АРП родн.литер. 8-в кл. Меренкова Е.Е.

10-05
Приложение №
к адаптированной образовательной программе
приказ №____ от_____

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей филологического цикла
Руководитель ШМО_______(Сорокина Ю.А.)
Протокол № ___ от ___ ___2023 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____(Макарчук О.Н.)
«_____»________________2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для 8-в класса
уровень изучения: базовый
Составлена Меренковой Е.Е.,
учителем русского языка и литературы
Срок реализации программы: 1 год

2023 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» составлена для обучающихся 8-в класса Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Восходненская школа имени В.И.Криворотова» на основе Федерального государственного
общеобразовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) (утвержден приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010, № 1897) и Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-9 классов (авт.
Беляева Н.В., Аристова М.А. Критарова Ж.Н.)
Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам, требования к планируемым результатам соответствуют
требованиям ОП, коррекция осуществляется в получении объема знаний, а не в сокращении тем.
Для классов с углубленным изучением предметов увеличивается объем знаний за счет углубления отдельных тем для более широкого
использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, практических работ, семинаров) и
внедрения современных педагогических технологий.
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы (далее – программа) по учебному предмету «Родная литература
(русская)» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012
г. № 1666»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
6. «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством
Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
7. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 02.07.2019 г. № 01-14/1817 «Об учебных планах в
Республике Крым»
8. Основная образовательная программа ООО МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова»»
9. Положение «О рабочей программе по предмету» МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова»

2

10. Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-9 классов. / авт. Беляева Н.В., Аристова М.А.
Критарова Ж.Н. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября
2020 г. № 3/20))
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности
эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература»
должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
3

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
 навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД :
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» должны
отражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной
русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности
за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских
писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном
пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
4

 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и
создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и
обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» по годам
обучения:
8 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли
русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе
национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
3. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
8 КЛАСС (34 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
5

Города земли русской (2 ч)
По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка
в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (4 ч)
Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…»
(из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)
Праздники русского мира (3 ч)
Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И.
А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (3 ч)
Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (15 ч)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч)
Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (4 ч)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
Н.С.Лесков «Христос в гостях у мужика»
О ваших ровесниках (5 ч)
Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (3 ч)
Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет». Д.С.Лихачев «Письма о добром и
прекрасном»

6

4. Тематическое планирование
№

Разделы, темы
Ⅰ. Раздел 1. Россия – Родина моя
1. Преданья старины глубокой
2. Города земли русской
3. Родные просторы
ⅠⅠ. Раздел 2. Русские традиции

8 класс
9

1. Праздники русского мира
2. Тепло родного дома
ⅠⅠ Раздел 3. Русский характер – русская душа

3
3
15

Ⅰ.
1.
2.
3.
4.

3
2
4
6

Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Итоговый урок
Проверочная работа
ИТОГО:

3
4
3
1
1
3
34

К программе предусмотрены приложения:
Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листами корректировки
Приложение №2: Фонд оценочных материалов

7

ЭОР

Учи.ру
РЭШ
Учи.ру
РЭШ rustxt.ru/dict = Толковый
словарь онлайн

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».