Общешкольное родительское собрание 2/2021

16.12.2021

Общешкольное родительское собрание №2 по теме: «Как воспитать у подростка позитивное отношение к себе и миру»

Онлайн-собрание для родителей «Как воспитать у подростка позитивное отношение к себе и миру»

     Этап 1. Вводная часть

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для ознакомления с материалами родительского собрания. Это значит, что вы действительно хотите помочь своим детям идти по жизни уверенно. Я бы хотела, чтобы вы сегодня не только узнали что-то новое, но и смогли использовать это в своей жизни, поэтому предлагаю вам активно участвовать в упражнениях.

Этап 2. Основная часть

Мини-лекция «Роль негативных установок в наших эмоциональных реакциях» Презентация

Педагог-психолог:

В последнее время специалисты и родители все чаще отмечают, что подростки плохо адаптируются к жизни. Они эмоционально неустойчивы, сверхобидчивы, обычные трудности вызывают у них сильнейший эмоциональный дискомфорт, становятся травматичными, а иногда просто непереносимыми.

Способность личности преодолевать неблагоприятные внешние условия определяют понятием «жизнестойкость», и сегодня ее наличие для растущего человека как никогда важно. Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, в период неопределенности) ищут поддержку и сами готовы ее оказать, видят в трудностях не только риск, но и возможность для нового опыта и роста. Именно такое позитивное отношение к себе и жизни и нужно для раскрытия личностных ресурсов подростка, устойчивости его психики. Более того, доказано исследованиями, что оптимисты добиваются боóльших успехов в делах и имеют более устойчивое физическое здоровье.

Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни.

Ключевую роль в этом играет семья. Малыш познает мир и формирует доверие к нему через отношение мамы, считывая и впитывая ее эмоциональные реакции. В дошкольном и школьном возрасте огромную роль играют ценностные установки, то отношение к себе, к людям, к жизни, которое демонстрируют родители. Вам кажется, что подросток уже вышел из-под родительского влияния, но он очень чутко воспринимает все оттенки вашего истинного отношения – будь то неприятности на работе, конфликт, бытовая проблема. Как папа справляется с гневом? Как мама преодолевает лень или плохое настроение?

Стоит помнить, что негативизм подростка связан с его возрастными психофизиологическими особенностями: гормональная перестройка вызывает перепады настроения и раздражительность. Детские иллюзии у 12 летнего ребенка уже разрушены, а навыков справляться с вызовами реального мира еще нет, самооценка неустойчива, а влияние группы сильно и непредсказуемо. Различные формы саморазрушающего поведения – порезы, расстройства пищевого поведения, зависимости – также основаны на отсутствии у ребенка внутренней опоры, нехватке позитивного отношения к себе и к миру. Аарон Бек (основоположник когнитивно-поведенческой терапии) выделил особый тип мышления, характерный для суицидальных пациентов: триада негативного восприятия себя, мира и будущего.

Что же могут сделать родители, чтобы ребенок верил в себя и ценил жизнь?

Во-первых, развивать позитивное мышление в себе, и тогда подросток сможет его перенять.

Во-вторых, уметь правильно поддерживать подростка, поскольку тут есть некоторые особенности в сравнении с тем, как мы поддерживаем ребенка.

Именно об этом мы сегодня поговорим и попрактикуемся. Начнем с себя.

Упражнение «Что меня вводит в сильные чувства?»

Педагог-психолог:

Вспомните ситуацию, связанную с вашим подростком, когда вы испытывали сильные негативные чувства. Опишите ситуацию коротко по схеме:
Задание: Какая ситуация вызывает у меня сильные неприятные эмоции?

Педагог-психолог:

Определяем ситуацию по схеме Событие – Реакция. Например: Сын на вопрос об учебе отвечает грубо. «Итак, событие – грубый ответ сына. Ваша реакция на уровне чувств – злость, на уровне поведения – вы повышаете голос, начинается ссора».

Педагог-психолог:

У меня к вам вопрос. Злость в этой ситуации помогает или мешает вам? Если бы вместо сильной злости вы испытали легкое огорчение, обеспокоенность, вам легче было бы конструктивно действовать?

Педагог-психолог:

На этом примере мы разберем, как все устроено. Дело в том, что между событием и нашей реакцией на него есть важное, но незаметное звено – автоматическая мысль. Она – проявление нашей определенной глубинной установки. Если мы определим эту мысль, мы можем критически ее оценить, и увидим, что она нереалистична и нелогична, а самое главное – совсем не помогает нам справляться.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, наиболее доказательная на сегодня в мире, основана как раз на этом – если мы научимся замечать, как мы привыкли думать, какие установки в нас говорят, мы сможем их пересмотреть, переформулировать, а значит, и повлиять на свои эмоции.

