Мастерская творчества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА имени В. И. КРИВОРОТОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО ________ (И.А. Мамонова)
Протокол №_____ от «____»____________2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ ( В.Н.Козловская)
«_____»_____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _______ (И.С.Зуйкина)
Приказ №____ от «____»_______2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «Мастерская творчества»
для 8-9 классов
общекультурного направления
Возраст обучающихся 12-15 лет
Срок реализации программы 1 год

Составлена: Мамкичева Марта Андреевна
педагогом дополнительного образования

2022 г

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования учащихся «Мастерская творчества» составлена для учащихся 8-9 классов МБОУ
«Восходненская школа имени В.И Криворотова».
Программа предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнение учащимися проектов, участие в выставках.
Сроки реализации программы « Мастерская творчества» один год.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, с недельной нагрузкой 1 час, курс рассчитан на 34 часа в год.
Нормативными документами для составления программы являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28);
• Распоряжение Правительства Российской Федерации 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей».
• Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам МБОУ
«Восходненская школа имени В.И. Криворотова»;
• Положение об организации работы объединений по дополнительному образованию МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»;
• Учебный план МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова» на 2021-2022 уч. год.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет общекультурное направление.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого
ребенка и его самореализации.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и
социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего
и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь,
выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Вид программы краткосрочная.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по художественному творчеству, а также синтеза нетрадиционных техник.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 12-15 лет, количество обучающихся 14 человек.
2

Цель программы:
Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое
воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
• Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах,
многообразии оттенков цветов.
• Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
• Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус учащихся.
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и
коллективизма.
• Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Основные формы дополнительной образовательной программы являются:
• Лекториум
• Мастер-классы
• Беседы
• Практические занятия с дозируемой помощью педагога
Самостоятельные практические занятия
Ожидаемые результаты:
Организация по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и
последовательности действий;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами;
- оценка результатов работы.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
Предметные:
-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения
учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Данная программа способствует формированию у учащихся следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
4

•

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные УУД
Учащийся научится
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку педагога;
• различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Учащийся сможет:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
5

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Формы подведения итогов:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
• – в классе,
– в школе
• Участие в украшении школы и класса к праздникам.
• Участие в школьных, районных, городских выставках и конкурсах детских творческих работ.
Формы проведения итогов образовательной программы являются выставки разного уровня.

Учебно-тематическое планирование.
№

Тема

Количество часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бумагой и картоном

6

1

5

3

Работа с различными тканями

5

1

4

4

Работа с природным
материалом

4

1

3

5

Плетение из нитей

4

1

3

6

Новый вид старым вещам

3

1

2
6

Формы
аттестации/контроля

7

Лепка из солёного теста

3

1

2

8

Поделка из бросового
материала

4

1

3

9

Поделки из всего на свете

3

1

2

10

Итоговое занятие

1

1

-

Содержание основных разделов
1. Вводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный
инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в сельский музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими образцами
народного творчества.
Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Освоение правил просушивания и хранения природных
материалов, необходимых для различных поделок.
2. Работа с бумагой. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика.
Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения
деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам,
рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по
контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и
размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
3. Работа с различными тканями. Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов
(последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.
Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных
материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение
припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными швами.
Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
4. Работа с природными материалами. Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными
материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и
приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным
7

схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между
деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
5. Плетение из нитей. Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение
нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила
безопасной работы.
Практические работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.
6.
Лепка из солёного теста. Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон,
подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.
Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.
7. Поделки из бросового материала. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность,
инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
8. Поделки из всего на свете. Приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой
гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая
характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы
формообразования деталей изделия.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого
подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей
освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с
учетом результатов опроса учащихся и их родителей).
9.Итоговое занятие. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной
выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех
учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.
Практическая работа: проведение выставки.

8

Календарно тематическое
№
1.

Дата
проведения
план. факт.
05.09
Вводное занятие
12.09

2.

Содержание

Работа с бумагой и картоном
Многообразие материалов и сферы их применения.

планирование
Количество часов

Форма занятия

1

теоретическое

1

теоретическое

3.

19.09

Аппликация из геометрических фигур.

1

практическое

4.

