Информационная безопасность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В.И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО____ (И.А. Мамонова)
Протокол № __ от «___» _______ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по ВР:______ (В.Н. Козловская)
от «___»______________ 2022 г.

Директор ___________ (И.С. Зуйкина)
Приказ №___ от «___»________2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Информационная безопасность»
Направленность – техническая
Срок реализации программы – 1 года
Вид программы – модифицированная
Уровень – стартовый (ознакомительный)
Возраст обучающихся – 12-14 лет
Составитель – Гайворонская Валентина Михайловна,
педагог дополнительного образования
с.Восход
2022 год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова».
При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Рабочая программа составлена в соответствие с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным Законом «О дополнительном образовании», принятым Государственной Думой 16.07.2001г.;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28);
-Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»;
- Положением об организации работы объединений по дополнительному образованию МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»;
- Учебным планом МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» .
Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с
бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Программа курса ориентирована на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, закрепления умения самостоятельно организовать свою учебную, в том числе проектную деятельность.
Направленность дополнительной образовательной программы: техническая
Актуальность программы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Информационная
безопасность» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.

2

Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информационная безопасность» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при организации урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана для основного общего образования.
Отличительной особенностью Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию
сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы создавать условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и
последствия деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого
времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого общения;
Адресат программы – 12-14 лет; количество обучающихся – 8-15.
Объём и срок освоения программы: программа предусматривает 1 год реализации (34 часа) – 34 учебных недели.
Уровень программы: ознакомительный (стартовый).
Форма обучения: очная, при необходимости заочная (с применением дистанционных, информационных технологий).
Режим занятий. При определении режима знаний учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся в течение всего учебного года за
исключением каникул. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Цели и задачи программы
Цель:
• обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности
детей от информационных рисков и угроз;
• формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Обучающие:
1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
3

2. Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитывающие:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
3. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.

1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Воспитательный потенциал программы: предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень мотивации обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира;

4

1.4. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
12

Теория
5

Практика
7

1

Информация, компьютер и Интернет

2
3

Техника безопасности и экология
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.

9
13

4
7

5
6

Итого

34

16

18

5

Формы
аттестации/контроля
Тестирование
Творческая работа
Творческая работа

Содержание программы
Информация, компьютер и Интернет (12 часов)
Теория: Компьютер - как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока.
Интернет - средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться
со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя.
Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети.
Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких
устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.).
Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. Угрозы
для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна.
Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составление сети
контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Аспекты кибербезопасности. Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности
информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг. Безопасные ресурсы для поиска. Безопасность платежных систем. Безопасность геоинформационных систем. Безопасность систем бронирования билетов. Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера. Хакерские атаки. Виды хакерских атак. Новые
технологии и новые угрозы информационной безопасности (применение робототехники и т.п.). Рост числа угроз для мобильных устройств.
Кибершпионаж.
Практика:
Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа. Создание электронной почты
Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть» или сделать групповую газету «Безопасность в Интернет».
Практическая работа «Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера».
Техника безопасности и экология (9 часов)
Теория: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Компьютер и зрение. Компьютер и недостаток движения. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM).
6

Комплекс упражнений при работе за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений. Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
Практика:
Практическая работа. Использование мобильного приложения Компас
Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места».
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость (13 часов)
Теория: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной
сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Критерии зависимости с точки зрения психологов
(приоритетность, изменения настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет - зависимости (пристрастие к работе с компьютером, к навигации и поиску информации, игромания и электронные покупки, зависимость от сетевого общения).Признаки игровой зависимости. Виртуальная личность - что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Управление личностью через сеть. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и
вредные. Деструктивная информация в Интернете - как ее избежать.
Практика:
Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях
Практическая работа. «Создание видеоролика на тему «Проблемы Интернет - зависимости».

1.4.

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
Личностные результаты.
• Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной и информационной безопасности;
• Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
• Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
• Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
• Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
7

Предметные результаты:
• Знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информации в сети интернет;
• Умения соблюдать нормы информационной этики;
• Умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Оценка результативности: подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, проектная работа)
Ожидаемые результаты реализации программы
Правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. Выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять
файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет. Соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе. Уметь
применять программу Skype. Отличать вредные игры от полезных. Использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать
программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Устанавливать детские контент-фильтры. Различать (распознавать) мошеннические действия. Корректно общаться в сети Интернет. Защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники).

2.1.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34;
Количество учебных дней – 170;
Продолжительность каникул - осенние: с 29.10.22г. по 06.11.22г.
- зимние: с 31.12.22г. по 08.01.23г.
- весенние: с 18.03.23г. по 26.03.23г.

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями, использовать диагностику интересов
и мотивации детей, основываться на социальном заказе общества, отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Информационная безопасность» осуществляется педагогом дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Информационная безопасность» включают следующих перечень необходимого оборудования:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
8

3. Интерактивная доска
4. Доступ к сети Интернет
5. Кабинет «Точка роста»

2.3. Формы аттестации
Формы аттестации: творческие работы, тестирование, защита творческих работ, проектов.
Система оценки результатов освоения программы – педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнение обучающимися диагностических заданий, участие в мероприятиях, защиты
проектов, решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

2.4. Список литературы
1. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с.
2. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2012, 474 с.
3. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург,
2012, 240с.
4. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
5. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит",
2016,571 с.
6. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш.
проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с.
7. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
8. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва - Третий Рим, 2012, 100 с.
9. Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническая
литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.

9

Календарный учебный график
№ п/п
план
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8-9

10
1112

13
1415
16

Дата
факт

Тема занятия
Информация, компьютер и Интернет.
Введение. Компьютер и информация
Поиск информации в сети Интернет. Работа с мобильными устройствами
Полезные и вредные страницы Интернета
Как работать в группе
Общение с использованием видеосвязи на примере
Skype
Категории персональных данных
Создание электронной почты

Количество
часов

Теория

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

Практика

1
1

1

1

2

2

Информационный буклет
Кибербезопасность
Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера
Техника безопасности и экология
Гигиена при работе с компьютером
ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места

1

1

2

1

2
Как защитить компьютер от повреждений
10

1

Наблюдение
Практическое
занятие
Наблюдение
Наблюдение
Практическое
занятие
Наблюдение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Тестирование

1

2

Форма контроля

2
1

Наблюдение
Практическое
занятие
Наблюдение

17
1819

Польза и вред компьютерных игр
Использование мобильного приложения Компас

1021

Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных
ситуациях

2223
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
2

2

Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
Социальные сети
2
Создание сообщества класса в детских социальных сетях
Интернет-зависимости
Создание видеоролика на тему «Проблемы Интернет зависимости

2

Наблюдение
Практическое
занятие

2

Творческая
бота

1

Наблюдение

2

3

3

1

1

4

2

2

Незнакомцы в интернете

Практическое
занятие
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение

Деструктивная информация

11

2

1

1

1

ра-

1
Наблюдение

Лист корректировки
Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по
плану

12

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».