10-05 Приложение № к АОП для учащегося 1-в класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения приказ №____ от_____ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей начальних классов Руководитель ШМО_______(Л.А.Бекирова) Протокол № ___ от ___ ___2023 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____(О.Н.Макарчук) «_____»________________2023г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для учащегося 1-в класса, обучающегося в условиях инклюзивного обучения уровень изучения : базовый Составлена Ташлыковой Е.С., учителем начальных классов Срок реализации программы: 1год 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) , а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Нормативно-правовое обеспечение программы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3Адаптированняя основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым; 4.Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» Красногвардейского района Республики Крым. 5.Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР. Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Общее число часов: 1 класс – 66 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения в 1 классе Человек и общество Школа. Школьные праздники. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи1. Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Первоначальные сведения о родном крае. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха по термометру. Сезонные изменения в природе. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить название страны, её столицы; описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня; нарушения правил дорожного движения. Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; 2) духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; 3) эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; 5) трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; 7) ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; участие в социально значимой деятельности; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий. В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 класс К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: называть себя по фамилии, имени, отчеству, домашний адрес; проявлять уважение (на доступном уровне) к семейным ценностям и традициям, соблюдать при напоминании взрослого правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, страны; приводить примеры школьных праздников, традиций своей семьи; иметь представление об объектах живой и неживой природы; знать и показывать части растений (корень, стебель, лист, цветок); иметь представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных схем наиболее распространённые в родном крае растения, животных, сезонные явления в разные времена года; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными используя памятку с алгоритмом последовательности действий; проводить под руководством взрослого, соблюдая правила безопасного труда, несложные индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения температуры воздуха и опыты под руководством учителя; знать правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать под руководством взрослого правила безопасности на учебном месте школьника во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами (при обязательном присутствии взрослого); иметь представление о правилах личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе. Обучающийся с ОВЗ достигает вышеуказанных планируемых результатов за счет: -выполнения рекомендаций ТПМПК; -организующей помощи учителя; -располагая детей в классе, необходимо посадить леворукого ребенка, чтобы доска находилась от него справа. При письме тетрадь расположить левым углом выше; -сокращения объема материала (с сохранением уровня сложности); -пошаговости и алгоритмизации; -поэтапности подачи материала; -при необходимости, дробление инструкций; -систематического повторения изученного; -опоры на жизненный опыт ребенка и т.д. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Школа. Школьная жизнь. 3 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/12/ 1.2 Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. 2 http://www.openclass.ru Открытый класс. 1.3 Россия - наша Родина. 11 https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Природа - среда обитания человека. 2.1 Взаимосвязи между человеком и природой. 16 13 https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» 2.2 Растительный мир. Растения ближайшего окружения. 9 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/12/ 2.3 Мир животных. Разные группы животных. 15 http://www.openclass.ru Открытый класс. Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Режим дня школьника. Безопасность в быту, безопасность 3.2 пешехода, безопасность в сети 37 3 http://pedsovet.su https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа. 4 14 Интернет Итого по разделу 7 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 66 0 15 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир: 1-й класс в 2 частях: Автор: А.А.Плешаков Издательство: Просвещение. Год публикации: 2023 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие// А.А.Плешаков. Акционерное общество издательство "Просвещение" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. РЭШ https://resh.edu.ru/subject/12/ 2. Учи.ру https://uchi.ru/teachers/groups/16233109/subjects/1/course_programs/2 3. ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/matematika http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы. http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям. http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. 16 К программе предусмотрены приложения: Приложение№1: Календарно-тематическое планирование с листом корректировки Приложение № 2: Фонд оценочных материалов 17