РП по физике 11 класс

10-05
Приложение № 10 к ООП ООО
приказ № 270 от 30.08.2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
Руководитель ШМО_________(Л.Н. Чижикова)
«30» августа 2023г
Протокол № 1 от 30.08.2023 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР__________ С.В. Ткач

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физика»
для 11 класса
уровень изучения : базовый.
(соответствует федеральной рабочей программе по ученому предмету «Физика»)
Составлена( Составитель)
Учитель Батовский А.В.
ФИО, должность

Срок реализации
программы: 1 год
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования, на основе авторской программы среднего
общего образования по физике в 11 классе (авторы: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 4 часа в
неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего общего образования. В том числе в 1011 классах по 2 учебных часа в неделю. В данной рабочей программе на изучение физики в 11 классе отводится 2 часа в
неделю, из расчёта 34 учебные недели – 68 часов в год
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
2

• неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
• интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений
в группе или социальной организации;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том
числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
3

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения
в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной
культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной
жизни:
4

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных
ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать
5

собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать
свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов,
раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение
полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических
устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного
знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и
следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Электродинамика
Выпускник на базовом уровне научится:
- давать определения понятий: магнитное поле, индукция магнитного поля, вихревое поле, Сила Ампера, сила Лоренца,
ферромагнетик, домен, температура Кюри;
- давать определение единица индукции магнитного поля;
6

- перечислять основные свойства магнитного поля;
- изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого проводника с током, катушки с током;
- наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной стрелки и проводника с током, действия магнитного
поля на движущуюся заряженную частицу;
- формулировать закон Ампера, границы его применимости;
- определять направление линий магнитной индукции магнитного поля с помощью правила буравчика, направление
векторов силы Ампера и силы Лоренца с помощью правила левой руки;
- применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при решении задач;
- перечислять типы веществ по магнитным свойствам, называть свойства диа-, пара- и ферромагнетиков;
- измерять силу взаимодействия катушки с током и магнита;
- давать определения понятий: явление электромагнитной индукции, магнитный поток, ЭДС индукции , индуктивность,
самоиндукция, ЭДС самоиндукции;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать явление электромагнитной индукции, показывать причинно-следственные
связи при наблюдении явления; наблюдать и анализировать эксперименты, демонстрирующие правило Ленца;
- формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции, границы его применимости;
- исследовать явление электромагнитной индукции;
- перечислять условия, при которых возникает индукционный ток в замкнутом контуре, катушке; определять роль
железного сердечника в катушке; изображать графически внешнее и индукционное магнитные поля; определять
направление индукционного тока конкретной ситуации;
- объяснять возникновение вихревого электрического поля и электромагнитного поля;
- описывать возникновение ЭДС индукции в движущихся проводниках;
- работать в паре и группе при выполнении практических заданий, планировать эксперимент;
- перечислять примеры использования явления электромагнитной индукции;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать явление самоиндукции, показывать причинно-следственные связи при
наблюдении явления;
- формулировать закон самоиндукции, границы его применимости;
- проводить аналогию между самоиндукцией и инертностью;
- определять зависимость индуктивности катушки от ее длины и площади витков;
7

- находить в конкретной ситуации значения: магнитного потока, ЭДС индукции, ЭДС индукции в движущихся
проводниках, ЭДС самоиндукции, индуктивность, энергию магнитного поля.
Выпускник получит возможность научиться
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания
физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя
(вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели,
используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
Оптика. Элементы специальной теории относительности.
Выпускник на базовом уровне научится:
- давать определения понятий: свет, корпускулярно-волновой дуализм света, геометрическая оптика, световой луч,
скорость света, отражение света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол
преломления, относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления, линза, фокусное
расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция света, дифрак-ционная решетка,
поляризация света, естественный свет, плоскополяризованный свет;
8

- описывать методы измерения скорости света;
- перечислять свойства световых волн;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение световых волн, отражение, преломление, поглощение,
дисперсию, интерференцию световых волн;
- формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, границы их применимости;
- строить ход лучей в плоскопараллельной пластине, треугольной призме, тонкой линзе;
- строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе;
- перечислять виды линз, их основные характеристик – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая
сила;
- находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла отражения, угла преломления, относительного показателя
преломления, абсолютного показателя преломления, скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической силы
линзы, увеличения линзы, периода дифракционной решетки, положения интерференционных и дифракционных
максимумов и минимумов;
- записывать формулу тонкой линзы, находить в конкретных ситуациях с ее помощью неизвестные величины;
- объяснять принцип коррекции зрения с помощью очков;
- экспериментально определять показатель преломления среды, фокусное расстояние собирающей линзы, длину
световой волны с помощью дифракционной решетки;
- выделять основные положения корпускулярной и волновой теорий света;
- перечислять виды спектров;
- распознавать, наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр излучения и спектр
поглощения;
- перечислять виды электромагнитных излучений, их источники, свойства, применение;
- сравнивать свойства электромагнитных волн разной частоты.
- давать определения понятий: событие, постулат, инерциальная система отчета, время, длина тела, масса покоя,
инвариант, энергия покоя;
- объяснять противоречия между классической механикой и электродинамикой Максвелла и причины появления СТО;
- формулировать постулаты СТО;
- формулировать выводы из постулатов СТО