Итак, первый шаг – научиться «отлавливать» собственные негативные автоматические мысли.

Практикум «Распознаем когнитивные искажения»

Педагог-психолог:

Негативная установка содержит в себе какую-то мыслительную ошибку (как говорят психологи, когнитивное искажение). Вот три наиболее часто встречающиеся: долженствование, катастрофизация, обесценивание. Давайте потренируемся их распознавать.

Определите, какого типа искажение содержится в следующих мыслях?
После ответов родителей покажите на слайде правильный ответ.

Мысленные искажения

Как распознать

Долженствование

Он должен понимать!

КатастрофизацияХочу такой сайт

Моего ребенка в жизни ждет полный крах!

Обесценивание

Я плохая мать…

Практикум «Исследуем свой привычный стиль мышления»

Педагог-психолог:

Возьмем ситуацию, которая озвучена в первом упражнении, ведь она достаточно типична для многих родителей подростков. Автоматическая мысль нами не осознается, и сейчас мы попробуем ее найти. Спросите себя: «Когда вы чувствовали злость на своего ребенка, какая мысль была у вас в голове? Какое убеждение за этим стоит?»

Педагог-психолог:

Какого типа когнитивное искажение вы замечаете?
Воспользуйтесь материалами для ведущего, чтобы определить, какое когнитивное искажение стоит за разными чувствами.

«Что вы подумали в момент, когда вас захлестнуло это чувство?»

 

Практикум «Исследуем стиль мышления подростка»

Педагог-психолог:

А теперь проделаем то же, поставив себя на место подростка. Вы ведь знаете, как обычно реагируют ваши дети. Попробуем понять логику их эмоций: какие автоматические мысли приводят к таким чувствам?
Помогите родителям найти мысли подростка, стоящие за эмоциями страха, обиды, отчаяния. После ответов родителей открывайте на слайде надпись в «облачке». Какой мыслью вызвана такая реакция?

 

Практикум «Меняем убеждение на помогающее»

Педагог-психолог:

А теперь предложите то убеждение, которое помогло бы подростку почувствовать веру в себя, собранность, решимость, чтобы он мог планировать шаги и действовать.

Попробуйте  сформулировать позитивные установки, которые будут помогать подростку. Например: «Хотя мне трудно дается этот предмет, я справлюсь», «Придется поработать, но это не конец света», «Родители расстроены, но они верят в меня».

Просмотр фрагмента фильма «Полианна»

Педагог-психолог:

Хочу предложить вам видеофрагмент, в котором просто и ярко звучит очень важный посыл для нас, взрослых.
Великобритания, 2003 г., youtube.com/watch?v=4AU7tBIbWlk – момент игры «Умей радоваться»).

Педагог-психолог:

Какие мысли и чувства возникли?   Заметьте, родителей у девочки уже нет, но то, что они успели дать ей, сделало ее настолько жизнелюбивой, что эта позитивная энергия даже меняет жизнь окружающих ее людей. Рекомендую посмотреть фильм «Полианна» вместе с вашими детьми. Уважаемые родители, позитивное отношение к жизни – это бесценный дар, который и вы можете передать своим детям!

 

Памятка «Как поддерживать подростка»

 

 

Этап 3. Заключительная часть

Педагог-психолог:

В заключение нашей заочной встречи предлагаю вам попробовать две ресурсные практики.

Упражнение «Талисман позитивного мышления»

Педагог-психолог:

Сейчас вы находитесь в каком-то пространстве – комнате, вокруг вас множество привычных предметов. Не спеша оглядитесь вокруг. И ваш взгляд сам найдет тот предмет, который у вас ассоциируется с хорошим настроением, позитивным взглядом на жизнь. Это может быть что угодно – фотография, картина не стене, игрушка, книга, детская поделка… Возьмите этот предмет, рассмотрите его, почувствуйте его руками. Впустите в себя теплый свет, добрые воспоминания и чувства, которые он несет. И пусть это будет ваш личный талисман позитивного мышления. Вы можете вернуться к нему в трудную минуту и вспомнить, что вы умеете мыслить позитивно.

Упражнение «Практика благодарности»

Педагог-психолог:

Прямо здесь и сейчас подумайте и ответьте на вопрос: «Кому и за что в своей жизни я могу быть благодарен? – себе, другому человеку или Вселенной. Вы можете произнести свою благодарность вслух или написать в чате. Главное, чтобы вы делали это в повседневной жизни.

 

 

 

Онлайн-собрание для родителей «Как воспитать у подростка позитивное отношение к себе и миру».doc (скачать)
Родит_собр_Позитивное отношение к себе и миру.pdf (скачать) (посмотреть)
Pamyatka Kak roditelyu podderzhivat podrostka.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».