Приложение 7 ООП ООО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КРИВОРОТОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО на заседании ШМО учителей __________ Руковолитель ШМО_______(_________) Протокол № ___ от ___ ___2022 г СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ «_____»________________2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Обществознание» для 6-а,б,к классов уровень изучения : базовый Составлена учителем истории и обществознания Исмаиловой Л.А. Срок реализации программы: 1 год 2022 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 6-а,б,к классов МБОУ «Восходненская школа». Рабочая программа предусматривает обучение обществознанию в следующем объёме: 6 класс - 1 час в неделю (всего 34 часа). Программа построена на основе основной образовательной программы. Для классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам, требования к ЗУН соответствует требованиям ОП, коррекция происходит в получении объёма знаний, а не в сокращении тем. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебники: 1. Обществознание 6 класс. Н.Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Н. Иванова и др. / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М., «Просвещение», 2016 г. С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся Рабочая программа составлена в соответствие с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897» - Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 29.12.2018г. - Авторской программой по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект М: Просвещение, 2011г.; - Рабочей программой по обществознанию. 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014г. - Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 « О рабочих программах»; - Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « Восходненская школа»; - Положением о рабочей программе МБОУ « Восходненская школа». 2 II. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; 3 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. 4 III. Содержание курса Введение-1ч. Знакомство с курсом «Обществознание 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника. Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Принадлежность двум мирам. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность, – какая она. Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Потребности и способности человека. Какие бывают потребности. Способности человека. Внутренний мир человека. Когда возможности ограничены. Понятие «возможность». Ограниченные возможности: о том, какими они бывают, и тех, кто старается их преодолеть. Необычный театр. Как расширить границы своих возможностей. Важная сторона отношений.Взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями. Мир увлечений. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время: телевизор, компьютер и мобильный телефон. Что такое хобби. Тема 2. Человек среди людей (10 часов) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Тема 3. Нравственные основы жизни (8 часов) Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Отношения с окружающими. Понятие «межличностные отношения». Чувства –основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Правилавзаимодействия с окружающими. Общение. Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенностиобщения со сверстниками, старшими и младшими. Человек в группе. Какие бывают группы. Кто может быть лидером. Правила в группе. Поощрения и наказания в группе. Выбор группы. Отношения со сверстниками. Что такое дружба. Что мешает дружить. 5 Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Выбор поведения при конфликте. Разрешение конфликта. Как правильно вести себя в ситуации конфликта. Семья и семейные отношения. Понятие «семья». Семейные отношения. Конфликт поколений. Семейные традиции. Правила построения отношений с родителями. Итоговое повторение (3 часа) IV. Тематическое планирование, в том числе с учётом программы воспитания 6 класс № п/ п Наименование темы 1 Введение 2 Человек в социальном измерении Модуль рабочей программы воспитания Количество «Школьный урок» часов практических лабораторных контроль экскур работ работ ных сий работ 07.09. 210 лет со дня Бородинского 1 сражения 12 2 В течении сентября День памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 год (распоряжение СМ РК от 26.08.2022 № 1273-р). До 15.09. Всероссийский конкурс творческих, проектных и исследовательских работ обучающихся «#ВместеЯрче» (приказ Министерства образования, науки и молодежи от 09.06.2021№ 979)19.09. День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым (распоряжение СМ РК от 31.08.2022 № 1301-р) 20.09. Благотворительная акция «Белый цветок». 01.10.Международный день пожилых людей. 16.10. День отца в 6 3 Человек среди людей 4 Нравственные основы жизни России. 12.10. Месячник правовых знаний 25.10. Международный день школьных библиотек. 26.10. 220-летие со дня образования Таврической губернии 04.11. День народного единства 8.11 - День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. 16.11 - Международный день толерантности. 20.11 - День начала Нюрнбергского процесса. 3.12 - День неизвестного солдата. 3.12 – Международный день инвалидов. 5.12 – День добровольца (волонтёра) в России. 9.12 – День Героев Отечества. 27.01 – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 2.02 - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. 8.02 – День российской науки. 14.02 - Международный день книгодарения. 15.02 – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 18.03 – День воссоединения Крыма с Россией. 12.04 – День космонавтики. – 78 лет со дня начала операции по освобождению Крыма от немецкофашистских захватчиков. 19.04 - День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (1783 год) 7 10 2 - - - 8 2 - - - 5 – День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. 9.05 – День Победы. – Международная акция «Георгиевская ленточка». Международная акция «Диктант Победы» 15.05 – Международный день семьи. 19.05 – День детских общественных организаций России. 100-летие Всесоюзной пионерской организации. Итоговое повторение Итого: 3 - 34 6 - К программе предусмотрены приложения: Приложение №1. Календарно-тематическое планирование с листами корректировки Приложение №2. ФОС (Согласно рабочей учебной программе контрольные работы по обществознанию не предусмотрены). 8 - - Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)