9

Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания
физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя
(вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели,
используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
Квантовая физика
Выпускник на базовом уровне научится:
- давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения, задерживающее напряжение, работа выхода, красная
граница фотоэффекта;
- распознавать, наблюдать явление фотоэффекта;
- описывать опыты Столетова;
- формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта;
- анализировать законы фотоэффекта;
- записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью
неизвестные величины;
10

- приводить примеры использования фотоэффекта;
- объяснять суть корпускулярно волнового дуализма;
- описывать опыты Лебедева по измерению давления света и подтверждающих сложное строение атома;
- анализировать работу ученных по созданию модели строения атома, получению вынужденного излучения, применении
лазеров в науке, медицине, промышленности, быту.
- давать определения понятий: атомное ядро, энергетический уровень, энергия ионизации, спонтанное и вынужденное
излучение света;
- описывать опыты Резерфорда;
- описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда;
- рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры;
- формулировать квантовые постулаты Бора; объяснять линейчаты спектры атома водорода на основе квантовых
постулатов Бора;
- рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны испускаемого фотона при переходе атома из одного
стационарного состояния в другое;
- давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные силы, дефект масс, энергия связи, удельная энергия
связи атомных ядер, радиоактивность, период полураспада, искусственная радиоактивность, ядерные реакции,
энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, реакторыразмножители, термоядерная реакция:
- сравнивать свойства протона и нейтрона;
- описывать протонно-нейтронную модель ядра;
- определять состав ядер различных элементов с помощью таблицы Менделеева; изображать и читать схемы атомов;
- вычислять дефект масс, энергию связи и удельную энергию связи конкретных атомных ядер; анализировать связь
удельной энергии связи с устойчивостью ядер;
- перечислять виды радиоактивного распада атомных ядер;
- сравнивать свойства альфа-, бета- и гамма-излучений; записывать правила смещения при радиоактивных распадах;
определять элементы, образующиеся в результате радиоактивных распадов;
- записывать, объяснять закон радиоактивного распада, указывать границы его применимости; определять в конкретных
ситуациях число нераспавшихся ядер, число распавшихся ядер, период полураспада;
- перечислять и описывать методы наблюдения и регистрации элементарных частиц;
11

- записывать ядерные реакции, определять продукты ядерных реакций, рассчитывать энергический выход ядерных
реакций;
- объяснять принципы устройства и работы ядерных реакторов;
- участвовать в обсуждении;
- давать определения понятий: аннигиляция, лептоны, адроны, кварк;
- перечислять основные свойства элементарных частиц;
- выделять группы элементарных частиц;
- перечислять законы сохранения, которые выполняются при превращениях частиц;
- описывать процессы аннигиляции частиц и античастиц и рождения электрон-позитронных пар;
- называть и сравнивать виды фундаментальных взаимодействий;
- описывать роль ускорителей элементарных частиц;
- называть основные виды ускорителей элементарных частиц
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания
физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя
(вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и
роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели,
используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
12

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Раздел 4. Электродинамика
Тема 3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.
Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции. Картина линий магнитной индукции поля
постоянных магнитов.
Магнитное поле проводника с током. Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и
замкнутого кольцевого проводника, катушки с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с током.
Сила Ампера, её модуль и направление.
Сила Лоренца, её модуль и направление. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Работа силы
Лоренца.
Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции. Электродвижущая сила индукции. Закон
электромагнитной индукции Фарадея.
Вихревое электрическое поле. Электродвижущая сила индукции в проводнике, движущемся поступательно в
однородном магнитном поле.
Правило Ленца.
Индуктивность. Явление самоиндукции. Электродвижущая сила самоиндукции.
Энергия магнитного поля катушки с током.
Электромагнитное поле.
Технические устройства и практическое применение: постоянные магниты, электромагниты, электродвигатель,
ускорители элементарных частиц, индукционная печь.
13

Демонстрации
Опыт Эрстеда.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Линии индукции магнитного поля.
Взаимодействие двух проводников с током.
Сила Ампера.
Действие силы Лоренца на ионы электролита.
Явление электромагнитной индукции.
Правило Ленца.
Зависимость электродвижущей силы индукции от скорости изменения магнитного потока.
Явление самоиндукции.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Изучение магнитного поля катушки с током.
Исследование действия постоянного магнита на рамку с током.
Исследование явления электромагнитной индукции.
Раздел 5. Колебания и волны
Тема 1. Механические и электромагнитные колебания
Колебательная система. Свободные механические колебания. Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда
и фаза колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник. Уравнение гармонических колебаний. Превращение
энергии при гармонических колебаниях.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре. Аналогия
между механическими и электромагнитными колебаниями. Формула Томсона. Закон сохранения энергии в идеальном
колебательном контуре.
Представление о затухающих колебаниях. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Вынужденные
электромагнитные колебания.

