МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В.И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО____ (И.А. Мамонова)
Протокол № __ от «___» _______ 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по ВР:______ (В.Н. Козловская)
от «___»______________ 2022 г.
Директор ___________ (И.С. Зуйкина)
Приказ №___ от «___»________2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Информационная безопасность»
Направленность – техническая
Срок реализации программы – 1 года
Вид программы – модифицированная
Уровень – стартовый (ознакомительный)
Возраст обучающихся – 12-14 лет
Составитель – Гайворонская Валентина Михайловна,
педагог дополнительного образования
с.Восход
2022 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова».
При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Рабочая программа составлена в соответствие с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным Законом «О дополнительном образовании», принятым Государственной Думой 16.07.2001г.;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28);
-Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»;
- Положением об организации работы объединений по дополнительному образованию МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»;
- Учебным планом МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» .
Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с
бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Программа курса ориентирована на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, закрепления умения самостоятельно организовать свою учебную, в том числе проектную деятельность.
Направленность дополнительной образовательной программы: техническая
Актуальность программы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Информационная
безопасность» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
2
Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информационная безопасность» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при организации урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана для основного общего образования.
Отличительной особенностью Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию
сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы создавать условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и
последствия деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого
времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого общения;
Адресат программы – 12-14 лет; количество обучающихся – 8-15.
Объём и срок освоения программы: программа предусматривает 1 год реализации (34 часа) – 34 учебных недели.
Уровень программы: ознакомительный (стартовый).
Форма обучения: очная, при необходимости заочная (с применением дистанционных, информационных технологий).
Режим занятий. При определении режима знаний учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся в течение всего учебного года за
исключением каникул. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Цели и задачи программы
Цель:
• обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности
детей от информационных рисков и угроз;
• формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Обучающие:
1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
3
2. Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитывающие:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
3. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Воспитательный потенциал программы: предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень мотивации обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира;
4
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
12
Теория
5
Практика
7
1
Информация, компьютер и Интернет
2
3
Техника безопасности и экология
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
9
13
4
7
5
6
Итого
34
16
18
5
Формы
аттестации/контроля
Тестирование
Творческая работа
Творческая работа
Содержание программы
Информация, компьютер и Интернет (12 часов)
Теория: Компьютер - как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока.
Интернет - средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться
со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя.
Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети.
Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких
устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.).
Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. Угрозы
для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна.
Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составление сети
контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Аспекты кибербезопасности. Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности
информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг. Безопасные ресурсы для поиска. Безопасность платежных систем. Безопасность геоинформационных систем. Безопасность систем бронирования билетов. Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера. Хакерские атаки. Виды хакерских атак. Новые
технологии и новые угрозы информационной безопасности (применение робототехники и т.п.). Рост числа угроз для мобильных устройств.
Кибершпионаж.
Практика:
Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа. Создание электронной почты
Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть» или сделать групповую газету «Безопасность в Интернет».
Практическая работа «Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера».
Техника безопасности и экология (9 часов)
Теория: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Компьютер и зрение. Компьютер и недостаток движения. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM).
6
Комплекс упражнений при работе за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений. Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
Практика:
Практическая работа. Использование мобильного приложения Компас
Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места».
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость (13 часов)
Теория: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной
сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Критерии зависимости с точки зрения психологов
(приоритетность, изменения настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет - зависимости (пристрастие к работе с компьютером, к навигации и поиску информации, игромания и электронные покупки, зависимость от сетевого общения).Признаки игровой зависимости. Виртуальная личность - что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Управление личностью через сеть. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и
вредные. Деструктивная информация в Интернете - как ее избежать.
Практика:
Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях
Практическая работа. «Создание видеоролика на тему «Проблемы Интернет - зависимости».
1.4.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
Личностные результаты.
• Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной и информационной безопасности;
• Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
• Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
• Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
• Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
7
Предметные результаты:
• Знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информации в сети интернет;
• Умения соблюдать нормы информационной этики;
• Умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Оценка результативности: подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, проектная работа)
Ожидаемые результаты реализации программы
Правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. Выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять
файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет. Соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе. Уметь
применять программу Skype. Отличать вредные игры от полезных. Использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать
программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Устанавливать детские контент-фильтры. Различать (распознавать) мошеннические действия. Корректно общаться в сети Интернет. Защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники).
2.1.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34;
Количество учебных дней – 170;
Продолжительность каникул - осенние: с 29.10.22г. по 06.11.22г.
- зимние: с 31.12.22г. по 08.01.23г.
- весенние: с 18.03.23г. по 26.03.23г.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями, использовать диагностику интересов
и мотивации детей, основываться на социальном заказе общества, отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Информационная безопасность» осуществляется педагогом дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Информационная безопасность» включают следующих перечень необходимого оборудования:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
8
3. Интерактивная доска
4. Доступ к сети Интернет
5. Кабинет «Точка роста»
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации: творческие работы, тестирование, защита творческих работ, проектов.
Система оценки результатов освоения программы – педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнение обучающимися диагностических заданий, участие в мероприятиях, защиты
проектов, решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
2.4. Список литературы
1. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с.
2. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2012, 474 с.
3. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург,
2012, 240с.
4. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
5. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит",
2016,571 с.
6. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш.
проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с.
7. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
8. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва - Третий Рим, 2012, 100 с.
9. Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническая
литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.
9
Календарный учебный график
№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8-9
10
1112
13
1415
16
Дата
факт
Тема занятия
Информация, компьютер и Интернет.
Введение. Компьютер и информация
Поиск информации в сети Интернет. Работа с мобильными устройствами
Полезные и вредные страницы Интернета
Как работать в группе
Общение с использованием видеосвязи на примере
Skype
Категории персональных данных
Создание электронной почты
Количество
часов
Теория
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практика
1
1
1
1
2
2
Информационный буклет
Кибербезопасность
Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера
Техника безопасности и экология
Гигиена при работе с компьютером
ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места
1
1
2
1
2
Как защитить компьютер от повреждений
10
1
Наблюдение
Практическое
занятие
Наблюдение
Наблюдение
Практическое
занятие
Наблюдение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Тестирование
1
2
Форма контроля
2
1
Наблюдение
Практическое
занятие
Наблюдение
17
1819
Польза и вред компьютерных игр
Использование мобильного приложения Компас
1021
Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных
ситуациях
2223
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
2
2
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
Социальные сети
2
Создание сообщества класса в детских социальных сетях
Интернет-зависимости
Создание видеоролика на тему «Проблемы Интернет зависимости
2
Наблюдение
Практическое
занятие
2
Творческая
бота
1
Наблюдение
2
3
3
1
1
4
2
2
Незнакомцы в интернете
Практическое
занятие
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Деструктивная информация
11
2
1
1
1
ра-
1
Наблюдение
Лист корректировки
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по
плану
12
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по
факту