04.08.2021
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения
(ВЦИОМ), за последние 5 лет 69% россиян хотя бы раз участвовали в
благотворительности. Чаще всего россияне жертвовали вещи, игрушки (30%) в
детские дома или дома престарелых, вносили средства на счет людям, нуждающимся
в лечении (26%), подавали милостыню (24%), переводили деньги на счет
благотворительных организаций и фондов (20%). Каждый пятый из тех, кто
занимается благотворительностью, делает это на постоянной основе (19%) и этот
показатель почти не изменился за последние 10 лет (20% в 2009 году).
Большинство респондентов принимали участие в благотворительной деятельности
несколько раз за указанный период (59%).
Вместе с тем в 2020 году, по данным СМИ, в условиях пандемии
новой коронавирусной инфекции COVID-19 объем пожертвований в
благотворительные организации в среднем сократился на 20-30%. При таких
обстоятельствах основным каналом распространения информации является сеть
Интернет. Видеоролики, фотографии, тексты с призывами о помощи, в том числе
финансовой, размещаются в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook,
Одноклассники, Instagram), на видеохостингах (YouTube), на
сайтах благотворительных организаций, посредством баннерной рекламы на
различных ресурсах.
В сфере благотворительности злоумышленники ведут незаконные
сборы в социальных сетях, создавая интернет-баннеры, аккаунты и группы, в
которых размещаются сведения о реальных людях (чаще всего до 18 лет), их
персональные данные, в том числе фотографии, а также видеоролики, поддельные
документы. Мошеннические группы в соцсетях появляются каждый месяц, при этом
сборы одного такого аккаунта могут достигать от 1 до 3 миллионов рублей в день.
В ряде случаев мошенники, размещая сообщения (видеоролики),
содержащие призывы к сбору благотворительных пожертвований, незаконно
используют наименования, символику действующих благотворительных организаций.
Злоумышленники создают сайт-дублер, который практически полностью копирует сайт
действующей благотворительной организации, размещая собственные банковские
реквизиты для перечисления денежных средств.
В Комиссии ОП РФ существует координационный совет по социальной
рекламе, выстроивший определенный механизм противодействия мошенничеству в
сфере благотворительности, разработанный совместно с крупнейшими теле- и
радиовещательными компаниями России. Механизм представляет собой меморандум о
взаимодействии с целью прекращения рисков недобросовестных сборов с помощью
социальной рекламы.
Помните, что мошенники хотят нажиться на доброте. Чтобы ваши
средства действительно послужили добру, а не пополнили карман злоумышленников,
стоит потратить немного времени на проверку истории в объявлении. Возможно,
самый простой способ понять, надежна ли благотворительная организация —
посмотреть, есть ли она на благотворительных онлайн-платформах, которые
аккумулируют у себя проверенные фонды независимо от их размера и длительности
существования. На сайтах «Добро Mail.ru», «Нужна помощь» и «Все вместе» можно
найти сотни фондов, которые тщательно проверены специалистами.
Правовое
регулирование благотворительной деятельности, возможные формы её поддержки
органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности
создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого
распространения и развития благотворительной деятельности в Российской
Федерации осуществляется в соответствии с положениями Федерального Закона от 11
августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтерстве)» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В
соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 135-ФЗ государственная
регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном
в статье 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях».
В
соответствии с положениями части 2 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ
контроль за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради
которых она создана, осуществляется органом, принявшим решение о
государственной регистрации благотворительной организации (Минюст России).
Согласно
части 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная организация
обеспечивает открытый доступ, включая доступ СМИ к своим ежегодным отчетам. При
этом согласно части 7 той же статьи сведения о размерах и структуре доходов благотворительной
организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности
работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев (волонтеров) не
могут составлять коммерческую тайну.
Остерегайтесь
мошенников! Чтобы отличить благотворительность от мошенничества проверьте, зарегистрирован
ли выбранный фонд на сайте Минюста РФ.
Благотворительность должна быть открытой!
В целях повышения прозрачности благотворительной деятельности,
снижения фактов мошенничества в данной сфере и повышения доверия граждан к
благотворительным организациям в Федеральный закон № 135-ФЗ введена статья 16.1,
положениями которой регулируется сбор благотворительных пожертвований с
использованием специальных ящиков.
В соответствии с положениями частей 1 и 10 статьи 16.1
Федерального закона № 135-ФЗ наличные денежные средства, собранные с помощью
ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению в течение
трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора
благотворительных пожертвований на банковский счет некоммерческой организации
(далее – НКО), учредительными документами которой предусмотрено право на
осуществление благотворительной деятельности. При этом в соответствии с
положениями части 5 той же статьи НКО, использующая ящик для сбора пожертвований,
должна публиковать отчет об использовании собранных благотворительных
пожертвований (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)
в порядке и в сроки, предусмотренные приказом Минюста России от 31 августа 2020
года № 190 (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 года,
регистрационный № 59685).
Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований,
порядка их установки и использования, а также Правила извлечения имущества,
собранного о помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований,
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020
года № 1584.
В то же время необходимо отметить, что изменения в Кодексе об
административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за
нарушение правил использования ящиков для сбора благотворительных
пожертвований, ещё не приняты. Соответствующий законопроект находится на
рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Социальные сети – ловушка для добрых поступков?
Одна
из проблем в сфере благотворительной деятельности, требующей незамедлительного решения
– это обеспечение возможности оперативной блокировки сайтов и аккаунтов в
социальных сетях, распространяющих недостоверную информацию о
благотворительности и лицах, осуществляющих незаконные сборы денежных средств
под видом благотворительной помощи. Ряд социальных сетей, например «ВКонтакте»,
по жалобам пользователей запрашивает у владельцев групп и аккаунтов,
подтверждающие документы. При этом блокировка таких сообществ осуществляется в
течение суток в случае непредоставления запрашиваемой информации. В настоящее
время в Российской Федерации установлены отдельные нормы, направленные на
противодействие распространению недостоверной информации в сети Интернет.
Так,
например, в статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об
Информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее –
Федеральный закон № 149-ФЗ) установлен порядок ограничения доступа к
информации, распространяемой с нарушением закона, В частности, согласно частям
1 и 1.1 указанной статьи Федеральная служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по обращению Генерального
прокурора Российской федерации или его заместителей незамедлительно уведомляет
редакцию информационного ресурса, зарегистрированного в соответствии с Законом
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой
информации» в качестве сетевого издания о необходимости удаление общественно
значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или)
здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и
(или) общественной безопасности.
30 декабря 2020 года был подписан Федеральный закон №
530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», которым 149-ФЗ дополнен статьей 10.6,
регулирующей особенности распространения информации в социальных сетях.
Учитывая изложенное, участники общественных слушаний в
Общественной Палате Российской Федерации на тему «Интернет-мошенничество в сфере
благотворительности: способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности» считают
целесообразным разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего:
а) запрет на распространение недостоверной, заведомо ложной
социальной рекламы и иной информации об организации сбора благотворительных
пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований,
и реквизитов счетов в кредитных организациях и банковских карт для перечисления
пожертвований в денежной форме;
б) установление обязанности владельцев социальной сети:
– проводить проверку сведений и документов,
подтверждающих достоверность публикуемой социальной рекламы и иной информации о
сборах благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем
сбор таких пожертвований;
– ограничивать доступ к указанной социальной рекламе и
иной информации в случае неподтверждения их достоверности или непредоставления
запрашиваемой информации, в том числе посредством блокировки соответствующих
сайтов и аккаунтов;
в) установление права уполномоченного федерального органа
исполнительной власти направлять владельцам социальных сетей уведомления о
необходимости удаления непроверенной, недостоверной, заведомо ложной социальной
рекламы и иной информации о сборах благотворительных пожертвований, а также о
лицах, организующих сбор таких пожертвований;
г) установление в качестве основания для включения в
Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и
сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»,
содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации
запрещено, распространение посредством сети «Интернет» недостоверной, заведомо
ложной социальной рекламы и иной информации об организации сбора
благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор
таких пожертвований.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.08.2021
Дата обновления: 05.08.2021
Дата публикации: 04.08.2021