14

Переменный ток. Синусоидальный переменный ток. Мощность переменного тока. Амплитудное и действующее
значение силы тока и напряжения.
Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. Экологические риски при
производстве электроэнергии. Культура использования электроэнергии в повседневной жизни.
Технические устройства и практическое применение: электрический звонок, генератор переменного тока, линии
электропередач.
Демонстрации
Исследование параметров колебательной системы (пружинный или математический маятник).
Наблюдение затухающих колебаний.
Исследование свойств вынужденных колебаний.
Наблюдение резонанса.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограммы (зависимости силы тока и напряжения от времени) для электромагнитных колебаний.
Резонанс при последовательном соединении резистора, катушки индуктивности и конденсатора.
Модель линии электропередачи.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза.
Исследование переменного тока в цепи из последовательно соединённых конденсатора, катушки и резистора.
Тема 2. Механические и электромагнитные волны
Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения и длина волны. Поперечные и
продольные волны. Интерференция и дифракция механических волн.
Звук. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука.
Электромагнитные волны. Условия излучения электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов E, B, V в
электромагнитной волне. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция,
интерференция. Скорость электромагнитных волн.
Шкала электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту.
15

Принципы радиосвязи и телевидения. Радиолокация.
Электромагнитное загрязнение окружающей среды.
Технические устройства и практическое применение: музыкальные инструменты, ультразвуковая диагностика в
технике и медицине, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь.
Демонстрации
Образование и распространение поперечных и продольных волн.
Колеблющееся тело как источник звука.
Наблюдение отражения и преломления механических волн.
Наблюдение интерференции и дифракции механических волн.
Звуковой резонанс.
Наблюдение связи громкости звука и высоты тона с амплитудой и частотой колебаний.
Исследование свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция, интерференция.
Тема 3. Оптика
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света. Точечный источник
света.
Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.
Преломление света. Законы преломления света. Абсолютный показатель преломления. Полное внутреннее
отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения.
Дисперсия света. Сложный состав белого света. Цвет.
Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы.
Построение изображений в собирающих и рассеивающих линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой.
Пределы применимости геометрической оптики.
Волновая оптика. Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в
интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников.
Дифракция света. Дифракционная решётка. Условие наблюдения главных максимумов при падении
монохроматического света на дифракционную решётку.
16

Поляризация света.
Технические устройства и практическое применение: очки, лупа, фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп,
телескоп, волоконная оптика, дифракционная решётка, поляроид.
Демонстрации
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.
Полное внутреннее отражение. Модель световода.
Исследование свойств изображений в линзах.
Модели микроскопа, телескопа.
Наблюдение интерференции света.
Наблюдение дифракции света.
Наблюдение дисперсии света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решётки.
Наблюдение поляризации света.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Измерение показателя преломления стекла.
Исследование свойств изображений в линзах.
Наблюдение дисперсии света.
Раздел 6. Основы специальной теории относительности
Границы применимости классической механики. Постулаты специальной теории относительности: инвариантность
модуля скорости света в вакууме, принцип относительности Эйнштейна.
Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение длины.
Энергия и импульс релятивистской частицы.
Связь массы с энергией и импульсом релятивистской частицы. Энергия покоя.

17

Раздел 7. Квантовая физика
Тема 1. Элементы квантовой оптики
Фотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс фотона.
Открытие и исследование фотоэффекта. Опыты А. Г. Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. «Красная граница» фотоэффекта.
Давление света. Опыты П. Н. Лебедева.
Химическое действие света.
Технические устройства и практическое применение: фотоэлемент, фотодатчик, солнечная батарея, светодиод.
Демонстрации
Фотоэффект на установке с цинковой пластиной.
Исследование законов внешнего фотоэффекта.
Светодиод.
Солнечная батарея.
Тема 2. Строение атома
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α -частиц. Планетарная модель атома. Постулаты Бора.
Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Виды спектров. Спектр уровней
энергии атома водорода.
Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм.
Спонтанное и вынужденное излучение.
Технические устройства и практическое применение: спектральный анализ (спектроскоп), лазер, квантовый
компьютер.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Определение длины волны лазера.
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Лазер.
18

