Литература
Аннотация к рабочей программе по литературе для 5-9 классов (ФГОС ООО)
Рабочая программа для изучения русского языка составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы основного общего образования по литературе, программ по литературе к учебным комплексам, которые приняты для базового изучения в 5-9 классах автора В.Я. Коровиной.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысла творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.
В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы.
В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учебно-методический комплект:
Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 5 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2.: М., Просвещение.
Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. / Под ред. Коровиной В. Я. Литература. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2.: М., Просвещение.
Коровина В. Я. Литература. 7 класс.: М., Просвещение.
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Литература. 8 класс.: М., Просвещение.
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. и др. Литература. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2016.
Место предмета в учебном плане.
На изучение литературы в 5-9 классах выделяется 408 часов.
Количество часов в год: 5 класс – 68 часов; 6 класс – 102 часа, 7 класс – 68 часов, 8 класс – 68 часов, 9 класс - 102 часа.
Аннотация к рабочей программе по литературе для 10-11 классов
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе (базовый уровень), на основе программы среднего общего образования по литературе для 10-11 классов (базовый уровень) авторов программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, М.: «Русское слово», 2010 г. Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
Задачи Рабочей программы:
- сформировать представление о практической реализации ФКГОС при изучении русского языка;
- определить содержание, объем, порядок изучения русского языка с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Программа 10-11 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой (от мифологии, фольклора, древнерусской словесности до литературы ХХ века). Программа ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Структура программы 10-11 классов отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного процесса.
Учебно-методический комплект:
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. Учебник 1,2 часть. -М.: - Русское слово. Учебник.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс. Учебник 1,2 часть. -М.: - Русское слово. Учебник.
Место предмета в учебном плане.
На изучение литературы в 10-11 классах отводится 204 часа (10 класс – 102 часа, 11 класс – 102 часа).