МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО классных руководителей Руководитель ШМО____ (И.А. Мамонова) Протокол № __ от «___» _______ 2022 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ зам. директора по ВР:______ (В.Н. Козловская) от «___»______________ 2022 г. Директор ___________ (И.С. Зуйкина) Приказ №___ от «___»________2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Информационная безопасность» Направленность – техническая Срок реализации программы – 1 года Вид программы – модифицированная Уровень – стартовый (ознакомительный) Возраст обучающихся – 12-14 лет Составитель – Гайворонская Валентина Михайловна, педагог дополнительного образования с.Восход 2022 год I. Пояснительная записка Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова». При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста». Рабочая программа составлена в соответствие с: - Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом «О дополнительном образовании», принятым Государственной Думой 16.07.2001г.; - Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28); -Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей»; - Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»; - Положением об организации работы объединений по дополнительному образованию МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»; - Учебным планом МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» . Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь). Программа курса ориентирована на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, закрепления умения самостоятельно организовать свою учебную, в том числе проектную деятельность. Направленность дополнительной образовательной программы: техническая Актуальность программы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Информационная безопасность» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права. 2 Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информационная безопасность» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при организации урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана для основного общего образования. Отличительной особенностью Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы создавать условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствия деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого общения; Адресат программы – 12-14 лет; количество обучающихся – 8-15. Объём и срок освоения программы: программа предусматривает 1 год реализации (34 часа) – 34 учебных недели. Уровень программы: ознакомительный (стартовый). Форма обучения: очная, при необходимости заочная (с применением дистанционных, информационных технологий). Режим занятий. При определении режима знаний учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся в течение всего учебного года за исключением каникул. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. Цели и задачи программы Цель: • обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз; • формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости). Задачи: Развивающие: 1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; 2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; 3. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий; Обучающие: 1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет; 3 2. Формировать умения соблюдать нормы информационной этики; 3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию. Воспитывающие: 1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности; 2. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности. 3. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. 1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Воспитательный потенциал программы: предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень мотивации обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира; 4 1.4. Содержание программы Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего 12 Теория 5 Практика 7 1 Информация, компьютер и Интернет 2 3 Техника безопасности и экология Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. 9 13 4 7 5 6 Итого 34 16 18 5 Формы аттестации/контроля Тестирование Творческая работа Творческая работа Содержание программы Информация, компьютер и Интернет (12 часов) Теория: Компьютер - как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет - средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. Угрозы для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна. Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составление сети контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Аспекты кибербезопасности. Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг. Безопасные ресурсы для поиска. Безопасность платежных систем. Безопасность геоинформационных систем. Безопасность систем бронирования билетов. Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера. Хакерские атаки. Виды хакерских атак. Новые технологии и новые угрозы информационной безопасности (применение робототехники и т.п.). Рост числа угроз для мобильных устройств. Кибершпионаж. Практика: Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.). Практическая работа. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype. Практическая работа. Создание электронной почты Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть» или сделать групповую газету «Безопасность в Интернет». Практическая работа «Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера». Техника безопасности и экология (9 часов) Теория: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Компьютер и зрение. Компьютер и недостаток движения. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM). 6 Комплекс упражнений при работе за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений. Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу. Практика: Практическая работа. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места». Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость (13 часов) Теория: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Критерии зависимости с точки зрения психологов (приоритетность, изменения настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет - зависимости (пристрастие к работе с компьютером, к навигации и поиску информации, игромания и электронные покупки, зависимость от сетевого общения).Признаки игровой зависимости. Виртуальная личность - что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Управление личностью через сеть. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Деструктивная информация в Интернете - как ее избежать. Практика: Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях Практическая работа. «Создание видеоролика на тему «Проблемы Интернет - зависимости». 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования Личностные результаты. • Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной и информационной безопасности; • Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. Метапредметные результаты: • Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; • Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; • Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий. 7 Предметные результаты: • Знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информации в сети интернет; • Умения соблюдать нормы информационной этики; • Умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию. Оценка результативности: подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, проектная работа) Ожидаемые результаты реализации программы Правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. Выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет. Соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе. Уметь применять программу Skype. Отличать вредные игры от полезных. Использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Устанавливать детские контент-фильтры. Различать (распознавать) мошеннические действия. Корректно общаться в сети Интернет. Защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники). 2.1. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Количество учебных недель – 34; Количество учебных дней – 170; Продолжительность каникул - осенние: с 29.10.22г. по 06.11.22г. - зимние: с 31.12.22г. по 08.01.23г. - весенние: с 18.03.23г. по 26.03.23г. 2.2. Условия реализации программы Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями, использовать диагностику интересов и мотивации детей, основываться на социальном заказе общества, отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Информационная безопасность» осуществляется педагогом дополнительного образования. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Информационная безопасность» включают следующих перечень необходимого оборудования: 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 8 3. Интерактивная доска 4. Доступ к сети Интернет 5. Кабинет «Точка роста» 2.3. Формы аттестации Формы аттестации: творческие работы, тестирование, защита творческих работ, проектов. Система оценки результатов освоения программы – педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнение обучающимися диагностических заданий, участие в мероприятиях, защиты проектов, решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. 2.4. Список литературы 1. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с. 2. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2012, 474 с. 3. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с. 4. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с. 5. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с. 6. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш. проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с. 7. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с. 8. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва - Третий Рим, 2012, 100 с. 9. Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническая литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с. 9 Календарный учебный график № п/п план 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8-9 10 1112 13 1415 16 Дата факт Тема занятия Информация, компьютер и Интернет. Введение. Компьютер и информация Поиск информации в сети Интернет. Работа с мобильными устройствами Полезные и вредные страницы Интернета Как работать в группе Общение с использованием видеосвязи на примере Skype Категории персональных данных Создание электронной почты Количество часов Теория 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практика 1 1 1 1 2 2 Информационный буклет Кибербезопасность Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера Техника безопасности и экология Гигиена при работе с компьютером ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места 1 1 2 1 2 Как защитить компьютер от повреждений 10 1 Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение Тестирование 1 2 Форма контроля 2 1 Наблюдение Практическое занятие Наблюдение 17 1819 Польза и вред компьютерных игр Использование мобильного приложения Компас 1021 Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях 2223 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 2 2 Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. Социальные сети 2 Создание сообщества класса в детских социальных сетях Интернет-зависимости Создание видеоролика на тему «Проблемы Интернет зависимости 2 Наблюдение Практическое занятие 2 Творческая бота 1 Наблюдение 2 3 3 1 1 4 2 2 Незнакомцы в интернете Практическое занятие Наблюдение Творческая работа Наблюдение Деструктивная информация 11 2 1 1 1 ра- 1 Наблюдение Лист корректировки Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану 12 Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту