Программа по математике

Приложение 6 к ООП НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО_______(Бекирова Л.А.)
Протокол № 01от 30.08.2022 г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР____ (Макарчук О.Н.)
«30» августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
для 2-4 классов
уровень изучения: базовый

Составлена
учителями начальных классов
Срок реализации программы: 3 года

2022 г

I. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова». Рабочая программа
предусматривает обучение математике в следующем объёме: 2 класс- 4 часа в неделю (всего 136 часов), 3 класс- 4 часа в неделю (всего 136
часов), 4 класс- 4часа в неделю (всего 136 часов).
Программа построена на основе основной образовательной программы. Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным
программам, требования к ЗУН соответсвует требованиям ОП, коррекция происходит в получении объёма знаний, а не в сокращении тем.
Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебники:
1. Моро М.И. и др. Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014
2. Моро М.И. и др. Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014
3. Моро М.И. и др. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа составлена в соответствие с:
­ Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»
-Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах»
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»
-Положением о рабочей программе МБОУ «Восходненская школа имени В.И. Криворотова»

2

II. Планируемые результаты

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости
постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться
прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение
к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах
деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к
урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных
задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
3

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов,
разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к
улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых
задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или
установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными,
составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной
форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения,
распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
4

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•

понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться
прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении
высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,
вежливо общаться;
аргументировано выражать свое мнение;
совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий,
проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или
иного предмета при указанном порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в
пределах 20;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и
нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная
последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение
между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
5

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков
действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением
переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах
10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять
арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать
инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже),
перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
6

Учащийся получит возможность научиться:
• выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку
(две точки), не совпадающие с его концами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
• измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и
соотношения между ними;
• чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
• выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
• соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
• читать небольшие готовые таблицы;
• строить несложные цепочки логических рассуждений;
• определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
• проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

7

III. Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от О до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр); времени (секунда, минута,
час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица
сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления).
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения:
переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.
Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного
сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы
проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а ± 28, 8 ; b, с : 2; с двумя переменными вида а + b, а-Ь, а-b, c:d;
вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при
рассмотрении умножения с 1 и 0 (1-a=a, 0-с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений
между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи,
содержащие отношения больше на (в)..., меньше на (в)... . Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость,
время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход
на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе
— дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник: треугольник,
четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
8

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон:
разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, пирамида, шар).
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между
единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление
периметра
многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление
площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных
формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и т. д. по заданному
правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов {верно/неверно, что...; если..., то...; все; каждый и др.).
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
• понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов
и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы,
размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы
и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать
коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать
истинность предположения).

9

IV. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
2 класс
Тематический блок, тема
№
1
Числа от 1 до 100. Нумерация
2
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
3

4

5

Числа от 1 до 100. Умножение и деление.

Модуль рабочей программы
воспитания «Школьный урок»
01.09 Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного рода
ЧС)
15.10 Всемирный день математики.
4.11 День народного единства
16.11 Международный день
толерантности
8.02 День российской науки
23. 02 День защитника Отечества
18.03 День воссоединения Крыма с
Россией

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и 12.04 День космонавтики.
деление.
26.04 День памяти жертв Чернобыльской
катастрофы
Итоговое повторение
9.05 День Победы.
15.05 Международный день семьи.
24.05 День славянской письменности и
культуры.
Итого:

10

Количество
часов

Количество контрольных работ

16
Текущая контрольная работа - 1
71

Текущая контрольная работа – 2
Итоговая контрольная работа – 2
Математический диктант - 1

17
Математический диктант - 1
Текущая контрольная работа – 1
Итоговая контрольная работа - 2
21
Итоговая контрольная работа - 1
11
Итоговая контрольная работа - 1
136

10

3 класс
Тематический блок, тема
№
1
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
2
Табличное умножение и деление.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и
деление.
Числа от 1 до 1000.Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Умножение и деление.

3
4
5
6

Итоговое повторение

7

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»

Количество
часов

01.09 Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям
в условиях различного рода ЧС)
08.09 Международный день грамотности.
24.09 Урок, посвященный Дню
Государственного герба и Государственного
флага Республики Крым.
16.11 Международный день толерантности.

8

Количество контрольных
работ

1
56
3
27

05.12 День добровольца (волонтера).
08.02 День российской науки.
18.03 День Воссоединения России и Крыма.
12.04 День космонавтики.
09.05День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне.

2

13
10
12

1
1
1

10

Итого:

1

136

10

4 класс
№

Тематический блок, тема

1
Числа от 1 до 1000. Повторение.
2
Числа, которые больше 1000.Нумерация.

Модуль рабочей программы
воспитания «Школьный урок»
11.09 125 лет со дня рождения советского
математика В.Л. Гончарова.
24.09 Урок, посвященный Дню
Государственного герба и
11

Количество
часов
12
10

Количество контрольных
работ
1
1

3

4

5

6

7

Величины
Числа, которые больше 1000. Сложение и
вычитание.
Умножение и деление.

Итоговое повторение

Государственного флага Республики
Крым.
28-31.10 Всероссийский урок
безопасности школьников в сети
интернет
16.11 Международный день
толерантности
28.11 День матери в России
03.12 День неизвестного солдата
12.12 День Конституции РФ.
27.01 День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады.
23.02 День защитники Отечества.
08.03 Международный женский день.
12.04 День космонавтики.
26.04 День памяти жертв Чернобыльской
катастрофы.
15.05 Международный день семьи

Итого:

14
1
11
1
79

4

10
2
136

К программе предусмотрено приложение
Приложение №1: Календарно-тематическое планирование с листами самооценки

12

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».