Ученический эксперимент, лабораторные работы
Наблюдение линейчатого спектра.
Тема 3. Атомное ядро
Эксперименты, доказывающие сложность строения ядра. Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда по
определению состава радиоактивного излучения. Свойства альфа-, бета-, гамма-излучения. Влияние радиоактивности на
живые организмы.
Открытие протона и нейтрона. Нуклонная модель ядра Гейзенберга–Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра.
Изотопы.
Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад. Гамма-излучение. Закон радиоактивного распада.
Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Проблемы и перспективы ядерной энергетики. Экологические аспекты
ядерной энергетики.
Элементарные частицы. Открытие позитрона.
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Фундаментальные взаимодействия. Единство физической картины мира.
Технические устройства и практическое применение: дозиметр, камера Вильсона, ядерный реактор, атомная бомба.
Демонстрации
Счётчик ионизирующих частиц.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Исследование треков частиц (по готовым фотографиям).
Раздел 8. Элементы астрономии и астрофизики
Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое значение астрономии.
Вид звёздного неба. Созвездия, яркие звёзды, планеты, их видимое движение.
Солнечная система.

19

Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд. Звёзды, их основные характеристики. Диаграмма
«спектральный класс – светимость». Звёзды главной последовательности. Зависимость «масса – светимость» для звёзд
главной последовательности. Внутреннее строение звёзд. Современные представления о происхождении и эволюции
Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд.
Млечный Путь – наша Галактика. Положение и движение Солнца в Галактике. Типы галактик. Радиогалактики и
квазары. Чёрные дыры в ядрах галактик.
Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик. Теория Большого взрыва. Реликтовое
излучение.
Масштабная структура Вселенной. Метагалактика.
Нерешённые проблемы астрономии.
Ученические наблюдения
Наблюдения невооружённым глазом с использованием компьютерных приложений для определения положения
небесных объектов на конкретную дату: основные созвездия Северного полушария и яркие звёзды.
Наблюдения в телескоп Луны, планет, Млечного Пути.
Обобщающее повторение
Роль физики и астрономии в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности
человека, роль и место физики и астрономии в современной научной картине мира, роль физической теории в
формировании представлений о физической картине мира, место физической картины мира в общем ряду современных
естественно-научных представлений о природе.
Межпредметные связи
Изучение курса физики базового уровня в 11 классе осуществляется с учётом содержательных межпредметных
связей с курсами математики, биологии, химии, географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление, научный факт, гипотеза,
физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение.

20

Математика: решение системы уравнений, тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс,
основное тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат, сложение векторов, производные
элементарных функций, признаки подобия треугольников, определение площади плоских фигур и объёма тел.
Биология: электрические явления в живой природе, колебательные движения в живой природе, оптические явления
в живой природе, действие радиации на живые организмы.
Химия: строение атомов и молекул, кристаллическая структура твёрдых тел, механизмы образования
кристаллической решётки, спектральный анализ.
География: магнитные полюса Земли, залежи магнитных руд, фотосъёмка земной поверхности, предсказание
землетрясений.
Технология: линии электропередач, генератор переменного тока, электродвигатель, индукционная печь, радар,
радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь, проекционный аппарат, волоконная оптика, солнечная батарея.
К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии
современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины
мира;
учитывать границы применения изученных физических моделей: точечный электрический заряд, луч света, точечный
источник света, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов электродинамики и квантовой
физики: электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока, взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция,
дифракция и поляризация света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;

21

описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные, оптические, электрическую проводимость
различных сред) и электромагнитные явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, сила
тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила, работа
тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и
магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических
электромагнитных колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами;
описывать изученные квантовые явления и процессы, используя физические величины: скорость электромагнитных
волн, длина волны и частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы
последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции,
закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна
для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон
сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную
формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца;
строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой;
выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных
измерений: при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из
предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений;

22

исследовать зависимости физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебноисследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе
анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её
решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования,
интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников,
критически анализировать получаемую информацию;
объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, различать условия их безопасного
использования в повседневной жизни;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, в объяснение процессов
окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении
с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально
распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого
из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.

23

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
1.1

Магнитное поле. Электромагнитная
индукция

Итого по разделу

11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

11

Раздел 2. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
2.1

Механические и электромагнитные
колебания

9

2.2

Механические и электромагнитные
волны

5

2.3

Оптика

10

Итого по разделу

24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41c97c

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

Раздел 3. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
3.1

Основы специальной теории
относительности

Итого по разделу

4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

4

Раздел 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

24

4.1

Элементы квантовой оптики

6

4.2

Строение атома

4

4.3

Атомное ядро

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

15

Раздел 5. ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ И АСТРОФИЗИКИ
5.1

Элементы астрономии и астрофизики

Итого по разделу

7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41c97c

7

Раздел 6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
6.1

Обобщающее повторение

Библиотека ЦОК

4

Итого по разделу

4

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/7f41c97c

4

7

25

Лист корректировки рабочей программы
Класс

Название раздела,
темы

Дата проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата проведения по
факту

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».