МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМ. В. И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 01от 29.08.2023г. УТВЕЖДАЮ Директор _______ И.С. Зуйкина приказ №275 от 31.08.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ Общие положения 1.1 Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее «Положение») разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012 г., ФГОС НОО и ООО, Уставом школы и другими нормативно правовыми документами, регулирующими деятельность образовательной организации. 1.2 Регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном в настоящем Положении. 1.3 Внутришкольный контроль (далее ВШК) - это проведение директором школы, его заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетентности за соблюдением всеми участниками образовательного процесса законодательных и иных нормативных актов разного уровня, а также Устава Школы, должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов. 1.4 Директор школы, его заместители вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам: -соблюдения законодательства РФ в области образования; -осуществления государственной политики в области образования; -соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов школы; -контроля условий реализации основной образовательной программы НОО и ООО (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и других) ; -контроля результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения; -контроля соответствия структуры и содержания основной образовательной программы НОО и ООО (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта; -соблюдения утвержденных календарных учебных графиков; -соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; -своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ. 1.5 Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства. В данное положение о ВШК могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Цели, задачи и функции ВШК 2.1. Целью ВШК является: совершенствование основной деятельности ОУ, в т.ч. улучшение/повышение качества образования; повышение профессионального уровня педагогических работников. 2.2. Задачи ВШК: выявление случаев нарушений и неисполнения нормативных правовых актов в области образования и принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению; анализ результатов выполнения приказов и распоряжений в ОУ; - оказание методической помощи педагогическим работникам. 2.3. Функции ВШК: информационно-аналитическая - получение информации о состоянии образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных управленческих решений; контрольно-диагностическая - оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС); стимулирующая превращение контроля в инструмент развития профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития обучающихся. 2.4. Задачи внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС: выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации ФГОС в школе нормативным требованиям; проверка уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы; анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях реализации стандарта второго поколения; оказание методической помощи педагогическим работникам, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий. 2.5. Направлениями внутришкольного контроля, соответствующими направлениям оценки качества образования являются: требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой; требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности; требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу «распределенной ответственности». 3. Основные вопросы организации и проведения ВШК 3.1. Директор ОУ, заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов деятельности педагогических работников по вопросам: соблюдения законодательства РФ в области образования; осуществления государственной политики в области образования; использования методического обеспечения в образовательном процессе; реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов; соблюдения утвержденных календарных учебных графиков; соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов ОУ; соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ; работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ОУ. 3.2. При оценке педагога в ходе ВШК учитывается: уровень организации образовательного процесса; качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности; выполнение государственных программ; уровень знаний, умений и навыков обучающихся; развитие творческих способностей обучающихся; использование различных подходов и методов в процессе обучения; создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе; умение отбирать и выстраивать учебный материал в соответствии с целями и задачами уроков; способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; прохождение курсов (других форм) повышения квалификации, педагогическое мастерство; участие в научно-методической деятельности. 3.3. ВШК сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля. 4. Методы, виды и формы ВШК 4.1. Методы контроля деятельности педагога: КИМ ы по предметам; наблюдение; беседы; анализ и самоанализ уроков; анкетирование, тестирование; анализ портфолио обучающихся и педагогов; социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся; диагностика личностных результатов; диагностика метапредметных результатов; хронометрирование (при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеурочной деятельности, занятости обучающихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.); - специальные обследования. 4.2. Методы контроля результатов учебной деятельности: - наблюдение; анкетирование; устный опрос; - письменный опрос; письменная проверка знаний (контрольная работа); комбинированная проверка; беседа; тестирование; изучение документации. 4.3. Виды внутришкольного контроля. При оценке отдельных разделов деятельности школы или должностного лица в ходе ВШК (в зависимости от конкретной цели) учитывается: уровень здоровья обучающихся; уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся; уровень сформированности УУД обучающихся; уровень развития ИКТ – компетентности обучающихся; качество и динамика обученности по учебным предметам, курсам; подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки; участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах; качество планирования и организации уроков по предмету; качество деятельности по развитию метапредметных умений; качество деятельности по обучению учеников на основе использования ИКТ; качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных обучающихся; качество деятельности по организации внеурочной деятельности; качество организации деятельности по обучению детей с ОВЗ; качество реализации программы воспитания и социализации (духовнонравственное развитие обучающихся, их социализация и профориентация, формирование экологической культуры, культуры ЗОЖ); динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; качество работы со школьной документацией. Формы контроля: Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков (план-конспекты, технологические карты уроков), рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д. Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса. Он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и других). Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной темы. Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему необходимой методической помощи. В ходе персонального контроля может изучаться: знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том числе в области системно-деятельностного подхода); концепции, лежащие в основе ФГОС; уровень профессионального мастерства учителей; формирование УУД, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС; результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации основной образовательной программы. Фронтальный контроль - проверка состояния преподавания отдельного предмета, проводится 1 раз в 5 лет. Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива. В ходе класснообобщающего контроля комплексно изучается: уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов освоения основной образовательной программы. качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности; качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной образовательной программы. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемного анализа, с учетом итогов полугодия или учебного года. Сроки данного вида контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации, адекватной выявленным проблемам. По результатам классно-обобщающего контроля могут проводиться педсоветы, совещания при директоре, классные часы, родительские собрания. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу и состоит из двух и более видов контроля. 4.4. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. 5. Правила и порядок проведения ВШК 5.1. Правила проведения ВШК: ВШК осуществляет директор ОУ, заместители директора по учебновоспитательной работе, руководители методических объединений; в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты (методисты и специалисты муниципального управления образованием, учителя высшей квалификационной категории других ОУ), председатель ПК; директор ОУ издает приказ о сроках контроля, теме контроля, устанавливает срок представления материалов, план-задание; план-задание содержит вопросы для проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности ОУ или должностного лица; продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5 дней с посещением не более 10 уроков, 5 занятий и других мероприятий; эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к организации и (или) проведению ВШК; при обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается директору ОУ; экспертные вопросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой; при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в ежемесячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании). директор и его заместители по учебно-воспитательной работе имеют право посещать уроки педагогов ОУ без предварительного предупреждения; при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за день до посещения уроков. 5.2. Основания внутришкольного контроля 5.2.1. Плановый контроль - внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов коллектива школы в начале учебного года. 5.2.2. Внеплановый контроль - внутришкольный контроль в виде внеплановых проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 5.2.3. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика профессиональной компетентности и т.д.). 5.3. Результаты ВШК оформляются в виде: аналитической справки; справки; доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу; формы анализов уроков и занятий представлены в приложении. Информация о результатах ВШК доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля и дату ознакомления. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образованием. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводится: собеседование; совещание при директоре; производственное совещание; обсуждение итогов в ходе работы методического объединения; рассмотрение полученной информации на педагогическом совете. 5.4. Директор ОУ по результатам ВШК принимает следующие решения: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом; о проведении повторного контроля с привлечением специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; о поощрении работников; 5.5. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается в установленном порядке и в установленные сроки. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения). С Положением о внутришкольном контроле в МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» ознакомлены: №п /п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Фамилия, имя, отчество Должность Дата ознакомления «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 Подпись 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023 «___»____ 2023