Адаптированная основная общеобразовательная программа начального основного образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМ.В.И.КРИВОРОТОВА"
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета школы
Протокол от_29.08.2023_№ 01

Утверждено
Приказом МБОУ «Восходненская школа им.
В.И. Криворотова» от 30.08.2023 № 267

СОГЛАСОВАНО
с Управляющим советом школы
Протокол от 30.08.2023 года № 01

Адаптированная основная образовательная
программа начального общего образования
для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

с. Восход
2023

Содержание

2

Общие положения

3

I. Целевой раздел АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 4.1)
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
слабовидящими обучающимися
II Содержательный раздел АООП НОО для слабовидящих обучающихся
2.1. Рабочие программы по учебных предметов
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий
2.3. Программа коррекционной работы для слабовидящих обучающихся
2.4. Программа воспитания
III. Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с задержкой
психического развития
3.1.Учебный план
3.2.Календарный учебный график
3.3.Календарный план воспитательной работы

4
4
9
11

2

13
13
13
13
19
19
19
20
20

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
(далее - АООП НОО) для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) МБОУ «Восходненская школа
им. В. И. Криворотова» разработана с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей слабовидящих обучающихся и обеспечивает освоение содержания
образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации, абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных
условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе
психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
АООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел АООП НОО включает:
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО; систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел АООП НОО включает следующие программы, ориентированные
надостижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов, которые обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения АООП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования; программу
формированияуниверсальных учебных действий (далее - УУД) у обучающихся, содержащую
описание взаимосвязиУУД с содержанием учебных предметов; а также характеристики
регулятивных, познавательных,коммуникативных УУД обучающихся; программу коррекционной
работы;
рабочую программу воспитания, направленную на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Организационный раздел АООП НОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы начального общего образования и включает:
учебный план;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной
организацией
или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
В основу формирования АООП НОО положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
3

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом
особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО
ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно- практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Цель реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся - обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся; достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых

4

личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; становление и
развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для
удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся; обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований; использование в образовательном процессе
современных образовательных технологийдеятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальнойсреды (населенного пункта, района, города). Общая
характеристика.
Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения,
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки
обучения.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей),
детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной
поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих
обучающихся; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов
действия в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; формирование основных
навыков зрительной ориентировки в микропространстве; овладение основными навыками
зрительной ориентировки в макропространстве; формирование адекватных (в соответствии с
возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; развитие
познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений
(соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических
средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование;
использование специальных приемов организации учебнопознавательной деятельности,
доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
соблюдение зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); соблюдение светового
режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и
другое); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного
материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым
образовательным потребностям слабовидящих; использование индивидуальной, адаптированной с
учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной
5

наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств,
облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; соблюдение
режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); необходимость при выполнении
слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми
образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения
времени на их выполнение.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии
адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и
другими обучающимися, родителями
(законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание
условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного
отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к
самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к
проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых
средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы,
направленная на осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей;
минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих
обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся.
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной
системы вследствие ее поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями
остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05 - 0,4. Также
слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля
зрения. Данную АООП могут осваивать обучающиеся с пониженным зрением (амблиопией и
косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения), показатели остроты
зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 до 0,8, у которых есть риск снижения остроты
зрения.
Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы
чувственного познания, что приводит к определенным, изменениям в психическом и физическом
развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно- пространственной и
социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную
группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием
зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения:
тяжелая, средняя, слабая.
Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения,
находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической
коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других
зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение
или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность,
цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего
6

процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет
формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего,
снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс
зрительного восприятия,
обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной
деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно
неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно- познавательная
деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно
снижаться.
Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций,
ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает
зрительный анализатор.
Определенная часть обучающихся, входящих в данную группу, в силу наличия
неблагоприятных зрительных прогнозов, наряду с овладением традиционной системой письма и
чтения, должна параллельно обучаться рельефноточечной системе письма и чтения.
Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1
до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты
зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при
передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер
зрения. В данную группу входят также обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты
зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций
(поля
зрения,
светоощущения,
пространственной
контрастной
чувствительности,
цветоразличения, глазодвигательные функции). Вследствие комбинированных (органических и
функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность,
осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и
ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик
нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации
образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.
Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до
0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные
показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях
успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета),
воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные
трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной
деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто
осложняется наличием вторичных зрительных нарушений в виде амблиопии (стойкое снижение
центрального зрения) и (или) косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия
слабовидящих обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии,
обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных
представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений,
неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять
степень его удаленности.
Группа обучающихся с пониженным зрением (острота зрения от 0,5 до 0,8 на лучше
видящем глазу в условиях оптической коррекции) имеют показатели остроты зрения,
позволяющие использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета),
воспринимаемого на близком расстоянии. Однако, обучающиеся испытывают ряд трудностей, как
7

в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе познавательной деятельности.
Трудности зрительного восприятия могут усугубляться вторичными функциональными
зрительными нарушениями.
Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как
различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика,
глаукома,
заболевания нервно-зрительного аппарата), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в
том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных,
частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения. Стабилизация
зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности
клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся.
Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором
произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что
время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на
психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В
настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают
врожденно-наследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих
обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны,
обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой - определяет особенности
развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой
организма, регулируемой ЦНС.
Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной
работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное
овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и
глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом
формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение
выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных
переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными
навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительнопространственным анализом и синтезом.
В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная
не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и
недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.
У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие
физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение
сочетания движений глаз, головы, тела, рук), в том числе трудности формирования двигательных
навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных
процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия,
замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств
зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность);
снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений;
трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.
Слабовидящим
характерны
затруднения:
в
овладении
пространственными
представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении
пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине,
8

пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития
обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором
снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи
с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков,
недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения;
трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав,
словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация)
средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия,
интерпретации, продуцирования средств общения).
У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности,
что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе
сенсорноперцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с
обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых
действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми
действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы,
регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало
становления "Я-концепции", развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие
негативные качества личности: недостаточная самостоятельность,
безынициативность, иждивенчество.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями
(заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное
состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих: целенаправленное
обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного
восприятия ивсех анализаторов; руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений,
формирование и расширение понятий; развитие познавательной деятельности слабовидящих какосновы
компенсации, коррекции и
профилактики
нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое
ицеленаправленное развитие логических
приемов переработки учебной
информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного
восприятияслабовидящих
обучающихся; строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося:
зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения,
состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью
оптическихсредств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок; использование
индивидуальныхпособий, выполненных с учетом степени и характера
нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения; учет темпа учебной работы
9

слабовидящих обучающихся; увеличение времени на выполнение
практических
работ;
введение
в
образовательную
среду
коррекционно-развивающего
тифлопедагогического
сопровождения; постановка и реализация на уроках и внеклассных мероприятиях целевых
установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии слабовидящего; активное использование в учебнопознавательном процессе речи как средства компенсации
нарушенных функций; целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в
микро- и
макропространстве; создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы,
познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных
(доступных) видах деятельности; повышение коммуникативной активности и компетентности;
физическое развитие слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при
определенных заболеваниях, повышение двигательной активности; поддержание и наращивание
зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в
образовательном процессе; поддержание психофизическоготонуса слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных
(самоотношение) образований.
1.2. Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО
(вариант 4.1).
Самым общим результатом освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО должно
стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Планируемые
результаты освоения АООП НОО дополняются результатами
освоенияпрограммы коррекционной работы.
Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной
работывыступают:
овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности; овладение умением осуществлять учебно-познавательную
деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; повышение возможностей
в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков
ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;
умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической
коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные
умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватнооценивать свои
зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной
жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие
элементарных навыков самообслуживания; развитие межличностной системы координат
"слабовидящий - нормально видящий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими
взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и
невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со
сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все
анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания,
эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного
10

опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных),
пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно- практических
умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины
происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и
техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение
познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности
и повседневной жизни; повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям
ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого
социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие
дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений
окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях;
обогащение и расширение социального опыта.
Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы
проявляются в следующих достижениях:
использует все анализаторы и компенсаторные способы действия в учебнопознавательном процессе и повседневной жизни; сформировал основные навыки ориентировки в
микропространстве;
овладел основными
навыками ориентировки в макропространстве; имеет адекватные (в соответствии с возрастом)
предметные (конкретные и обобщенные),
пространственные,
социальные
представления;
проявляетпознавательный
интерес, познавательную активность;
имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических
и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную
деятельность, и активно их использует; проявляет стремление к самостоятельности и
независимостиот окружающих (в учебных и
бытовых ситуациях); умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способен к проявлению
социальной активности; способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способен проявлять
настойчивость в достижении цели; способен к самоконтролю и саморегуляции(в соответствии с
возрастом);
знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни
имеющиесяпротивопоказания и ограничения.
1.3.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
слабовидящимиобучающимися АООП (вариант 4.1).
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиямиФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений
обучающихся и
Оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП
НОО призвана решать следующие задачи:
11

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать
образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих
обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов
и программы коррекционной работы, формирование УУД; обеспечивать комплексный подход к
оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий
вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку
достижений слабовидящих обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП
НОО) и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять
осуществлять оценку динамики учебных достижений слабовидящих обучающихся.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для
оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения слабовидящими
обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие
принципы:
1)
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальныхособенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих
обучающихся;
2)
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психическогои социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3)
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоениисодержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким
интегративным показателям относятся: сформированность умения использовать все анализаторы и
компенсаторные способы действия

12

в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; сформированность навыков ориентировки в
микропространстве и умений ориентироваться в
макропространстве; сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных
(конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающей жизни; проявление познавательного интереса, познавательной активности;
наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических,
оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и
готовности их активного использования; проявление стремления к самостоятельности и
независимости от окружающих (в бытовых
вопросах); сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способность к проявлению социальной активности; способность осуществления самоконтроля
и саморегуляции; готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебнопознавательной
деятельности и повседневной жизни.
Результаты освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
Обобщенная оценка результатов освоения программы коррекционной работы
слабовидящими обучающимися может осуществляться в ходе различных мониторинговых
процедур, посредством использования метода экспертных оценок.
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность,
научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений планируемых результатов освоения слабовидящими программы коррекционной
работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения слабовидящими обучающимися программы
коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовую, текущую и
финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся
выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени
влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь
(например, выявить стартовый уровень развития у слабовидящего обучающегося умения
использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной
и повседневной жизни).
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения слабовидящего на уровне начального общего образования. При использовании
данной формы мониторинга используется экспресс-диагностика интегративных показателей,
состояние которых позволяет судить об успешности (наличие
положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной
положительной динамики) слабовидящих обучающихся в освоении планируемых результатов
овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в
качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения
реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных
корректив.
Целью финишной диагностики, проводящейся на заключительном этапе (окончание
учебного года, окончание обучения на уровне начального общего образования), выступает оценка
достижений
13

слабовидящего обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения ими
программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более
интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных
представителей) необходимо направить на расширенное психолого-педагогическое обследование
для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и
содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими
программы коррекционной работы учитывается мнение родителей (законных представителей),
поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям,
свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития
на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной
деятельности, но иповседневной жизни.
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе его
аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе
результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с
учетом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального,
муниципального); условий реализации АООП НОО; особенностей контингента
обучающихся.
Содержательный раздел АООП НОО для слабовидящих обучающихся(вариант 4.1)
2.1. Рабочие программы учебных предметов
Рабочие

программы
учебных
предметов,
учебных
курсов (в
том
числе
внеурочнойдеятельности), учебных модулей, соответствуют требованиям в
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ иФОП НОО и размещена на официальном сайте МБОУ «Восходненская
школа им. Криворотова» https://voshod.krymschool.ru/sveden/common

Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) Программа
формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и ФОП НОО и размещена на официальном сайте МБОУ «Восходненская школа им. Криворотова»
https://voshod.krymschool.ru/sveden/common

2.2. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения слабовидящего обучающегося. Содержание программы коррекционной работы
для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное
время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Цель реализации программы коррекционной работы: создание условий для достижения
обучающимися с нарушениями зрения планируемых результатов ФГОС НОО, а также для
14

достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей с учѐтом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Задачами организации коррекционной работы является:
− обеспечение адаптации слабовидящего обучающегося к школьному обучению;
− оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей,
особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения;
− улучшение условий для развития слабовидящего обучающегося;
− содействие
развитию индивидуальности обучающегося; нравственного,
эмоционального, волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса;
− формирование у слабовидящих обучающихся потребности в продуктивной, социальноодобряемой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется:
уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждѐнностью в успешном
овладении ими темили иным видом деятельности, чувством собственной значимости;
−
развитие
личности
обучающихся,
коррекция
нарушений
развитияи профилактикавозникновения вторичных отклонений.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся и в рамках
внеурочной деятельности (коррекционно-развивающая область). Объем и содержание
определяются взависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Программа коррекционной работы в рамках АООП НОО варианта 4.1. для слабовидящих
обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное
содержание.
Направления программы коррекционной работы:
диагностическое;
коррекционно­развивающее;
консультативное
направление;
информационно­просветительское.
Диагностическое направление.
Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление услабовидящего
обучающегося особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития
обучающихся,
позволяющие
разработать
рекомендации
по
оказанию
психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательной организации.
Диагностическая работа включает в себя: первичную диагностику познавательной, эмоциональноволевой, мотивационной, личностной сфер и др.; углубленную диагностику (по результатам
анализа первичной диагностики); мониторинг
достижения планируемых результатов.
По результатам диагностической работы составляются «Индивидуальные карты
развития»,позволяющие прослеживать динамику развития, разрабатывать и корректировать
индивидуальный образовательный маршрут обучающихся.
Коррекционно – развивающее направление.
Коррекционно­развивающее направление обеспечивает работу по оказанию своевременной
специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии слабовидящих обучающихся.
Коррекционная работа включает в себя:
реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психологопедагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса
15

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей
психофизического развития; выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными
возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в
соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение
индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и
развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной
и речевой сфер; развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями
начального
общегообразования; развитие и укрепление личностных установок, формирование адекватных форм
утверждения
самостоятельности,
личностной автономии; формирование способов регуляции
поведения иэмоциональных состояний; развитие форм и
навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального
самоопределения; формирование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ),способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненныхусловиях; социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни.
Конкретный перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих слабовидящим обучающимся удовлетворение особых образовательных
потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательной организации и освоение ими АООП
НОО, разрабатывается МБОУ «Восходненская школа им. Криворотова» на основании
рекомендаций ТПМПК и ИПР.
Данный перечень может включать следующие формы работы:
игры, направленные на коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных,
моторных, психических) слабовидящего обучающегося; упражнения, направленные на развитие
умений инавыков пространственной, социально- бытовой ориентировки, коммуникативной
деятельности,осязания и мелкой моторики слабовидящего обучающегося; создание ситуаций,
обеспечивающихвозможность активного использования освоенных компенсаторных способов
деятельности, умений и
навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной
деятельности; приемы работы, направленные на развитие навыков самостоятельной работы,
развитие познавательной активности, познавательных интересов, формирование эмоциональноволевойсферыи положительных качеств личности.
Консультативное направление.
Консультативное направление включает работу, обеспечивающую возможность
своевременного решения вопросов, возникающих у педагогов, родителей (законных
представителей)в процессе освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО.
Консультативная работа включает в себя: выработку совместных обоснованных
рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приѐмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов
коррекционного обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья.
16

