 6 Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке 3 3 7 Угольник – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику 1 1 10 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 8 Циркуль – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка круглых деталей циркулем 2 1 9 Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соединение деталей изделия «щелевым замком» 5 5 10 Машины на службе у человека 2 1 11 Натуральные ткани. Основные свойства натуральных тканей 1 12 Виды ниток. Их назначение, использование 1 13 Технология изготовления швейных изделий. Лекало. Строчка косого стежка и её варианты 6 6 14 Резервное время 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 К программе предусмотрены приложения: Приложение №1 Календарно-тематическое планирование с листом корректировки 11 25 РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ РЭШ Технология - 2 класс Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://resh.edu.ru/subject/8/2/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Технология, 2 класс/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - М.: «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru 2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru 4. Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых. - http://stranamasterov.ru/ 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/ 6. Презентации по ИЗО и технологии - http://shkola-abv.ru/katalog_prezentaziy5.html 7. Презентации к урокам (лепка) - http://pedsovet.su/load/242-1-0-6836 8. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 8. Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/main 9. https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8478268?menuReferrer=catalogue 12