26.09

Складывание гармошкой. Практическая работа «Бабочки»

1

практическое

03.10

Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги.
«Собачка или птичка»

1

практическое

6.

10.10

Поделка из бумаги «Овечка»

1

практическое

7.

17.10

Поделка из бумаги «Яблоко»

1

практическое

24.10

Работа с различными тканями

5.

8.
9.

Беседа «Работа с тканью». Правила безопасности
07.11

10. 14.11
11.

21.11

12. 28.11
05.12
13.

1

теоретическое

Поделка из ткани «Полёт к звёздам»

1

практическое

Поделка из ткани «Аквариум»

1

практическое

Поделка из ткани «Мяч»

1

практическое

Поделка из ткани «Белые розы»

1

практическое

Работа с природным материалом

1

Поделка из ткани «Белые розы»
9

практическое

Форма
контроля

14.
15.
16.

12.12

Моделирование из природных материалов на пластилиновой
основе. «Ёжик из еловой шишки».

1

практическое

19.12

Игрушки из природных материалов «Шалтай-болтай из
камешка»

1

практическое

26.12

Игрушки из природных материалов «Рыба из косточки от
персика»

1

практическое

09.01

Плетение из нитей

1

теоретическое

17.

Беседа «Работа с нитью». Правила безопасности

18. 16.01

Работа из ниток «Микроб»

1

практическое

23.01

Работа из ниток «Открытка»

1

практическое

30.01

Работа из ниток «Кукла»

1

практическое

06.02

Новый вид старым вещам

19.
20.

1

теоретическое

21.

Инструктаж по работе с материалом

22. 13.02

Практическая работа изготовление изделий «Игольница»

1

практическое

23. 20.01

Практическая работа изготовление изделий «Карандашница»

1

практическое

27.01
24.
25.
26.
27.

Лепка из солёного теста

1

Инструктаж по работе с материалом

теоретическое

06.03

Поделка из солёного теста «Солнышко»

1

практическое

13.03

Поделка из солёного теста «Барыня»

1

практическое

27.03

Поделка из бросового материала

1

Экологическая проблема использования отходов.
10

теоретическое

28.
29.
30.

03.04

Изготовление полезных мелочей из вторичных материалов
«Кораблик»

1

практическое

10.04

Изготовление полезных мелочей из вторичных материалов
«Букет для мамы»

1

практическое

24.04

Изготовление полезных мелочей из вторичных материалов
«шьем платье»

1

практическое

28.04

Поделки из всего на свете

1

теоретическое

31.

Инструктаж по работе с материалом

32. 04.05

Аппликация из пуговиц «Пуговичные цветы»

1

практическое

15.05

Мозаика из бисера и пайеток

1

практическое

22.05

Итоговое занятие

1

теоретическое

33.
34.

Формы аттестации творческие работы, отчетные выставки.
Оценочные материалы: работы обучающихся.
Методические материалы дополнительной общеобразовательной программы.
11

На занятиях кружка «Творческая мастерская» используется групповая форма работы с детьми, но также не исключена и работа в подгруппах (с
меньшим количественным составом). Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на индивидуальные особенности каждого
ребенка. На каждом занятии регулярно проводятся беседы. Для развития сенсорной и зрительной памяти, широко используются наглядные
методы обучения, демонстрируются фотографии, репродукции, образцы художественных изделий.
Для реализации программы необходимо наличие учебного кабинета в соответствии с СанПиН. Оборудование для организации
образовательного процесса: Столы и стулья. Шкафы для хранения инструментов и приспособлений. Компьютер. Аптечка (перевязочные
материалы).
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо наличие учебного кабинета в соответствии с СанПиН. Оборудование для организации образовательного
процесса: Столы и стулья. Шкафы для хранения инструментов и приспособлений. Компьютер. Аптечка (перевязочные материалы).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.

Список литературы.
Нуфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.
Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.
Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.
Декупаж. Красивый декор своими руками/ И.В. Резько. – Минск: Харвест, 2010. – 255с.
Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 318с.
Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 152с.
Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.
Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.
Интернет ресурсы:
Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
Блоги по рукоделию: http://liveinternet.ru

12

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата
проведения
по плану

Причина корректировки

13

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения
по факту

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».