•

Информационно – просветительское направление.
Информационно­просветительское направление обеспечивает работу, направленную на
обогащение знаний педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с
особенностями организации образовательного процесса для данной категории детей по вопросам
охраны, развития, использования нарушенного зрения в учебно- образовательном процессе.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников; различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее системное сопровождение слабовидящих обучающихся
специалистами различного профиля; социальное партнѐрство, предполагающее профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
•
Овладение эффективными компенсаторными способами учебнопознавательной ипредметно- практической деятельности.
•
Овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с
учетомимеющихся противопоказаний и ограничений.
Повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке:
совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в
ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все
сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение
использовать ориентировочные освоенные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях;
умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебнопознавательной деятельности и
повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших
затруднениях;развитие навыков самообслуживания.
•
Развитие межличностной системы координат «слабовидящий – нормально
видящий»:развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами
общения; повышениестремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения
использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко
излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие
самоконтроля и саморегуляции в процессе общения.
•
Повышение дифференциации картины мира, в том числе: обогащение
чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и
17

обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметнопрактических умений инавыков; готовность к построению целостной и дифференцированной
картины происходящего;
формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими
средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и
социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной
жизни.
•
Повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального
окружения, принятие ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям
ближайшего
окружения; расширение представлений о различных представителей широкого социума; развитие
внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации
собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих;
расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и
расширение социального
опыта.
Условия реализации программы коррекционной работы
Среди условий реализации программы коррекционной работы выделяются кадровые
условия, условия создания среды, материально-технические условия, информационные и,
программно- методические условия.
Кадровые условия
Коррекционная работа в МБОУ «Восходненская школа им. Криворотова» осуществляется
педагогом-психологом,учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом,
имеющими специальное образование и педагогическими работниками, прошедшими курсовую
подготовку по проблемам обучения детей с ОВЗ. Педагоги проходят обязательную курсовую или
другие виды профессиональной подготовки 1 раз в 3 года, ведут методическую работу, участвуют
в разработке программ и проведении семинаров и конференций (внутрикорпоративном обучении).
Условия создания среды
В школе коррекционная среда предполагает выполнение ряда условий:
дифференциации, психолого-педагогических, специализированных и здоровьесберегающих.
Дифференцированные условия при обучении слабовидящих учащихся: организационная
дифференциация: оптимальный режим учебных нагрузок, содержательная дифференциация:
подбор доступного материала и планирование результатов соответствии с возможностями
школьников.
Психолого-педагогические условия:
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса с интеграцией общего и
коррекционного образования; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение
комфортного
психоэмоционального
режима; соблюдение рекомендаций медицинских работников, психолога, тифлопедагога, логопеда;
использование современных психолого-педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышенияего
эффективности, доступности.
18

Специализированные условия:
выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегосясверстника;
использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных
образовательных
и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательныепотребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учѐтом специфики
нарушения здоровья
ребѐнка;
комплексное
воздействие
на
обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях.
Здоровьесберегающие условия: оздоровительный и охранительный режим; укрепление
физического и психического здоровья; профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок обучающихся;
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; участие всех детей с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Материально-технические условия:
Материально-техническая база, позволяющая обеспечить реализацию программы
коррекционной работы: оборудование кабинетов для проведения коррекционной работы
Информационные условия: информационная образовательная среда, на основекоторой возможно
осуществление
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий; свободный доступ школьников, их
родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам (методические пособия и
рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия,
мультимедийные, аудио- и видеоматериалы).
Программно-методические условия: пакет программ коррекционных курсов социальнопедагогической направленности,
диагностический инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности педагогов.
2.3.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
1. Рабочая программа воспитания АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант
4.1) соответствует Рабочей программе воспитания ООП НОО и размещена на официальном
сайтеМБОУ «Восходненская школа им. Криворотова»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Учебный план
Учебный план МБОУ «Восходненская школа им. Криворотова» на 2023- 2024 учебный год
3.2.Календарный учебный график МБОУ «Восходненская школа им. Криворотова» на 2023-2024
учебный год
19

3. 3При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы
должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися
содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья. (соответствуют данным разделам
ООП НОО.)

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».