15.02.2023
Ход урока
Глагол придает
речи жизнь, — присутствием своим
животворит отдельные слова.
Николай Греч
- Организационный момент
Слово учителя: «Здравствуйте,
ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой
роботе. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, настроимся на плодотворную
работу.
2. Проверка д/з. –закрепление.
Упр.370(5)
Устный
опрос:
-Какой
раздел науки о языке изучает части речи? (морфология)
-На
какие 2 группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
-Почему
самостоятельные части речи имеют такое название? (они служат для связи слов в
предложении, для отрицания и т.д.)
Что
обозначает глагол? (действие предмета)
-Назовите
морфологические признаки глагола (изменяются по временам, лицам, числам и
родам)
-Синтаксическая
роль глагола (в предложении чаще всего выступает сказуемым)
Отвечает
2 ученика, получают оценки
3. Объяснение материала.
Слово учителя: Сегодня,
ребята, мы также продолжим наш разговор о глаголах. Но прежде давайте вспомним какой праздник
весь мир отмечает 21 февраля? Правильно, этот праздник называется-Международный
день родного языка. Трудно
переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открыл
для себя мир. На нем рассказывали сказки в семье, пели песни в дорогом сердцу
уголке, с его помощью мы учились взаимодействовать со всем, что нас окружает.
«Бессмертие народа — в его языке», —
сказал писатель Чингиз Айтматов. Язык этноса помогает сохранять его историю
и культуру, традиции и бытовой уклад. И сегодня ученые, педагоги и
международные общественные организации ставят задачу — сберечь языковое
богатство мира.
Для этого установлен
Международный день родного языка. А глагол, как и другие обязательные
части речи, является неотъемлемой частью нашей речи, которую мы используем в
день, как минимум 700-800 раз (так утверждает статистика).
И вот сейчас к нам на урок
русского языка пришли гости из далёкой старославянской школы, которая
существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные
истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
Ученик1: “На удивительную силу русского
глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например,
Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит
отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве
эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Название “глагол” происходит от
старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол”
в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Работа с эпиграфом.
Именно в этом смысле употребил
его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол —
это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается
его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает
“процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит,
меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском
языке?
Ученик2: “Известный русский
лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к
чему они приложены”. И это, действительно, так. С помощью имен существительных
можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить
признаки, что обозначает существительное, но только глаголы могут “оживить”
окружающий нас мир.
Причем в текстах разных стилей
глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно
6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется
гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера
русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное
значение глаголов.
Языковедами глагол выделяется как
самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол
занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Давайте же все вместе будем
учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее
точные для каждой речевой ситуации глаголы.
Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться
многообразием глагольной лексики?
4.Работа у доски и в тетрадях:
Учитель: А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что
делает?”
Повар -…, врач - ….., учитель -
…, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь -
.., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце
- .., вода - ..
Молодцы, теперь, пожалуйста, составьте с ними предложения и выделите
подлежащие и сказуемое .
Учитель: А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами
пиктограммы, и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих
ярких “ лицах-пиктограммах”.
Сделайте вывод.
(Передают состояния, настроение
человека тот или в иной момент его жизни)
5. Закрепление
Ребята
какое время года мы с вами с нетерпением ждём?
Вот и следующий наш текст посвящен этому замечательному периоду.
А) выразительное чтение текста:
Апрель – настоящий водолей. Заиграют
талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились
лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идёт лёд.
Б) беседа по тексту:
- Лексическое значение всех слов
этого текста вам понятно?
- Что такое разводье?
(Пространство чистой воды между льдами,
весной)
- Почему в первом предложении
поставлен знак тире?
(Апрель –сущ.,а второе сущ-ое
«водолей» выступает в роли сказуемого
, между двумя существительнымими ставится тире)
- Какие слова в тексте несут
основную смысловую нагрузку? (глаголы). Назовите их
- Найдите и запишите глаголы,
соответствующие схемам:
¬ᴖ˄□ (заиграют) ᴖ˄□˄(трогаются)
-
Зададим вопросы к этим глаголам?
- Какой из глаголов
обозначает законченность действия?
(тронулись)
- Какой из глаголов обозначает
незаконченность действия?
(заиграют)
Подписываем под глаголами время.
Ученики пробуют самостоятельно сделать выводы о том, на какие вопросы отвечают
глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
6.
Физкультминутка
7. Слуховой диктант
Учитель:Сейчас
вы прослушайте стихотворение А.С.
Пушкина. Ваша задача:выписать глаголы ,которые встречаются в тексте.
К ***
Я
помню чудное мгновенье:
Передо
мной явилась ты,
Как
мимолетное виденье,
Как
гений чистой красоты.
В
томленьях грусти безнадежной,
В
тревогах шумной суеты,
Звучал
мне долго голос нежный
И
снились милые черты.
Шли
годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял
прежние мечты,
И я
забыл твой голос нежный,
Твои
небесные черты.
В
глуши, во мраке заточенья
Тянулись
тихо дни мои
Без
божества, без вдохновенья,
Без
слез, без жизни, без любви.
Душе
настало пробужденье:
И
вот опять явилась ты,
Как
мимолетное виденье,
Как
гений чистой красоты.
И
сердце бьется в упоенье,
И
для него воскресли вновь
И
божество, и вдохновенье,
И
жизнь, и слезы, и любовь.
(Помню, явилось, звучал, слились,
шли, рассеял, забыл, тянулись, настало, явилось, бьется, воскресли.)12
глаголов.
8. Подведение итогов
-Итак, ребята, а теперь, после прослушанного
стихотворения и проделанной работы, ответьте, пожалуйста, на главный вопрос ДЛЯ
ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАГОЛЫ? Не забудьте вернуться к эпиграфу нашего урока!
-И последнее наше закрепительное
задание-это СИНКВЕЙН со словом «глагол»
ГЛАГОЛ
НЕОБХОДИМЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ
УПОТРЕБЛЯЕТСЯ, ДЕЙСТВУЕТ, ОЖИВЛЯЕТ
ПРИДАЁТ РЕЧИ ЖИЗНЬ
ДЕЙСТВИЕ
9.Рефлексия
Учитель: Молодцы, ребята, поработали вы хорошо. А теперь пожалуйста
заполните те карточки, что лежат у вас на партах, в конце урока дежурный их
соберет.
Рефлексия.
- «Самое
главное, что я сегодня понял на уроке»…………………………………………………………………………………………
- Доволен
ли ты тем, как прошел
урок?.................................................................
- Сумел
ли ты получить новые знания? ……………………………………………………………………….
- Был
ли ты активен на
уроке?..........................................................................................
- Сумел
ли ты показать свои
знания?................................................
- Пожелания……………………………………………………………………………………
12. Постановка
д.з.
Из учебника по литературе (ч.2, стр.52) выписать глаголы,
указать их время, число, лицо, род (С.Есенин «Я покинул родимый дом…»)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2023
Дата обновления: 16.02.2023
Дата публикации: 15.02.2023